Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды. Поэтому при раскрытии понятия “государственный бюджет” любой страны целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность.
Государственный бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. В то же время бюджет – это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Бюджет является и исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развития товарно-денежных отношений и действующей в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому его сущность как экономической категории, основное назначение не меняются в зависимости от смены общественных формаций. Но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др.
К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической, в том числе финансовой науки и т. п. Бюджеты разных стран в историческом периоде в условиях единой формации имеют много схожего: структуру доходов, расходов, несмотря на свои национальные и другие особенности.
Государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами.
Выступая как главный финансовый план, государственный бюджет определяет доходы и расходы государства, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.
Государственный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждения непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования — временные свободные средства бюджета.
В процессе составления основного финансового плана государства государственный бюджет материализуется — воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Однако форма и материальное ее воплощение — лишь внешние признаки государственного бюджета, глубинную же суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Не случайно бюджет как совокупность денежных отношений можно выделить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:
1) денежной форме отношений (опосредуют движение финансовых ресурсов);
2) сфере их действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
3) участникам отношений (один из них всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их; вторым субъектом этих отношений выступают предприятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);
4) безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением (однако речь идет о безвозмездности в смысле экономической или социальной отдачи в соответствующем периоде или на перспективу).
Движение бюджетных ресурсов и сопутствующие им отношения необходимо определять с учетом их результативности как при формировании доходов бюджета, так и при их использовании.
Так, бюджеты стран, функционирующие в рыночной экономике, свои доходы формируют в решающей части за счет налогов. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.
С помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Достигается это посредством:
1) налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них и предложение;
2) бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;
3) финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
4) образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;
5) социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.
Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом. В развитых странах решающей становится роль бюджета в реализации финансовой политики правительства, регулировании общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций, воспроизводства и его расширение, развитии социальной сферы и т. п.
Переход к рыночным отношениям предполагает существенное изменение всех экономических категорий, в том числе и государственного бюджета.
Производственные отношения, базирующиеся на полной экономической независимости товаропроизводителей, их широкой самостоятельности, предопределяют свободное движение товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотношений между участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности и содействуют прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальное последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства и получили название государственного регулирования, которое приобретает форму экономического и социального регулирования.
Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые находят выражение в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводства, устанавливающих правила цивилизованного проведения и оформления сделок, законного движения капитала, защиты частной собственности и т. п. К ним можно отнести и антимонопольные декреты, направленные на ограничение действий монополистов и расширение свободной конкуренции. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими методами, прежде всего через финансовую и кредитную политику. Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т. п.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований и др.
3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.).
4. Выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).
5. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.
Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения его участников. Важное значение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосновать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, рациональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества. Такой аппарат должен базироваться на развитии научной теории в области экономических исследований, формирования и использования бюджета, а также на применении прогрессивных методов исчисления всех его статей на основе экспериментальных оценок, моделирования отдельных взаимосвязей и прогнозирования их результатов, выбора оптимальных решений.
Мировая практика подтверждает, что результативность государственного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов: эффективности, стабильности и социальной справедливости. Эффективность экономики означает, что государство при формировании бюджета, определении механизма налогообложения, направления бюджетных ресурсов должно всегда руководствоваться экономической целесообразностью и высокой результативностью затраченных средств. При этом следует учитывать долгосрочную выгоду не отдельного субъекта, а всего хозяйства или общества в целом. С данных позиций необходимо подходить к выбору источников доходов, обоснованию их размеров, определению расходов отдельных звеньев и их финансированию. Принцип эффективности находит выражение не только при установлении рациональных взаимоотношений между бюджетом и отдельными предприятиями, учреждениями, населением, но и при определении структуры объема расходов на общегосударственные мероприятия. С точки зрения общества, даже выгодно, чтобы часть бюджетных ресурсов (в оптимальных размерах) направлялась на оборону страны, охрану внутреннего порядка, содержание органов управления экономикой, развитие непроизводственной сферы. Это не только обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, но и условия для повышения их материального и культурного уровня жизни.
Стабильность экономики возможна лишь в том случае, когда государство контролирует экономический цикл, его взлеты и падения, воздействует с помощью бюджета и кредита на общеэкономические пропорции в распределении валового продукта, создает резервы для предупреждения диспропорций. Стабильность производства может обеспечить налоговая политика, стимулирующая его рост, расширение, обновление основных производственных мощностей. Не менее важное значение имеют финансовая поддержка развития науки, образования, подготовки высококвалифицированных кадров и создание других социальных условий для непрерывного общественного прогресса.
Социальная справедливость находит отражение в справедливом обложении равных доходов субъектов, действующих в единых условиях, а также в финансировании широкой сети образовательных заведений, культурно-просветительных и медицинских учреждений, гарантирующих определенный уровень социальных благ. Бюджет предоставляет свои средства и для справедливой индексации доходов, вкладов населения для снижения финансовых потерь в связи с инфляционными процессами.
Сфера действия бюджета в рыночной экономике весьма широкая, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство, руководствуясь основными принципами регулирования, с учетом конкретной ситуации может с помощью бюджета, кредита, инвестиционной политики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения.[30, с. 122]
В таких условиях бюджет определяет формирование важнейших стоимостных пропорций: между производством средств производства и потребления; между накоплением и потреблением; между материальной и непроизводственной сферами, отраслями хозяйства. Спецификой бюджетного перераспределения национального дохода является безвозвратность средств, направляемых на предусмотренные мероприятия. Поэтому взаимоотношения государственного бюджета как с предприятиями, организациями всех форм собственности, так и с населением отличаются от других денежных отношений не только своим содержанием, но и своей формой – безвозмездностью. В данном случае движение стоимости в виде изъятия налогов, сборов или передача бюджетных средств субъекту не сопровождается обязательным возмещением какого бы то ни было эквивалента.
Однако безвозмездность бюджетных ресурсов как метод перераспределения национального дохода ни в коем случае не должна означать их безвозвратность в смысле экономической или социальной отдачи в текущем периоде или на перспективу. При формировании доходов бюджета, их аккумуляции, как и при финансировании расходов, использовании бюджетных ассигнований следует всегда руководствоваться принципом эффективности, который предполагает высокую результативность затраченных средств. А это означает их возвратность в виде дополнительных товаров, услуг, доходов от расширения, совершенствования производства или увеличения социальных благ населению. Соответственно строится структура доходов и расходов бюджета, определяются способы аккумуляции доходов, направления бюджетных ассигнований.
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.
Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.
Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов народных депутатов. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.
В целом основные черты современного бюджета Республики Беларусь характеризуются следующим образом.
1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
2. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц. Она отличается множеством источников, высокой долей косвенных налогов и высоким уровнем обложения предприятий.
3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызывается появлением новых общественных затрат, связанных с поддержанием политического и экономического суверенитета республики, а также социальной ситуацией, требующей увеличения средств на социальную защиту населения, а также инфляционными процессами.
4. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве и прежде всего в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.
Итак, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств.[32, с. 129]
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историческом этапе. Вместе с тем можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Так, доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования и перспективы развития.
В условиях трансформационной экономики усиливается роль бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов. Это требует укрепления доходной базы бюджета, реструктуризации бюджетных отношений.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.