Сущность и роль государственного бюджета в социально-экономических процессах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государственный бюджет как экономическая кате­гория характеризует совокупность объективных денеж­ных отношений, возникающих при образовании, рас­ходовании и использовании основного централизован­ного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды. Поэтому при раскры­тии понятия “государственный бюджет” любой страны целесообразно отразить одновременно три его важ­нейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность.

Государственный бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. В то же время бюджет – это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Бюджет является и исторической категорией, появив­шейся с возникновением государства и развития товарно-денежных отношений и действующей в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных фун­кций. Поэтому его сущность как экономической катего­рии, основное назначение не меняются в зависимости от смены общественных формаций. Но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Сре­ди объективных первостепенное значение имеет уро­вень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отноше­ний, экономические, природные, социальные особенно­сти и др.

К субъективным факторам относятся тип госу­дарства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической, в том числе финансовой науки и т. п. Бюджеты разных стран в историческом периоде в условиях единой формации имеют много схожего: струк­туру доходов, расходов, несмотря на свои национальные и другие особенности.

Государство для выполнения своих функций нуждает­ся в крупных финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуще­ствляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: со­держание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и науч­ный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами.

Выступая как главный финансовый план, государственный бюджет оп­ределяет доходы и расходы государства, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конк­ретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, гла­венствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется поло­вина (иногда и больше) национального дохода, около 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет го­сударству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Государственный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламенти­рует на текущий период их финансовые взаимоотноше­ния с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций про­гнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюд­жета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сме­ты) учреждения непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирова­ния их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреж­дений, которые, являясь плательщиками налогов, плани­руют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредито­вания — временные свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства государственный бюджет материализуется — воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударст­венные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное ее воплощение — лишь внешние признаки государственного бюджета, глубин­ную же суть составляют экономические отношения. В про­цессе перераспределения национального дохода, образо­вания доходов и расходов бюджета возникают определен­ные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической при­родой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Не случайно бюд­жет как совокупность денежных отношений можно выде­лить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:

1) денежной форме отношений (опосредуют движение финансовых ресурсов);

2) сфере их действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при фор­мировании, распределении и использовании бюджетных средств);

3) участникам отношений (один из них всегда государ­ство, которое для выполнения своих функций аккумули­рует денежные средства в бюджете и распределяет их; вторым субъектом этих отношений выступают предпри­ятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соот­ветствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);

4) безвозмездности движения стоимости в виде взима­емых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обя­зательным, немедленным возвратом средств, их возмеще­нием (однако речь идет о безвозмездности в смысле эко­номической или социальной отдачи в соответствующем периоде или на перспективу).

Движение бюджетных ресурсов и сопутствующие им отношения необходимо определять с учетом их результативности как при формировании доходов бюджета, так и при их использовании.

Так, бюджеты стран, функционирующие в рыночной экономике, свои доходы формируют в решающей части за счет налогов. Именно эти обязательные платежи обес­печивают государственную казну стабильными поступле­ниями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.

С помощью бюджета государства пытаются воздейст­вовать на воспроизводственные процессы, сгладить неко­торые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирова­ния. При его формировании, изъятии доходов, направле­нии расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Достигается это посредством:

1) налогов, влияющих на развитие производства това­ров, услуг, спрос на них и предложение;

2) бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление про­изводства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех чле­нов общества, их безопасность;

3) финансовой поддержки некоторых отраслей, пред­приятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого разви­тия (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

4) образования за счет бюджетных ресурсов специаль­ных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;

5) социальных гарантий гражданам, поддержки не­трудоспособных и бедных слоев населения.

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, мето­дов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом. В развитых странах решающей становится роль бюджета в реализа­ции финансовой политики правительства, регулировании общественными процессами, воздействии на оптимиза­цию стоимостных пропорций, воспроизводства и его рас­ширение, развитии социальной сферы и т. п.

Переход к рыночным отношениям предполагает существенное из­менение всех экономических категорий, в том числе и государствен­ного бюджета.

Производственные отношения, базирующиеся на полной экономи­че­ской независимости товаропроизводителей, их широкой самостоя­тельности, предопределяют свободное движение товаров и капиталов. Рыночные отно­шения приводят к стихийному образованию всех на­туральных и стоимост­ных пропорций, соотношений между участни­ками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные по­требности и содействуют прогрессу об­щества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими ме­тодами на воспроизвод­ственные процессы, сгладить некоторые социальное последствия сти­хийных рыночных сил. Эти действия государства и получили назва­ние государственного регулирования, которое приобретает форму эко­номического и социального регулирования.

Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвен­ными методами. Прямые находят выражение в принятии законо­дательных актов, обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводства, устанавливающих правила цивилизованного прове­дения и оформления сделок, законного движения капитала, защиты частной собственности и т. п. К ним можно отнести и антимонопольные декреты, направленные на ограничение действий монополистов и расширение свободной конкуренции. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими ме­тодами, прежде всего через финансовую и кредитную политику. По­скольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспреде­ляются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выпол­нение общегосударственных программ и т. п.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной эко­номики, применяя разные методы в процессе формирования и ис­пользования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предло­жение на отдельные виды услуг, товаров, работ.

2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных про­грамм, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относят­ся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе рас­ширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундамен­тальных научных исследований и др.

3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.).

4. Выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других ма­лых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).

5. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддерж­ки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратеги­ческие и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).

Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществля­емом государством для обеспечения социальных гарантий всем чле­нам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сфе­ры, содержание социально-культурных учреждений, оказание помо­щи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направ­ляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.

Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдель­ных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъя­тии налогов и других доходов в бюджет.

Для благоприятного воздействия бюджета на общественные про­цессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регу­лирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость де­нежного обращения в стране, наличие законодательных актов, опре­деляющих четко рамки и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения его участников. Важное зна­чение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосно­вать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, ра­циональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества. Такой аппарат должен базироваться на развитии научной теории в области экономических исследований, формирования и использования бюд­жета, а также на применении прогрессивных методов исчисления всех его статей на основе экспериментальных оценок, моделирования отдельных взаимосвязей и прогнозирования их результатов, выбора оптимальных решений.

Мировая практика подтверждает, что результативность государст­венного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов: эффек­тивности, стабильности и социальной справедливости. Эффектив­ность экономики означает, что государство при формировании бюд­жета, определении механизма налогообложения, направления бюджетных ресурсов должно всегда руководствоваться экономиче­ской целесообразностью и высокой результативностью затраченных средств. При этом следует учитывать долгосрочную выгоду не отдель­ного субъекта, а всего хозяйства или общества в целом. С данных по­зиций необходимо подходить к выбору источников доходов, обоснова­нию их размеров, определению расходов отдельных звеньев и их фи­нансированию. Принцип эффективности находит выражение не только при установлении рациональных взаимоотношений между бюджетом и отдельными предприятиями, учреждениями, населени­ем, но и при определении структуры объема расходов на общегосу­дарственные мероприятия. С точки зрения общества, даже выгодно, чтобы часть бюджетных ресурсов (в оптимальных размерах) направ­лялась на оборону страны, охрану внутреннего порядка, содержание органов управления экономикой, развитие непроизводственной сфе­ры. Это не только обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопас­ность граждан, но и условия для повышения их материального и культурного уровня жизни.

Стабильность экономики возможна лишь в том случае, когда го­сударство контролирует экономический цикл, его взлеты и падения, воздействует с помощью бюджета и кредита на общеэкономические пропорции в распределении валового продукта, создает резервы для предупреждения диспропорций. Стабильность производства может обеспечить налоговая политика, стимулирующая его рост, расшире­ние, обновление основных производственных мощностей. Не менее важное значение имеют финансовая поддержка развития науки, об­разования, подготовки высококвалифицированных кадров и создание других социальных условий для непрерывного общественного про­гресса.

Социальная справедливость находит отражение в справедливом обложении равных доходов субъектов, действующих в единых усло­виях, а также в финансировании широкой сети образовательных за­ведений, культурно-просветительных и медицинских учреждений, гарантирующих определенный уровень социальных благ. Бюджет предоставляет свои средства и для справедливой индексации доходов, вкладов населения для снижения финансовых потерь в связи с инф­ляционными процессами.

Сфера действия бюджета в рыночной экономике весьма широкая, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство, руководст­вуясь основными принципами регулирования, с учетом конкретной ситуации может с помощью бюджета, кредита, инвестиционной по­литики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения.[30, с. 122]

В таких условиях бюджет определяет формирование важнейших стоимостных пропорций: между производством средств производства и потребления; между накоплением и потреблением; между матери­альной и непроизводственной сферами, отраслями хозяйства. Спецификой бюджетного перераспределения национального дохода является безвозвратность средств, направляе­мых на предусмотренные мероприятия. Поэтому взаимоотношения государственного бюджета как с предприятиями, организациями всех форм собственности, так и с населением отличаются от других денеж­ных отношений не только своим содержанием, но и своей формой – безвозмездностью. В данном случае движение стоимости в виде изъя­тия налогов, сборов или передача бюджетных средств субъекту не со­провождается обязательным возмещением какого бы то ни было экви­валента.

Однако безвозмездность бюджетных ресурсов как метод перерасп­ределения национального дохода ни в коем случае не должна озна­чать их безвозвратность в смысле экономической или социальной от­дачи в текущем периоде или на перспективу. При формировании доходов бюджета, их аккумуляции, как и при финансировании рас­ходов, использовании бюджетных ассигнований следует всегда руко­водствоваться принципом эффективности, который предполагает вы­сокую результативность затраченных средств. А это означает их возвратность в виде дополнительных товаров, услуг, доходов от рас­ширения, совершенствования производства или увеличения социаль­ных благ населению. Соответственно строится структура доходов и расходов бюджета, определяются способы аккумуляции доходов, на­правления бюджетных ассигнований.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов народных депутатов. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

В целом основные черты современного бюджета Республики Беларусь характеризуются следующим образом.

1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.

2. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц. Она отличается множеством источников, высокой долей косвенных налогов и высоким уровнем обложения предприятий.

3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызывается появлением новых общественных затрат, связанных с поддержанием политического и экономического суверенитета республики, а также социальной ситуацией, требующей увеличения средств на социальную защиту населения, а также инфляционными процессами.

4. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве и прежде всего в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

Итак, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отно­шения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда де­нежных средств.[32, с. 129]

Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политиче­ской ситуа­цией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего разви­тия в каждой стране на определенном историче­ском этапе. Вместе с тем можно выделить и общие черты, характер­ные для бюджетов стран, функцио­нирующих в рыночной экономике. Так, доходная часть их бюджета форми­руется, как правило, за счет нало­говых платежей, что обеспечивает стабиль­ность поступлений в бюд­жет, создает единые условия хозяйствования това­ропроизводителей, возможности прогнозирования и перспективы развития.

В условиях трансформационной экономики усиливается роль бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов. Это требует укрепления доходной базы бюджета, реструктуризации бюджетных отношений.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.