Конспект лекций по курсу «Русский язык и культура речи»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конспект лекций по курсу «Русский язык и культура речи»

Раздел 1. Основные понятия курса.

Курс « Русский язык и культура речи» изучает современный русский литературный язык и культуру речи.  Язык система знаковых единиц, речь – использование языка в практике создания устных и письменных текстов.  Уровни языка состоят  из взаимосвязанных единиц: 1) фонемный уровень (единицы – фонемы, звуки); 2) морфемный уровень (единица – морфемы); 3) морфологический (единицы - формы и классы слов); 4) лексический уровень (единица – слова);  5) синтаксический уровень (единицы - словосочетания и предложения), 6) текстовой (единица – текст).

Функции языка: коммуникативная (общение), познавательная (когнитивная), мыслеформирующая, номинативная (функция называния), фатическая (контактоустанавливающая), волюнтативная (воздействия), кумулятивная (создание, хранение, передача информации), эмоциональная, аксиологическая (оценочная).

Экстралингвистический – связанный со словом, с языком извне. Например, факторы, влияющие на язык (пол, возраст, образование, уровень культуры и т.д.)

Паралингвистика – раздел языкознания, изучающий невербальные средства общения.

Конгруэнтность – совпадение слов и жестов.

Культура имеет три формы: физическую, материальную и духовную.

Формы существования национального русского языка – литературный язык (высшая форма национального языка) и нелитературные формы языка (просторечие, диалект, жаргон).

 Виды речевой деятельности: активные – письмо и говорение, рецептивные – чтение и слушание.

 Выделяют следующие виды слушания:

 1. Нерефлексивное (пассивное) слушание -  слушатель внимательно молчит, не вмешивается в речь собеседника своими замечаниями. Полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Могут использоваться краткие реплики («Да», «Это интересно», «Понимаю», «Можно подробнее?») или невербальные жесты поддержки. Неуместно тогда, когда такое слушание ошибочно истолковывают как принятие позиции говорящего..

2.Рефлексивное (активное) слушание – обратная связь с говорящим для уточнения точности восприятия услышанного. Более активно используется словесная форма для подтверждения понимания сообщения. Используются приемы слушания: выяснение («повторите, пожалуйста, еще раз», «что вы имеете в виду?», Это все, что вы хотели сказать?»), перефразирование (передача говорящему его же информации, но словами слушающего – «как я понял вас…», «по вашему мнению…», «другими словами, вы считаете…» - при этом выбираются самые главные моменты сообщения, а не чувства собеседника, что дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то внести необходимые коррективы), отражение чувств (акцент делается не на содержании, а на эмоциональном состоянии говорящего – «вы несколько расстроены…», «вероятно, вы испытываете…»), резюмирование (подытоживание основных идей и чувств говорящего – «как я понял, ваша основная мысль заключается в том…»).

Виды речи: монолог, диалог, полилог.

 Формы речи: устная и письменная. Они различаются:

1) по форме реализации: устная форма - звучащая, письменная – графически оформленная;

2) по цели: у устной формы – быстрая передача и воспроизведение определенной информации, у письменной – длительное хранение информации;

3)  по отношению к адресату: устная форма ориентирована на слушателя, зависит от       того, кто и как ее воспринимает; письменная форма обращена к отсутствующему человеку, мысленно представляемому, на нее не влияет реакция тех, кто читает;

 4) по порождению формы: говорящий создает речь сразу: одновременно работает над содержанием и формой, следствием чего являются паузы; пишущий может неоднократно возвращаться к написанному, исправлять текст;

5) по характеру восприятия: письменная речь рассчитана на зрительное и неоднократное восприятие, устная речь воспринимается на слух. Ее содержание должно сразу быть понято и легко усвоено слушателями, поэтому при устном выступлении важны простота языка, в том числе простота лексики, синтаксиса, повторы, выделение ключевых слов и мыслей.

 Культура речи имеет три аспекта: нормативный (владение языковыми нормами), коммуникативный (владение коммуникативными качествами речи, такими как точность, понятность, выразительность, уместность, чистота, образность, логичность (немногословность), информативность, лаконичность), этический  -  владение нормами речевого поведения.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Способ изложения материала: индуктивный (изложение от частного к общему), дедуктивный (изложение от общего к частному, то есть от тезиса к его доказательствам), аналогии (изложение от частного к частному, то есть от известного к новому на основе сопоставления с известным), ступенчатый (последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей), исторический (изложение материала в хронологической последовательности), концентрический (расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению).

Средства выражения логических связей в тексте: 1)лексические средства – средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, затем…), на противоречивые отношения (однако, между тем…), на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому…), на переход от одной мысли к другой (обратимся к…, рассмотрим…), на итог (итак, следовательно…); 2) местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (этот, указанный, данный…); 3) синтаксические средства связи (типы связи предложений в тексте, основанные на разном соотношении исходной и сообщаемой части): последовательная связь (пример: В аудитории сидят студенты. Студенты слушают лекцию. Лекцию читает профессор.) и параллельная (Студенты сидят в аудитории. Студенты слушают лекцию. Студентам о физике рассказывает профессор.).

 

Раздел 4. Риторика

Слово «оратор» появилось в русском языке в начале 18 в. (от лат.orare – говорить). Оратор  – это человек, произносящий публичную речь.

Понятия «ораторское искусство», красноречие и риторика (греческое слово) – синонимы.

Риторикаораторское искусство, красноречие – искусство говорить красиво и убедительно. Риторический канон: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение частей), элокуция (словесное выражение), запоминание, произнесение (исполнение).

Выделяют такие виды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. По сфере употребления выделяют три вида академического красноречия: собственно академическое (в среде ученых), вузовское, школьное. Жанры академического красноречия: лекция, научный доклад, научное сообщение, научный обзор.

Особенности устной публичной речи:

 1) ориентация на аудиторию - наличие обратной связи, установление контакта с аудиторией. Это значит смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в выступление в зависимости от реакции аудитории, проявлять к аудитории интерес, доброжелательность, вести с аудиторией диалог.  

2) устная форма общения: публичная речь – это живой непосредственный разговор со слушателями, который носит характер непринужденной беседы. Поскольку выступление воспринимается на слух, то его содержание должно пониматься сразу, легко усваиваться. Стиль речи преимущественно разговорный.

3) сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением: это подготовленная речь, то есть сначала создается письменный текст, который затем редактируется по законам устной речи.

4) использование различных средств общения, то есть вербальных (словесных) и невербальных (мимики, жестов, позы, интонации и т.п.) средств, так как восприятие устной речи происходит одновременно по слуховому и зрительному каналам.

К основным навыкам оратора относятся: навык отбора литературы, навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, навык написания текста, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.

Основные умения, которыми должен обладать оратор: самостоятельно подготовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства и наглядные пособия. Оратор должен вызывать доверие. Это достигается благодаря профессионализму, доброжелательности, искренности, нацеленности на общение. Следует продумать внешний облик и манеру поведения (уверенность, заинтересованность, решительность, энергичность. Оратор должен уметь составлять портрет своей аудитории на основании объективных и субъективных характеристик аудитории.

Объективные характеристики: 1) демографические (пол, возраст, национальность, уровень образования, культуры, социальное положение – должность);

2) интеллектуальные характеристики: знания (в том числе – по теме), убеждения, интересы, ценности, увлечения, уровень профессиональной подготовки, политическая ориентация;

3) количественная характеристика аудитории: чем больше слушателей, тем проще должна быть композиция;

4) однородность и неоднородность аудитории.

Субъективные характеристики аудитории:

1) отношение к теме, к проблеме;

2) отношение к мыслям оратора (совпадает, конфликтное, равнодушное (последнее – самая трудная аудитория);

3) отношение к оратору.

 

Таким образом, оратор (ритор) в речевом взаимодействии должен уметь учитывать речевую ситуацию (адресат, адресант, совокупность условий и обстоятельств общения), устанавливать контакт с аудиторией, использовать невербальные (несловесные) средства: жесты, мимику, интонацию, владеть техникой речи (громкость, четкость, средний темп речи, отсутствие монотоности).

 

По цели выделяют: убеждающее выступление (с целью доказать истинность или ложность высказанного тезиса), информативное (информационное) (с целью дать новую, актуальную информацию), протокольно-этикетное, развлекательное.

Общие принципы при подготовке публичного выступления: принцип краткости, принцип последовательности, принцип усиления, принцип результативности (содержит вывод, призыв, рекомендации).

 

Этапы работы над публичным выступлением :

· докоммуникативный – подготовка речи, работа над текстом;

· коммуникативный – произнесение, взаимодействие говорящего с аудиторией;

· посткоммуникативный – рефлексия, анализ своего выступления, выводы на будущее.

                                    

Докоммуникативный этап начинается с разработка замысла речи. Компоненты замысла:

Ключевое слово – опорное понятие, имя предмета речи, точка раскручивания замысла.

Тема – название предмета речи. При выборе темы надо учитывать, что она должна быть актуальна (социально, жизненно или личностно значимая, имеющая возрастной, групповой или познавательный интерес).

Главный тезис – идея, основная мысль, вытекает из темы, (повторяется несколько раз разными словами с сохранением ключевого слова).

Цель – конкретный конечный результат речи, формулируется через глагол (например, информировать, убедить), то есть что конкретно должна уяснить аудитория.

Концепция – базовая философская идея, система взглядов по ключевому слову. Источники информации:

1) наши знания, размышления и наблюдения, наш практический опыт;

2)  беседы с другими и их опыт по теме;

3)  литература (сначала новая, потом – старая, причем только авторитетные, фундаментальные, оригинальные источники): научная и популярная литература, справочная литература, художественная литература, статьи из газет и журналов;

4) документы;

5) передачи радио и телевидения;

6) материалы, помещенные в Интернете;

7) результаты социологических опросов.

 

Обдумывание формулировки темы. Она должна быть точная и конкретная. Обсуждение темы должно принести практическую пользу, а не соответствовать желанию «вообще поговорить».

Продумывание предварительного названия речи. Оно должно быть ясным, четким, по возможности кратким, но привлекающим внимание аудитории. Следует избегать слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий за предоставленное ему время. Таким образом, формулировка должна отражать содержание выступления, привлекать внимание слушателей и ориентировать их на участие в обсуждении конкретных проблем.

Композиция публичного выступления. Композиция текста – его структура.

Начало речи. Работа над вступлением. Вступление занимает 5-10 % всего времени выступления. Цели: привлечь внимание слушателей, вызвать интерес, установить контакт, подготовить к восприятию темы. Структура: вступление состоит из зачина и завязки.

Цель зачина – завладеть первичным вниманием аудитории.

Завязка  – презентация темы (погружение в тему выступления): обозначение проблемы, выявление противоречия, объяснение актуальности темы, значения для данной аудитории, формулировка цели выступления.

Приемы привлечения внимания аудитории во вступлении:

1) обращение к событию, времени, месту:

 2) обращение к конфликту, противоречиям, различиям во мнениях:

3) ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации:

4) риторический вопрос:

5) ссылка на свое эмоциональное состояние:

6) возбуждение любопытства: затрагивание необычного факта, который показывает слушателям, что они не все знают:

7) использование парадокса:

8) постановка слушателей перед дилеммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей);

9) цитирование высказывания знаменитой личности, знакомого человека, друга;

10) демонстрация какого-либо предмета (книги, значка, рекламного проспекта);

11)  рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из вашей жизни,

12) напоминание исторического эпизода

13) обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно

14) легенда, притча, сказка;

15) юмористическое замечание, шутка.

 

Развертывание речи. Работа над основной частью. Задачи: последовательно разъяснить выдвинутые предложения, доказать их правильность, подвести слушателей к необходимым выводам в соответствии с поставленной целью.

 

Следует учитывать следующие принципы изложения:

1) драматизм – столкновение разных точек зрения (вступить в спор с каким-либо мнением, рассказ о необычных событиях);

2) последовательность;

3) усиление воздействия (самые сильные аргументы – в конце);

4) экономия средств (не должно быть слишком много тезисов, фактов);

5) соразмерность (старое и новое, теория и практика, рациональное и эмоциональное, позитивное и негативное – иначе пессимистическое настроение или недоверие);

6) подчинение главной идее;

7) использование разных методов изложения: ступенчатый – по уровням, последовательное изложение одного вопроса за другим без последующего возвращения; концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, со всех сторон, хронологический или исторический (в хронологической последовательности описываются и анализируются изменения с течением времени), дедуктивный – от общего к частному, конкретному (сначала выдвигается положение, затем разъясняется его смысл на конкретных примерах), индуктивный – от частного к общему (сначала конкретный случай, затем обобщения и выводы), аналогия (сопоставление различных явлений, событий, фактов), сравнение, анализ проблемы;

8)  использование разных источников информации и разных приемов ведения речи (обзор, информация, пересказ, повествование, пример, цитата, обоснование, вопрос, обращение, вопрос-ответ).

 

Завершение речи. Работа над заключением Заключение занимает 5% времени всего выступления. Цель заключения – придать завершенность. Так как публичное выступление воспринимается на слух, надо связать воедино начало и конец речи, напомнить основную мысль и объяснить, что с ней слушателям «надо делать», подвести итоги.

Риторика выделяет такие типы заключения:

1. Суммирующее – возвращение к тезису, подведение итогов, формирование выводов.

2. Типологизирующее – введение аналогии или фона для лучшего понимания предмета речи:

- заключение с перспективой («С одной стороны, посмотрим, что будет, если…», «С другой стороны, увидим, что…»). Дается прогноз, выводятся последствия из актуальной ситуации: но это должен быть не слишком дальний прогноз, не слишком жесткий прогноз.

- заключение с фоном: напоминание подобного дела, явления, события или в оппозицию к данному, то есть параллели для усиления впечатления.

3. Апеллирующее: прямое обращение к чувствам слушателей (прочувствование аудиторией на себе опасности игнорирования, недоверия или пренебрежения тем положением, которое аргументировалось в основной части).

Типичные недостатки композиции:

1) нарушение логической последовательности в изложении;

2) перегрузка теоретическими рассуждениями;

3) отсутствие доказательности основных положений;

4) обилие затронутых вопросов и проблем (обычно рассматривается 3-4 вопроса).

 

 

Чтобы речь была выразительной, используют языковые средства (синонимы, антонимы, тропы – метафоры, эпитеты, сравнения; фразеологизмы, то есть идиомы или устойчивые словосочетания), специальные стилистические средства и приемы (анафора – единоначалие, антитеза – противопоставление, риторический вопрос и т.д.)

Раздел 9. Речевой этикет

Функции речевого этикета: коммуникативная, фатическая (светская), призыв, привлечение внимания, функция вежливости.

Основные этикетные жанры: представление, приветствие, прощание, извинение, благодарность и т.д.

Этический аспект – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Под речевым этикетом понимают правила речевого поведения, система устойчивых формул общения. Факторы, определяющие формирование речевого этикета: 1) учет особенностей партнера (социальный статус, профессия, национальность, возраст, пол и др.); 2) характер ситуации общения (деловая беседа, конференция и др.); 3) национальные традиции.

Этические нормы защищают нравственные ценности в культуре и регулируют формы их проявления в речи.

 Принцип вежливости (коммуникативный кодекс) Лича предполагает соблюдение максим. Максима – этический принцип, выраженный в краткой формуле. Принцип вежливости состоит из шести максим: 1) максима такта (соблюдай интересы другого, не затрагивай тем, потенциально опасных для собеседника); 2) максима великодушия (не затрудняй других); 3) максима одобрения (не осуждай других, правило позитивной оценки другого); 4) максима скромности (реальная самооценка, не будь высокомерным); 5) максима согласия (избегай конфликтов); 6 максима симпатии (будь доброжелательным).

Принципы кооперации (готовность к сотрудничеству) сформулированы Г.П.Грайсом в книге «Логика и речевое общение»:

 

Постулаты Грайса. 1) постулат количества информации ( говори в меру,   высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; лишняя информация дает возможность предполагать наличие особой цели, особого смысла, то есть сбивает с толку); 2) постулат качества информации (высказывание должно быть истинным, согласовываться с этическими нормами; высказывание по возможности должно быть правдивым (старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говори о том, для чего нет достаточных оснований); 3) постулат отношения (говори по существу, не отклоняйся от темы, говори уместно); 4) постулат способа (выражайся ясно, избегай многословия, непонятных выражений, неоднозначных, будь краток и организован). Постулат – утверждение, не требующее доказательств.

 

Нормы речевого общения в процессе общения:

Приветствие. Приветствует младший – старшего, младший по должности - старшего, члены делегации – руководителя, при равных отношениях – мужчина – женщину.

Приглашение. Позвольте пригласить Вас, будем рады Вас видеть.

Поздравление. Примите мои сердечные поздравления.

Скорбная ситуация. Позвольте выразить Вам мои глубокие соболезнования. Приношу Вам мои глубокие соболезнования. Разделяю Ваше горе.

Благодарность. Позвольте выразить благодарность; фирма выражает благодарность.

Замечание. Фирма вынуждена сделать …предупреждение.

Просьба. Вам не трудно… Если Вас не затруднит…

 

Правила ведения речи:

1. Относитесь доброжелательно к собеседнику. Избегайте прямых негативных оценок личности собеседника.

2. Будьте вежливы: учитывайте возраст, пол, служебное или общественное положение адресата.

3. Не ставьте в центр внимания собственное «я». Будьте скромны в самооценках, не навязывайте категорично собственных мнений и оценок, умейте встать на точку зрения партнера.

4. Ставьте в центр внимания слушающего, учитывая его социальную роль, личность, осведомленность в теме, степень его заинтересованности, постоянно поддерживайте контакт: «Вам, наверное, интересно узнать; вы, конечно, знаете…».

5. Выбирайте тему, уместную в данной ситуации и интересную для партнера.

Общие принципы делового этикета:

  1. Будьте пунктуальны (прибавь 25% лишних к тому сроку, который требуется для выполнения работы).

2. Соблюдайте конфиденциальность: храните секреты фирмы и тайны личного характера, не пересказывайте услышанное другим.

3. Будьте доброжелательны и приветливы.

4. Думайте не только о себе, но и о других, будьте внимательны к окружающим, уважайте мнений других, прислушивайтесь к критике и советам.

5. Одевайтесь как принято в фирме.

6. Говорите и пишите хорошим языком.

Основные правила делового этикета:

1. Встретив нового человека в обществе, уделите ему внимание в течение нескольких минут.

2. Чтобы поддержать беседу, задавайте вопросы, проявляйте искреннюю заинтересованность собеседником, когда слушаете.

3. Если не расслышали, переспросите: «Что Вы сказали?»

4. Не исправляйте речевые ошибки или акцент.

5. Не делайте комплимент одному в присутствии другого.

6. Не обсуждайте денежные дела, физические изъяны, болезнь собеседника и окружающих. Как правило, разговор не должен касаться окружающих, так как иначе будет повод обвинить вас в злословии. Избегайте назидательности, не выставляйте поспешно «оценки» сказанному собеседником.

7. Представьтесь участникам, если вы из другой фирмы и вас здесь не знают

8. Сидите прямо, не играйте карандашом или ручкой, не разгибайте скрепки, не рисуйте.

9. Если представляете другую организацию, прощаясь, обменяйтесь рукопожатием с председателем.

10. На столе стоят прохладительные напитки – пейте, не спрашивая разрешения.

11. Надо выйти, тихо извинитесь и выйдите; не привлекая к себе внимание – возвращайтесь.

12. В протокольных ситуациях не следует задерживать внимание собеседника более чем на 10 минут.

13. Не впутывайте сослуживцев в личные проблемы: вы станете объектом сплетен, что подорвет вашу репутацию и испортит карьеру.

14. Приоритет при подаче руки - у дам, у старших, у вышестоящих по должности.

15. Неприлично дарить деньги, но если выхода нет – обратите деньги в подарок (сберегательная книжка, банковский чек)

16. Поведение в помещении: в лифте – дама входит и выходит первая; на лестнице – впереди мужчины, поднимаясь наверх, позади, спускаясь вниз.

17. Соблюдайте личное пространство человека: при светском общении 1,5 – 2 м., при личном 0,4 – 1,5 м.

 

Конспект лекций по курсу «Русский язык и культура речи»

Раздел 1. Основные понятия курса.

Курс « Русский язык и культура речи» изучает современный русский литературный язык и культуру речи.  Язык система знаковых единиц, речь – использование языка в практике создания устных и письменных текстов.  Уровни языка состоят  из взаимосвязанных единиц: 1) фонемный уровень (единицы – фонемы, звуки); 2) морфемный уровень (единица – морфемы); 3) морфологический (единицы - формы и классы слов); 4) лексический уровень (единица – слова);  5) синтаксический уровень (единицы - словосочетания и предложения), 6) текстовой (единица – текст).

Функции языка: коммуникативная (общение), познавательная (когнитивная), мыслеформирующая, номинативная (функция называния), фатическая (контактоустанавливающая), волюнтативная (воздействия), кумулятивная (создание, хранение, передача информации), эмоциональная, аксиологическая (оценочная).

Экстралингвистический – связанный со словом, с языком извне. Например, факторы, влияющие на язык (пол, возраст, образование, уровень культуры и т.д.)

Паралингвистика – раздел языкознания, изучающий невербальные средства общения.

Конгруэнтность – совпадение слов и жестов.

Культура имеет три формы: физическую, материальную и духовную.

Формы существования национального русского языка – литературный язык (высшая форма национального языка) и нелитературные формы языка (просторечие, диалект, жаргон).

 Виды речевой деятельности: активные – письмо и говорение, рецептивные – чтение и слушание.

 Выделяют следующие виды слушания:

 1. Нерефлексивное (пассивное) слушание -  слушатель внимательно молчит, не вмешивается в речь собеседника своими замечаниями. Полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Могут использоваться краткие реплики («Да», «Это интересно», «Понимаю», «Можно подробнее?») или невербальные жесты поддержки. Неуместно тогда, когда такое слушание ошибочно истолковывают как принятие позиции говорящего..

2.Рефлексивное (активное) слушание – обратная связь с говорящим для уточнения точности восприятия услышанного. Более активно используется словесная форма для подтверждения понимания сообщения. Используются приемы слушания: выяснение («повторите, пожалуйста, еще раз», «что вы имеете в виду?», Это все, что вы хотели сказать?»), перефразирование (передача говорящему его же информации, но словами слушающего – «как я понял вас…», «по вашему мнению…», «другими словами, вы считаете…» - при этом выбираются самые главные моменты сообщения, а не чувства собеседника, что дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то внести необходимые коррективы), отражение чувств (акцент делается не на содержании, а на эмоциональном состоянии говорящего – «вы несколько расстроены…», «вероятно, вы испытываете…»), резюмирование (подытоживание основных идей и чувств говорящего – «как я понял, ваша основная мысль заключается в том…»).

Виды речи: монолог, диалог, полилог.

 Формы речи: устная и письменная. Они различаются:

1) по форме реализации: устная форма - звучащая, письменная – графически оформленная;

2) по цели: у устной формы – быстрая передача и воспроизведение определенной информации, у письменной – длительное хранение информации;

3)  по отношению к адресату: устная форма ориентирована на слушателя, зависит от       того, кто и как ее воспринимает; письменная форма обращена к отсутствующему человеку, мысленно представляемому, на нее не влияет реакция тех, кто читает;

 4) по порождению формы: говорящий создает речь сразу: одновременно работает над содержанием и формой, следствием чего являются паузы; пишущий может неоднократно возвращаться к написанному, исправлять текст;

5) по характеру восприятия: письменная речь рассчитана на зрительное и неоднократное восприятие, устная речь воспринимается на слух. Ее содержание должно сразу быть понято и легко усвоено слушателями, поэтому при устном выступлении важны простота языка, в том числе простота лексики, синтаксиса, повторы, выделение ключевых слов и мыслей.

 Культура речи имеет три аспекта: нормативный (владение языковыми нормами), коммуникативный (владение коммуникативными качествами речи, такими как точность, понятность, выразительность, уместность, чистота, образность, логичность (немногословность), информативность, лаконичность), этический  -  владение нормами речевого поведения.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Способ изложения материала: индуктивный (изложение от частного к общему), дедуктивный (изложение от общего к частному, то есть от тезиса к его доказательствам), аналогии (изложение от частного к частному, то есть от известного к новому на основе сопоставления с известным), ступенчатый (последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей), исторический (изложение материала в хронологической последовательности), концентрический (расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению).

Средства выражения логических связей в тексте: 1)лексические средства – средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, затем…), на противоречивые отношения (однако, между тем…), на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому…), на переход от одной мысли к другой (обратимся к…, рассмотрим…), на итог (итак, следовательно…); 2) местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (этот, указанный, данный…); 3) синтаксические средства связи (типы связи предложений в тексте, основанные на разном соотношении исходной и сообщаемой части): последовательная связь (пример: В аудитории сидят студенты. Студенты слушают лекцию. Лекцию читает профессор.) и параллельная (Студенты сидят в аудитории. Студенты слушают лекцию. Студентам о физике рассказывает профессор.).

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 207.