Раздел 6. Официально-деловой стиль речи. Письменные жанры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Используется в правовой и административно-общественной деятельности (в сфере официально-деловых отношений между людьми и учреждениями). Подстили (разновидности): законодательный (юридический), дипломатический, административно-канцелярский (управленческий). Особенности: стандарность изложения, стереотипность (отражает регламентированность деловых отношений), унификация (приведение к единой форме, к единообразию), предельная точность формулировок (однозначность), логичность, лаконичность, официальность, объективность (безличностность), отсутствие эмоциональности, экспрессивных языковых средств, использование языковых клише, книжной и нейтральной лексики (не употребляется разговорная, просторечная, диалектная, жаргонная лексика),

Классификация служебных документов: организационно-распорядительные, информационно-справочные, финансовые и учетные документы, официальные (деловые) письма.

Основные жанры организационно-распорядительных документов: постановление, решение, приказ, распоряжение, указание.

Текст этих документов состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части кратко излагаются причины, цели создания документа. Распорядительная часть содержит перечень мероприятий, действий, их исполнителей и сроков исполнения.

Документ имеет  реквизиты (обязательные элементы служебных документов, строго закрепленные за определенным местом на листе: Государственный герб, эмблема организации, наименование организации, вид акционирования – ОАО, ЗАО, ООО; номера телефонов, адрес электронной почты, адресат, наименование вида документа, дата, подпись…) и типовой формуляр (модель документа)  - совокупность и последовательность реквизитов. Личные служебные документы: 1) заявление – документ, содержащий просьбу: 2) доверенность – документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, выдавшего доверенность; 3) объяснительная записка – документ, содержащий объяснение причин какого-либо нарушения в производственном процессе; 4) расписка – документ, удостоверяющий получение чего-либо, заверенный подписью получателя.

Типичные языковые конструкции заявлении: ввиду отъезда, вследствие изменения расписания, согласно плану, в связи с отсутствием, за недостатком средств.

Деловые письма по содержанию и назначению делятся на следующие типы:

Письмо-сообщение, сопроводительное письмо, письмо-инструкция, гарантийное письмо, письмо-просьба, письмо-запрос, оферта (письмо-предложение), письмо-напоминание, письмо-приглашение, рекламация (письмо-претензия), письмо-подтверждение, письмо-благодарность, письмо-ответ, рекламные деловые письма (письмо-презентация, письмо-объявление).

Стандартные части делового письма: 1) заголовок (название организация, написавшей письмо; номе телефона, место и дата) – наверху в центре или в левом углу, 2) внутренний адрес (название и адрес организации, которой направляется письмо) – обычно в правой части

Деловые письма имеют языковые формулы, выражающие: 1) Мотив создания документа: В соответствии с… 2) Причины: Ввиду…, По причине…, В связи с… 3) Цель: В целях…, Во исполнение постановления…4) Просьбу, требование, распоряжение: Прошу…, Обращаемся с просьбой…, 5) Напоминание, предупреждение: Напоминаем Вам, что…, Организация уведомляет…6) Предложение: По Вашей просьбе предоставляем Вам…, В ответ на Ваш запрос предлагаем Вам…7) Сообщение, уведомление: Сообщаем, что…, Извещаем Вас о том, что…, Довожу до Вашего сведения, что…; Уведомляем…8) Обещание, гарантии: Гарантируем, что…, Выявленные недостатки будут устранены…; Заверяем…; Обязуемся…; 9)Отношение: С сожалением сообщаем…; Выражаем признательность…; Приносим извинения…

В сфере письменной деловой речи выделяют текстовые нормы (нормы построения текста документа) и языковые нормы. Языковые нормы: 1) высокая степень терминологичности, высокая часточность отглагольных существительных (отгрузка товара), стандартизация словосочетаний и предложений (отгрузка производится транспортом)

Такие виды писем, как письмо-запрос, письмо-предложение (оферта), письмо- ответ (на запрос, на предложение), письмо-претензия (рекламация), относятся к коммерческой корреспонденции.

Резюме – краткое письменное описание занимаемых в течение жизни должностей, мест работы и образования (профессиональная автобиография).

Дата: 2019-12-09, просмотров: 198.