Дискуссия – публичный спор, целью которого является выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Диспут – публичный спор на общественную и общественно важную тему.
Полемика (гр. – воинственный, враждебный) – публичный спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Дебаты (фр. – спор, прения) – обмен мнениями при обсуждении докладов, выступлений.
Классификация споров по цели: спор из-за истины, спор для убеждения оппонента, спор для победы, спор ради спора.
Основные правила ведения спора:
1) правильно определите предмет спора и выделите пункты разногласия;
2) четко определите свою позицию в споре;
3) правильно пользуйтесь в споре понятиями;
4) относитесь с уважением к собеседнику;
5) сохраняйте выдержку и самообладание;
5) обращайте внимание на поведение оппонента, учитесь верно оценивать его действия;
Логическое доказательство включает:
1. тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать
2. аргументы – основания, доводы, положения, с помощью которых обосновывается тезис.
3. демонстрация – способ, форма доказательства Как мы доказываем, как из аргументов вытекает тезис?
Требования к тезису: 1) тезис должен быть ясным и точно определенным; 2) тезис должен оставаться тождественным, то есть одним и тем же на протяжении всего доказательства; 3) тезис не должен содержать логического противоречия и быть в логическом противоречии с суждениями, высказанными по данному вопросу ранее; 4)тезис должен быть обоснован фактами; 5)тезисом не должны быть суждения очевидные, не требующие доказательств).
Ошибки в построении тезиса:1) потеря тезиса; 2) «лоскутное одеяло» (только называются проблемы, но не предлагается решение); 3) «утопленный тезис» ( неумелые рассуждения губят тезис); 4) нет тезиса.
Правила аргументов:
1) в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения
2) истинность аргументов должна быть доказана ранее
3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса
4) аргументы не должны противоречить друг другу и тезису
5) аргументы должны иметь непосредственное отношение к тезису.
Виды аргументов по силе: 1) сильные (невозможно опровергнуть; 2) слабые (могут вызывать сомнения), 3) несостоятельные (позволяют разоблачить выступающего человека). Сила и слабость аргументов определяется с точки зрения слушателя.
К сильным аргументам относят:
1) ранее доказанные законы науки
2) определения основных понятий конкретной области знаний
3) аксиомы и постулаты
4) положения законов и официальных документов
5) законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально
6) заключения экспертов
7) ссылки на признанные авторитеты
8) цитаты из авторитетных источников
8) показания очевидцев
9) статистические данные
Аргументы (доводы) также делят на рациональные («аргументы к делу») и иррациональные или психологические («аргументы к человеку»).
Психологические аспекты убеждающей речи.
Внушение – это навязывание готового мнения путем воздействия на подсознание. Цель – создать ощущение добровольности при восприятии чужого мнения. При этом используются психологические аргументы, обращенные к чувствам, эмоциям – подсознанию. Для этого надо учитывать потребности аудитории, их ценностные суждения, что делает психологические аргументы личностно, эмоционально значимыми. Ценности – это устойчивые суждения о том, что хорошо или плохо (более общие понятия, чем убеждения), их труднее изменить, чем убеждения.
Потребности:
1) биологические (стремление к самосохранению, к физическому благополучию, к комфорту, к удовольствию) – пробудить чувство защищенности, комфорта.
2) социальные – потребность вписаться в определенную социальную группу – убедить, что будут успехи в карьере, будет лучше репутация, общественное признание, престиж, авторитет, власть, благополучие семьи (купи эту машину – престиж)
3) духовные – чувство собственного достоинства, уважения, гордости – пробудить чувство уважения, великодушия, сострадания, долга призывом поддержать то, с\что истинно, справедливо)
Ценности:
1. Универсальные, общечеловеческие ценности –свобода, здоровье, материальный достаток, успешная карьера.
2. Государственные ценности – национальное достоинство, традиции, история, религия.
3. Групповые – например, возрастные.
4. Индивидуальные – стремление к личному успеху.
Виды аргументации:
1) нисходящая – сначала сильные, а затем более слабые аргументы, для малоподготовленной аудитории ;
2) восходящая – от слабых аргументов – к сильным, для подготовленной аудитории, способной анализировать;
3) односторонняя – только за свой тезис (если мало времени) или только против чужого тезиса (если есть время);
4) двусторонняя – за и против (для подготовленной аудитории, негативно настроенной);
5) опровергающая - доказывается ошибочность чужих тезисов (оказывает сильное воздействие);
6) поддерживающая – поддержка правильности высказанных тезисов;
7) предвосхищающая – предвосхищение контраргументов и обращение к ним.
Основные логические ошибки в доказательстве:
1) подмена тезиса – доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально;
2) ложное основание или заблуждение – ссылка на несуществующие документы, подтасовывают факты, искажают статистические данные;
3) предвосхищение основания – в качестве аргумента берется недоказанное положение;
4) порочный круг – тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса.
Особая форма доказательства – опровержение. Это установление ложности или несостоятельности тезиса. Опровержение осуществляется следующими способами:
1) опровергается тезис (прямое доказательство антитезиса, сведение к абсурду – условно допускается истинность выдвинутого положения и выводятся логически вытекающие из него следствия, затем показывается, что эти следствия противоречат объективным данным);
2) критикуются аргументы (показывается их ложность или несостоятельность);
3) показывается несостоятельность аргументации (показывают, что тезис логически не вытекает из аргументов)
Дата: 2019-12-09, просмотров: 241.