Раздел 3.Нормы современного литературного языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Литературный язык – язык нормированный, образцовый. За пределами литературного языка находятся территориальные и профессиональные диалектизмы, жаргонизмы, просторечная лексика. Классификация языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические, орфоэпические, пунктуационные нормы.

Словари делятся на лингвистические или ортологические (то есть словари правильности), которые описывают слова, и энциклопедические, которые описывают понятия.

Чтобы уменьшить количество ошибок, надо обращаться к ортологическим словарям К ортологическим словарям относят: орфографические (нормы написания слов), орфоэпические (нормы произношения и ударения), грамматические (нормы словоизменения, построения словосочетаний и предложений), словари лексический трудностей (нормы употребления паронимов, синонимов, антонимов и т.д.).

Речевые нормы связаны с соблюдением коммуникативных качеств речи: правильности, информативности, точности, уместности, чистоты, логичности и др. Например, к средствам, засоряющим речь (нарушающим такое качество речи, как чистота) относят варваризмы (иноязычные вкрапления, употребляемые неоправданно), просторечные слова, ненормативная лексика, жаргонизмы, слова-паразиты, канцеляризмы (слова из деловых документов).

Логичность основана на соблюдении законов логики: закона тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания. Основные логические ошибки: утверждение взаимоисключающих понятий, смещение плана изложения, сопоставление логически неоднородных понятий, неверное установление причинно-следственных связей, неправильный порядок слов, нарушение логических связей между частями предложений.

Языковые нормы – это исторически сложившиеся правила единообразного, общеупотребительного, узаконенного использования языковых средств. Кодификация – высшая форма узаконивания употребления языковых средств.  Языковые нормы связаны с соблюдением орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических, орфографических, пунктуационных норм.

Лексические ошибки, например, могут быть связаны с нарушением лексической сочетаемости (например: обувь обувают, одежду надевают). Правильное сочетание обеспечивается знанием того, в каких отношениях находятся значения употребляемых слов, могут ли они взаимно дополнять друг друга. Среди лексических ошибок распространена речевая избыточность: тавтология и плеоназм.

Синтаксические ошибки часто допускаются при употреблении словосочетаний с управлением (правильно: отзыв о чем, рецензия на что, характеристика кого, заведующий чем).

Неверное употребление числительных – распространенная морфологическая ошибка. Употребление количественных числительных. Пишутся словами: 1) однозначные числительные без единиц измерения (пять станков); 2) многозначные числительные, начинающие абзац (Сто пятьдесят станков…). Пишутся цифрами: 1) многозначные числительные не в начале предложения (…150 станков); 2) числительные с сокращенным обозначением единиц (69 кг, 131 м ). После таких сокращений точка не ставится. При перечислении величин единицы измерения ставятся только после последней цифры: 5, 15 и 30 л. Правильно: в 30 группах, неправильно: в 30-ти группах.

Употребление порядковых числительных. Обычно пишутся словами. При записи арабскими цифрами имеют падежные окончания: студенты 1-го курса, студенты 1 и 2-го курсов, 26-й элемент, 14-е правило, 40-е годы, о 40-х годах, 2-е издание.

Не имеют падежных окончаний: 1) после существительного (в гл. 2); 2) при записи римскими цифрами (ХХ век); в библиографическом описании (т.3. вып.4).

Общепринятые сокращения: 1) и т.д., и т.п., и др., и пр. – только в конце предложения;2) см., ср., в., вв., г., гг., т., н ст., н.э., обл., доц. 3) Нельзя сокращать: так называемый, так как, например, формула, уравнение, диаметр,

Выделяют три степени нормативности:

1 степень – жесткая норма (без вариантов);

2 степень – нейтральная (есть варианты)

3 степень - допускаются разговорные, устаревшие формы.

Раздел 4. Риторика

Слово «оратор» появилось в русском языке в начале 18 в. (от лат.orare – говорить). Оратор  – это человек, произносящий публичную речь.

Понятия «ораторское искусство», красноречие и риторика (греческое слово) – синонимы.

Риторикаораторское искусство, красноречие – искусство говорить красиво и убедительно. Риторический канон: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение частей), элокуция (словесное выражение), запоминание, произнесение (исполнение).

Выделяют такие виды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. По сфере употребления выделяют три вида академического красноречия: собственно академическое (в среде ученых), вузовское, школьное. Жанры академического красноречия: лекция, научный доклад, научное сообщение, научный обзор.

Особенности устной публичной речи:

 1) ориентация на аудиторию - наличие обратной связи, установление контакта с аудиторией. Это значит смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в выступление в зависимости от реакции аудитории, проявлять к аудитории интерес, доброжелательность, вести с аудиторией диалог.  

2) устная форма общения: публичная речь – это живой непосредственный разговор со слушателями, который носит характер непринужденной беседы. Поскольку выступление воспринимается на слух, то его содержание должно пониматься сразу, легко усваиваться. Стиль речи преимущественно разговорный.

3) сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением: это подготовленная речь, то есть сначала создается письменный текст, который затем редактируется по законам устной речи.

4) использование различных средств общения, то есть вербальных (словесных) и невербальных (мимики, жестов, позы, интонации и т.п.) средств, так как восприятие устной речи происходит одновременно по слуховому и зрительному каналам.

К основным навыкам оратора относятся: навык отбора литературы, навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, навык написания текста, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.

Основные умения, которыми должен обладать оратор: самостоятельно подготовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства и наглядные пособия. Оратор должен вызывать доверие. Это достигается благодаря профессионализму, доброжелательности, искренности, нацеленности на общение. Следует продумать внешний облик и манеру поведения (уверенность, заинтересованность, решительность, энергичность. Оратор должен уметь составлять портрет своей аудитории на основании объективных и субъективных характеристик аудитории.

Объективные характеристики: 1) демографические (пол, возраст, национальность, уровень образования, культуры, социальное положение – должность);

2) интеллектуальные характеристики: знания (в том числе – по теме), убеждения, интересы, ценности, увлечения, уровень профессиональной подготовки, политическая ориентация;

3) количественная характеристика аудитории: чем больше слушателей, тем проще должна быть композиция;

4) однородность и неоднородность аудитории.

Субъективные характеристики аудитории:

1) отношение к теме, к проблеме;

2) отношение к мыслям оратора (совпадает, конфликтное, равнодушное (последнее – самая трудная аудитория);

3) отношение к оратору.

 

Таким образом, оратор (ритор) в речевом взаимодействии должен уметь учитывать речевую ситуацию (адресат, адресант, совокупность условий и обстоятельств общения), устанавливать контакт с аудиторией, использовать невербальные (несловесные) средства: жесты, мимику, интонацию, владеть техникой речи (громкость, четкость, средний темп речи, отсутствие монотоности).

 

По цели выделяют: убеждающее выступление (с целью доказать истинность или ложность высказанного тезиса), информативное (информационное) (с целью дать новую, актуальную информацию), протокольно-этикетное, развлекательное.

Общие принципы при подготовке публичного выступления: принцип краткости, принцип последовательности, принцип усиления, принцип результативности (содержит вывод, призыв, рекомендации).

 

Этапы работы над публичным выступлением :

· докоммуникативный – подготовка речи, работа над текстом;

· коммуникативный – произнесение, взаимодействие говорящего с аудиторией;

· посткоммуникативный – рефлексия, анализ своего выступления, выводы на будущее.

                                    

Докоммуникативный этап начинается с разработка замысла речи. Компоненты замысла:

Ключевое слово – опорное понятие, имя предмета речи, точка раскручивания замысла.

Тема – название предмета речи. При выборе темы надо учитывать, что она должна быть актуальна (социально, жизненно или личностно значимая, имеющая возрастной, групповой или познавательный интерес).

Главный тезис – идея, основная мысль, вытекает из темы, (повторяется несколько раз разными словами с сохранением ключевого слова).

Цель – конкретный конечный результат речи, формулируется через глагол (например, информировать, убедить), то есть что конкретно должна уяснить аудитория.

Концепция – базовая философская идея, система взглядов по ключевому слову. Источники информации:

1) наши знания, размышления и наблюдения, наш практический опыт;

2)  беседы с другими и их опыт по теме;

3)  литература (сначала новая, потом – старая, причем только авторитетные, фундаментальные, оригинальные источники): научная и популярная литература, справочная литература, художественная литература, статьи из газет и журналов;

4) документы;

5) передачи радио и телевидения;

6) материалы, помещенные в Интернете;

7) результаты социологических опросов.

 

Обдумывание формулировки темы. Она должна быть точная и конкретная. Обсуждение темы должно принести практическую пользу, а не соответствовать желанию «вообще поговорить».

Продумывание предварительного названия речи. Оно должно быть ясным, четким, по возможности кратким, но привлекающим внимание аудитории. Следует избегать слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий за предоставленное ему время. Таким образом, формулировка должна отражать содержание выступления, привлекать внимание слушателей и ориентировать их на участие в обсуждении конкретных проблем.

Композиция публичного выступления. Композиция текста – его структура.

Начало речи. Работа над вступлением. Вступление занимает 5-10 % всего времени выступления. Цели: привлечь внимание слушателей, вызвать интерес, установить контакт, подготовить к восприятию темы. Структура: вступление состоит из зачина и завязки.

Цель зачина – завладеть первичным вниманием аудитории.

Завязка  – презентация темы (погружение в тему выступления): обозначение проблемы, выявление противоречия, объяснение актуальности темы, значения для данной аудитории, формулировка цели выступления.

Приемы привлечения внимания аудитории во вступлении:

1) обращение к событию, времени, месту:

 2) обращение к конфликту, противоречиям, различиям во мнениях:

3) ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации:

4) риторический вопрос:

5) ссылка на свое эмоциональное состояние:

6) возбуждение любопытства: затрагивание необычного факта, который показывает слушателям, что они не все знают:

7) использование парадокса:

8) постановка слушателей перед дилеммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей);

9) цитирование высказывания знаменитой личности, знакомого человека, друга;

10) демонстрация какого-либо предмета (книги, значка, рекламного проспекта);

11)  рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из вашей жизни,

12) напоминание исторического эпизода

13) обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно

14) легенда, притча, сказка;

15) юмористическое замечание, шутка.

 

Развертывание речи. Работа над основной частью. Задачи: последовательно разъяснить выдвинутые предложения, доказать их правильность, подвести слушателей к необходимым выводам в соответствии с поставленной целью.

 

Следует учитывать следующие принципы изложения:

1) драматизм – столкновение разных точек зрения (вступить в спор с каким-либо мнением, рассказ о необычных событиях);

2) последовательность;

3) усиление воздействия (самые сильные аргументы – в конце);

4) экономия средств (не должно быть слишком много тезисов, фактов);

5) соразмерность (старое и новое, теория и практика, рациональное и эмоциональное, позитивное и негативное – иначе пессимистическое настроение или недоверие);

6) подчинение главной идее;

7) использование разных методов изложения: ступенчатый – по уровням, последовательное изложение одного вопроса за другим без последующего возвращения; концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, со всех сторон, хронологический или исторический (в хронологической последовательности описываются и анализируются изменения с течением времени), дедуктивный – от общего к частному, конкретному (сначала выдвигается положение, затем разъясняется его смысл на конкретных примерах), индуктивный – от частного к общему (сначала конкретный случай, затем обобщения и выводы), аналогия (сопоставление различных явлений, событий, фактов), сравнение, анализ проблемы;

8)  использование разных источников информации и разных приемов ведения речи (обзор, информация, пересказ, повествование, пример, цитата, обоснование, вопрос, обращение, вопрос-ответ).

 

Завершение речи. Работа над заключением Заключение занимает 5% времени всего выступления. Цель заключения – придать завершенность. Так как публичное выступление воспринимается на слух, надо связать воедино начало и конец речи, напомнить основную мысль и объяснить, что с ней слушателям «надо делать», подвести итоги.

Риторика выделяет такие типы заключения:

1. Суммирующее – возвращение к тезису, подведение итогов, формирование выводов.

2. Типологизирующее – введение аналогии или фона для лучшего понимания предмета речи:

- заключение с перспективой («С одной стороны, посмотрим, что будет, если…», «С другой стороны, увидим, что…»). Дается прогноз, выводятся последствия из актуальной ситуации: но это должен быть не слишком дальний прогноз, не слишком жесткий прогноз.

- заключение с фоном: напоминание подобного дела, явления, события или в оппозицию к данному, то есть параллели для усиления впечатления.

3. Апеллирующее: прямое обращение к чувствам слушателей (прочувствование аудиторией на себе опасности игнорирования, недоверия или пренебрежения тем положением, которое аргументировалось в основной части).

Типичные недостатки композиции:

1) нарушение логической последовательности в изложении;

2) перегрузка теоретическими рассуждениями;

3) отсутствие доказательности основных положений;

4) обилие затронутых вопросов и проблем (обычно рассматривается 3-4 вопроса).

 

 

Чтобы речь была выразительной, используют языковые средства (синонимы, антонимы, тропы – метафоры, эпитеты, сравнения; фразеологизмы, то есть идиомы или устойчивые словосочетания), специальные стилистические средства и приемы (анафора – единоначалие, антитеза – противопоставление, риторический вопрос и т.д.)

Дата: 2019-12-09, просмотров: 197.