Раздел 5. Функциональные стили речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые используются в зависимости от целей, сферы употребления и различаются отбором языковых средств. Выделяют пять функциональных стилей речи: научный, официально-деловой,публицистический, разговорно-обиходный, художественный.

Научный, официально-деловой, публицистический стили объединяют в группу книжных стилей, так как в них используется в основном письменная форма речи. Для книжных стилей характерно строгое соблюдение языковых и речевых норм.

Стилеобразующие факторы функциональных стилей речи: 1) сфера употребления (общественно-политическая, научная, правовая и административно-общественная…); 2) цель общения – передача информации, убеждение, предписание, соблюдение этикета…); 3) способ общения – массовый, личный; 4) функция языка – коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая; 5) вид речи: монолог, диалог, полилог; 6) форма речи: письменная, устная; 6)стилевые черты (точность, логичность …) ; 7) жанр (в научном стиле: лекция, монография, доклад, реферат, аннотация, диссертация, методическое пособие, учебник…; в официально-деловом: патентное описание, отчет, заявление, доверенность, сопроводительное письмо…; в публицистическом стиле: репортаж; передовая статья…). Стилеобразующие факторы определяют языковые особенности текстов разных стилей речи.

Научный стиль используется в научной, технической, образовательной сферах. Цель- сообщение научной информации.

Для научного стиля характерны: обобщенность (абстрактность), точность, подчеркнутая логичность, доказательность, объективность, безличностность, отсутствие образности, терминологичность. Термин – слово или словосочетание, которое точно и однозначно называет понятие науки, техники, культуры.

Подстили (разновидности) и жанры: академический (собственно-научный) – монография, доклад, курсовая работа; научно-учебный – учебное пособие, лекция; научно-популярный – очерк, статья; научно-справочный (справочно-энциклопедический) – словарь, справочник, энциклопедия, научно-информативный – реферат, аннотация, тезисы; научно-деловой - патент.

 Языковые средства, формирующие научный стиль речи: 1)глагольно-именные словосочетания (дать оценку вместо оценить), сложносоставные существительные (альфа-частица), отглагольные существительные (изучение от глагола изучить), цепочки родительных падежей, причастные и деепричастные обороты, вводные конструкции, определенно-личные предложения (рассмотрим…), сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, определительными; сложные предлоги (в течение, в связи с…) и сложные союзы (вследствие того что, несмотря на то что…).

В научном тексте используются ссылки – совокупность библиографических сведений. Выделяют внутритекстовые и подстрочные ссылки.

Виды сжатия научного текста: резюме, план, конспект, тезисы, аннотация, реферат, рецензия, отзыв.

План  – отражение логической структуры текста, структурно-смысловой организации текста. Виды планов: назывной (Отношение к курению), вопросный (Как обычно относятся к курению?), тезисный (К курению многие относятся негативно.), цитатный («Издавна на Руси табак называли сатанинским зельем».).

Виды конспектов: 1) по полноте содержания: краткий, подробный, смешанный; 2) по количеству источников: монографический, обзорный; 3) с точки зрения основных положений текста: интегральные (передают все основные положения), а также выборочные (селективные), которые составляются с учетом потребностей составителя..

Реферат - композиционно-организованное, сжатое изложение материала первоисточника на основе его смысловой переработки. Структура реферата: заголовочная часть, собственно реферативная часть, выводы.

 Виды рефератов. По количеству реферируемых источников выделяют монографические и обзорные рефераты, по полноте изложения информации информативные (полно излагающие материал первоисточника), индикативные (указывающие на основные положения содержания исходного текста), аспектные (ориентированы на определенную тему).

Рецензия – письменный анализ, включающий комментирование основных положений первоисточника, аргументированную оценку работы, вывод о ее значимости. Таким образом, рецензия имеет две части: информативную и оценочную.

Отзыв - общая характеристика работы, содержащая практические рекомендации.

Разговорно-обиходный стиль используется в сфере бытового общения, неофициальных отношений. Цель: общение, обмен мыслями, впечатлениями. Стилевые черты:  неофициальность, непринужденность, спонтанность (неподготовленность), использование невербальных средств, зависимость от ситуации, взаимоотношений говорящих (то есть большое влияние экстралингвистических факторов), меньшая степень регламентации.

Публицистический стиль (от лат. общественный) или газетно-публицистический. В основном используется с средствах массовой информации (СМИ). Основные функции: информативная и воздействующая. Цель – оказать воздействие на разум и чувства. Основные стилевые черты: оценочность (наличие «ярлыков»), призывность, полемичность. Основные языковые признаки: активное использование общественно-политической лексики, экспрессивных, выразительных, эмоциональных средств языка,  широкое разнообразие лексики и фразеологии.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 241.