| 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
% в доходах бюджета | % в доходах бюджета | % в доходах бюджета | % в доходах бюджета | |
1. Имущественные налоги | 2,6 | 0,9 | 2,3 | 3,4 |
1.1. Налог на недвижимость | 2,6 | 0,9 | 2,3 | 3,4 |
2. Подоходные налоги | 25,2 | 24,8 | 25,6 | 23,8 |
2.1. Подоходный налог | 10,5 | 8,5 | 8,7 | 9,1 |
2.2. Налог на прибыль | 12,3 | 13,4 | 12,6 | 11,4 |
2.3. Налог на доходы | 0,3 | 0,4 | 1,4 | 1,6 |
2.4. Рентный сбор | - | - | 0,5 | - |
2.5. Сбор на содержание и развитие инфрастуктуры | 0,6 | 0,6 | 1,0 | 0,8 |
2.6. Транспортный сбор | 1,2 | 1,5 | 1,3 | 0,8 |
2.7. Другие целевые сборы | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
2.8. Сборы с пользователя | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
2.9. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц | - | - | - | 0,8 |
ВСЕГО: | 27,8 | 2,6 | 27,9 | 28,0 |
Отметим нововведение 2002 года: с целью упрощения налогообложения малого предпринимательства был принят Декрет Президента РБ от 17.05.2001г. №12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью».
В системе налогов республики с момента ее создания и до настоящего времени значительную роль играют косвенные налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.
Крупнейшим из категории косвенных - является налог на добавленную стоимость (НДС). Он введен с января 1992г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Доля НДС в доходах бюджета в течение 1999-2002гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне – в пределах ¼ всех доходов бюджета.
По данным (табл. 1.2.3) прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с 12,1% в 1988 году до 20,6% в 2002 году.
Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1% в 1999 году до 7,6% в 2002 году.
Таблица 1.2.3.
Структура косвенных налогов в РБ (1999-2002гг.)
| 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
% в доходах бюджета | % в доходах бюджета | % в доходах бюджета | % в доходах бюджета | |
1. Акцизы (налог с производителя) | 11,1 | 9,5 | 8,0 | 7,6 |
2. Налоги с розничного товарооборота | 0,9 | 0,9 | 1,6 | 2,2 |
3. Налоги с продаж | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 1,3 |
4. Налоги на отдельные виды услуг | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,6 |
5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия | 4,5 | 4,6 | 5,7 | - |
6. Отчисления в фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия | - | 4,2 | 3,8 | - |
7. Целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда | 1,8 | 3,8 | 3,4 | - |
8. Целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений | - | - | 2,2 | - |
9. Отчисления в дорожный фонд | 5,8 | 6,7 | 5,6 | 2,6 |
10. Отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд | - | - | 2,2 | - |
11. Отчисления в республиканский ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы | - | - | - | 8,3 |
12. Отчисления в местные целевые бюджетные ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да | - | - | - | 9,7 |
13. Налог на добавленную стоимость | 25,8 | 25,1 | 26,2 | 25,3 |
14. Прочие | 0,1 | 0,1 | 0,7 | 0,3 |
ВСЕГО: | 49,9 | 54,8 | 58,7 | 55,7 |
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в 2002г. ряд платежей был объединен (вместо 6 отчислений и сборов в различные фонды в 2001г. – 3 платежа в 2002г.). Это несколько упростило порядок расчетов, а также уменьшило налоговую нагрузку на 2,3%.
Платежи и налоги, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов некоторые авторы выделяют в группу смешанных налогов.(табл. 1.2.4)
Таблица 1.2.4.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.