Раздел 7. Официально-деловой стиль речи. Устные жанры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности делового общения:

1. Регламентированность (правила и ограничения), соблюдение делового этикета.

Знание этого позволяет чувствовать себя уверенно, не чувствовать неловкости, избегать насмешек.

2. Строгое соблюдение речевого амплуа – роли и обстановки, что упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс, делает его более эффективным.

3. Повышенная ответственность за результаты делового общения – обязательность, организованность, соблюдение нравственно-этических норм.

4. Более строгое отношение к использованию речевых средств, чем в других сферах общения.

 

Устные жанры делового общения деловая беседа (деловой телефонный разговор, интервью - собеседование при приеме на работу), деловые переговоры, деловое совещание.

Деловая беседа – беседа с официальным лицом в официальной обстановке. Беседа имеет диалогический характер – обязательно участие двух сторон. Деловая беседа может быть официальной и неофициальной, но связана с исполнением служебных обязанностей, с решением производственных задач. Виды деловых бесед: собеседование при приеме на работу, проблемные, дисциплинарные, беседы при увольнении, деловой телефонный разговор.

Цели: получить нужную информацию, договоренность по интересующему вопросу, убедить партнера в выгодности, правильности принимаемого решения, установить деловые контакты, выработать собственное решение на основании анализа мнений и высказываний участников беседы.

Количество: от 2 до 7 человек.

Подготовка к беседе – составление ее модели через ответы на вопросы: в чем состоит главная цель беседы, возможные участники, могу ли я обойтись без этого разговора, готов ли я к обсуждению темы, какой исход устроит меня (его), какие приемы воздействия я могу использовать.

Композиция: начало беседы, основная часть, подведение итогов.

Начало: Цель – установление контакта, создание рабочей атмосферы, привлечение внимания к обсуждаемым вопросам.

Основная часть: обсуждение вопроса (передача информации – изложение своей позиции и аргументирование, опровержение доводов собеседника)

Заключение: принятие решения (и его фиксация – устная договоренность или письменная формулировка), распределение обязанностей, стимулирование собеседников к выполнению намеченных целей, возможность поддержания в дальнейшем контактов с собеседником, завершение беседы.

Телефонный разговор имеет следующую последовательность:

1) приветствие;

2) взаимопредставление;

3) сообщение о цели (причине) звонка;

4) обсуждение существа проблемы;

5) подведение итогов;

6) выражение признательности;

7) прощание.

По принятому в деловом мире «телефонному этикету», следует помнить следующие правила, когда звоните вы:

- постарайтесь определить содержание вашего разговора еще до того, как снимете трубку: подумайте, почему вы звоните, что вы ждете от собеседника, продумайте разговор в деталях, чтобы избежать потери времени;

- если ожидается ответственный и трудный разговор, предварительно запишите его основные моменты (запишите вопросы, подготовьте необходимые документы);

- если взявший трубку не назвал себя, свое учреждение, уточните, попали ли вы туда, куда хотели («Это фирма…?»);

-  представьтесь, так как деловое общение не может быть анонимным (назовите организацию, которую вы представляете, свою должность и фамилию);

- если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте, попросите передать, что вы звонили, и скажите, когда и где вас можно будет найти;

- если вы предполагаете, что разговор может затянуться, уточните, есть ли у собеседника время для разговора;

- если во время разговора произошел разрыв связи, перезвоните, так как перезванивает инициатор звонка;

- помните о телефонных «часах приема»: продолжительность делового разговора не должна составлять более 4 минут; старайтесь с деловым партнером договариваться о точном времени телефонного разговора; не забывайте о том, что звонить домой не принято до 9 утра и после 10 часов вечера, даже если ваш собеседник предложил вам звонить «в любое время».

Когда звонят вам, важно также придерживаться определенных правил общения:

- если звонок раздается в организации, подняв трубку, поздоровайтесь, назовите свою организацию (отдел), свою должность, фамилию (если телефон в вашем личном кабинете); при частых звонках называется только организация (отдел);

- когда начинаете разговор, не говорите «Да», «Говорите»;

- запишите сразу имя звонившего, чтобы обращаться к нему во время разговора и запомнить его имя на будущее;

- если звонивший не представился и сразу объясняет, что ему нужно, поинтересуйтесь его именем, названием организации, которую он представляет, а затем продолжите беседу;

- нельзя спрашивать звонящего: «С кем я говорю?», «Что вам нужно?»; не превращайте телефонный разговор в допрос;

- спрашивайте клиента: «Чем я могу вам помочь?», а не «Могу ли я вам помочь?»;

- разговор завершает женщина в общении с мужчиной, старший в общении с младшим, руководитель в общении с подчиненным, при равных условиях, кто позвонил;

- если разговор затягивается, ваш собеседник неоднократно возвращается к тому, что уже обсуждено, постарайтесь это дать ему понять, например, таким образом: «Думаю, мы выяснили основные детали…», «Я вас понял. Созвонимся позднее…». Возможны следующие фразы: «Простите, пожалуйста, мне звонят по второму телефону», «Я хотел бы продолжить разговор, но через пять минут у меня совещание (важная деловая встреча). Я перезвоню вам в…»;

- если у вас посетитель, а вам звонят, нужно закончить фразу и, сказав посетителю «Извините», снять трубку между вторым и четвертым звонком; звонившего надо попросить подождать (не вешая трубку), если ваш разговор с посетителем заканчивается;

- если ваш разговор с посетителем должен продолжиться, попросите телефонного собеседника позвонить еще раз через четверть часа или когда вы освободитесь;

- если звонят отсутствующему коллеге, не говорите: «Он обедает», «Пожалуйста, перезвоните»; оптимальный ответ: «Его нет, будет тогда-то. Может быть, ему что-то передать?» (при этом фиксируйте ответы по анкетному принципу: фамилия позвонившего, номер его телефона, характер передаваемой информации и др.).

Главное требование: телефонный разговор должен быть содержательным и кратким.

 Техника ведения диалога подразумевает уважение к собеседнику: надо уметь слушать, а в случае необходимости тактично прерывать собеседника, задавая необходимые для уточнения его позиции, для устранения неясности или двусмысленности вопросы.

Интервью (Собеседование при приеме на работу, речь-представление ) – главный этап получения желаемой должности. Цель собеседования для работодателя (или его полномочного лица) - оценить профессиональные, деловые и личностные качества, опыт работы претендента, уточнить круг его обязанностей Работодателя интересуют степень заинтересованности в данной работе, готовность работать с максимальной отдачей. Часто на собеседовании уже определяется не только круг будущих обязанностей, но и уровень зарплаты, перспективы дальнейшего профессионального роста. Если претендент уже имеет опыт работы, то цели собеседования расширяются, так как возникает желание выявить объективные свидетельства его успехов и неудач на прежнем месте работы, так как это позволит понять, что можно ожидать от него в будущем.

   Важное значение при собеседовании имеет первое впечатление. Практика показывает, что работодатели принимают решение о приеме на вакантную должность, как правило, на основании первого впечатления, складывающегося в первые 1-2 минуты разговора ( 50% зависит от внешности и манеры поведения, 30% от тона голоса и манеры говорить и 20% от того, что именно говорит претендент). Следует обратить внимание на одежду: она должна иметь деловой вид, быть аккуратной и в меру строгой. Некоторые психологи советуют одеваться на собеседование так, как бы вы выглядели, уже занимая ту должность, на которую вы претендуете. Немаловажную роль играет манера  поведения: приветствуется раскованность (но не развязность), внимательность, доброжелательность, а также такие качества, как уверенность, уравновешенность, умение хорошо говорить и слушать.

Собеседование при приеме на работу  состоит из двух частей: речи-представления и собственно интервью (беседы) работодателя или его полномочного лица с претендентом на должность.

Основная цель речи-представления заключается в следующем: сформировать мнение о себе как о потенциальном сотруднике, то есть о своем соответствии вакантной должности. Тезис речи: я соответствую вакантной должности, на которую претендую, так как у меня есть соответствующие знания и квалификация, деловые качества и опыт работы.

     Композиция речи-представления трехчастна:

1 часть. Вступление. После приветствия и сообщения своего имени, отчества, фамилии следует объяснить, почему в поисках работы вы пришли именно сюда, откуда вы узнали о вакансии, сообщить о мотивах прихода на работу именно в эту фирму (например, привлекает авторитет фирмы и ее последние достижения, масштабы и сущность деятельности, перспективы развития). Чтобы быть более конкретным, нужно заранее навести справки о фирме, внимательно прочитать специальные бизнес-издания, рекламные буклеты. Вы должны показать себя человеком, информированным о будущем месте работы.

2 часть. Основная. В ней необходимо подтвердить тезис о соответствии вас вакантной должности (соответствующие знания, квалификация и факты, подтверждающие это; соответствующие умения, опыт работы и факты, подтверждающие это; соответствующие деловые и личностные качества и примеры, иллюстрирующие это).

2 часть. Заключение. В этой части следует выразить желание работать именно в этой фирме и надежду на положительный ответ.

При подготовке к беседе следует иметь в виду, что хотя в распоряжении работников, проводящих интервью, находится сегодня до 400 вопросов,  обычно задается 10-15 основных и примерно столько же дополнительных.

  Среди основных вопросов по частотности употребления в практике собеседования можно выделить следующие:

1.Чем вас привлекает работа у нас в данной должности? (Откажитесь от стандартных фраз об интересной работе, перспективах роста и хорошей зарплате и приведите конкретные доводы, убеждающие в том, что эта работа позволит вам максимально реализовать свои знания, опыт, деловые и личные качества).

2. Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? (Постарайтесь сформулировать ваши преимущества перед другими возможными претендентами).

3. Каковы ваши сильные качества? (Не стоит при ответе на этот вопрос использовать фразы, подобные следующим: «Об этом не мне судить…Пусть судят окружающие». Желательно назвать качества, которые действительно присущи вам и которые ценятся в должности, на которую вы претендуете).

4. Какие у вас недостатки? (Честно назовите 2-3 своих недостатка, обратив их тут же в свои достоинства. Например: «Я трудоголик, люблю много работать, к сожалению, часто в ущерб семье и здоровью...»).

5. Когда вы работаете эффективнее: в команде или самостоятельно? ( Лучше золотая середина: «Я с удовольствием работаю самостоятельно, и качество моей работы оценивалось высоко. В то же время мне нравится работать в команде. Я участвовал в проекте…, в котором мы добились высоких результатов»).

6. На какую зарплату вы рассчитываете? (Нельзя как недооценивать, так и переоценивать себя. Можно выяснить круг ваших обязанностей, а затем назвать зарплату несколько выше той, на которую бы реально согласились. Возможны и другие варианты в виде встречного вопроса: «А какую зарплату получает у вас специалист с таким же опытом работы и квалификации, как у меня» или «Я готов выслушать ваши предложения». Желательно уже до собеседования узнать из разных источников, на какую реальную зарплату вы можете рассчитывать).

7. Назовите три хороших и три плохих качества начальника. (Главный принцип – ставить профессиональные качества управленца выше личных, демонстрировать понимание особенностей труда руководителя, для которого важнейшими являются умение рационального планирования, требовательность, справедливость и порядочность).

8. Получали ли вы другие предложения работы? (Не торопитесь признаваться, что ваша кандидатура мало кого заинтересовала. Подчеркните, что вы начали поиск с этой организации и скажите, что вы одновременно и успешно ведете переговоры с конкурирующей фирмой (и постарайтесь, чтобы это соответствовало действительности).

9. Чему бы вы хотели еще научиться? (Ваши желания должны быть сформулированы достаточно конкретно и иметь отношение к вакантной должности).

Если уже есть опыт работы, то могут быть заданы вопросы, касающиеся предыдущего места работы. Вот некоторые из них:

1. Какие личные достижения на предыдущем месте работы вы считаете самыми важными и как эти достижения могут пригодиться в той должности, на которую вы претендуете? (Без излишнего хвастовства, с достоинством расскажите о своих достижениях в профессии; при отсутствии значительных успехов – о незначительных, но в выгодном свете).

2. С какими проблемами вы сталкивались на работе? (Покажите, что вы считаете естественным наличие проблем в любой профессии, конкретно расскажите о некоторых ваших профессиональных проблемах и о том, какие пути для их успешного решения вы находили).

3. Были ли у вас конфликты на прежнем месте работы? (Убедите, что конфликты, которые были, носили не личный характер, а профессиональный).

4. Почему вы ушли (хотите уйти) с предыдущего места работы? (Даже при наличии конфликта с руководителем, при уверенности в невозможности эффективно работать на предыдущем месте работы давайте позитивные оценки руководителю, сотрудникам, а в качестве причин поиска новой работы может быть названо стремление более полно реализовать свои возможности, получить должность, в большей степени соответствующую вашей специальности, полученной в вузе, желание выполнять более сложную работу, способствующую вашему профессиональному росту, и получать соответствующую высокую зарплату).

5. Что вам больше всего нравилось в предыдущей работе? (На первом месте в ответе должна быть работа, но немаловажное значение имеет и упоминание об удовольствии работать в коллективе, от общения с клиентами).

6. Не помешает ли ваша личная жизнь работе, связанной с дополнительными нагрузками? (Чаще всего речь идет о ненормированном рабочем дне, о частых длительных и дальних командировках. Было бы неверным при ответе на этот вопрос сразу давать отрицательный или положительный ответ. Постарайтесь заранее изучить КЗоТ, чтобы знать свои права и покажите, что вы готовы к дополнительным нагрузкам, которые, однако, необходимо будет обсудить более конкретно).

7. К кому можно обратиться за отзывом о вашей работе на прежнем месте работы? (Предоставьте номера телефонов бывших руководителей, сотрудников, с которыми заранее об этом договорились. Предъявите рекомендательные письма от них).

          Если в первой части интервью вопросы задает работодатель, то во второй части в обычно предлагают претенденту на должность задать вопросы работодателю. Желательно их заранее подготовить. Продемонстрируйте интерес к фирме, оставьте о себе благоприятное впечатление. Однако больше 10 вопросов не следует задавать. Вот примерный перечень наиболее характерных из них:

1. Какие у меня шансы быть принятым?

2. Что будет входить в мои обязанности?

3. Каковы перспективы моего служебного роста?

4. Каковы перспективы повышения моей зарплаты?

5. Какие выплаты и льготы входят в пакет социальных компенсаций?

6. Перед кем я буду отчитываться?

7.Будут ли у меня подчиненные?

8.Сколько лет существует организация?

9.Стабилен ли штат сотрудников?

10.Какие планируются новые направления деятельности фирмы?                                    

Исследования показали, что большинство работодателей внимательно слушают кандидата лишь первые 1-2 минуты, после чего уже начинают говорить сами. По тому, что и как они говорят, можно понять, каковы шансы быть принятым. Если работодатель перестает смотрет в глаза, задает каверзные вопросы, возражает, голосом и жестами демонстрирует незаинтересованность, торопится быстрее закончить разговор, то шансы минимальны. Если работодатель через 1-2 минуты беседы продолжает доброжелательно подбадривает вопросами, то есть шанс работать в этой фирме.

Причин отказа вам может быть множество. Самые значимые из них:

 1) неуверенность в себе, скованность поведения, неискренность;

  2) отсутствие интереса к вакантной должности, на которую претендуете;

3) неумение хорошо говорить: слабый голос, плохая дикция, ошибки в произношении, агрессивная и вульгарная речь.

4) заинтересованность только в высокой зарплате;

5) низкий уровень успеваемости в вузе;

6) постоянное самооправдание, обвинение в собственных неудачах других людей и обстоятельства;

7) критические отзывы о прежнем начальнике и бывших сотрудниках;

8) нежелание повышать квалификацию;

9) стремление получить только временную работу;

10)мрачность настроения, отсутствие чувства юмора.

 

Презентация – (с лат. представление). Устраивается по различным поводам: открытие выставки, появление нового товара, открытие фирмы и т.д. Продолжительность: 1,5-2 часа. Наглядно представлять информацию позволяют современные компьютерные технологии. Одним из инструментов такого представления является программа Power Point пакета Microsoft Office. Цели презентации: 1.Создание имиджа фирмы, воссоздание благоприятного образа фирмы, реклама имени фирмы. 2. Создание знания о новом товаре или услуге на целевом рынке, ознакомление с новыми возможностями товара и т.д. 3. Информирование  о каком-либо проекте, определение обратной реакции, поиск в поддержке реализации проекта. 4. Предоставление определенной группе людей результатов работы.

Деловое совещание – форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Цель – принять коллективное решение, разделить ответственность за решение проблемы, согласовать интересы структурных подразделений, учесть мнения разных групп, обсудить разные варианты решения. По цели: 1) проблемное совещание – найти оптимальное решение по обсуждаемому вопросу; 2) инструктивное совещание – довести до подчиненных распоряжения вышестоящих органов для оперативного исполнения; 3) оперативное совещание – получение информации снизу вверх о положении в организации: участники докладывают руководителю, как обстоят дела на местах, какие есть проблемы, что требуется для из разрешения.

Деловые переговоры – это обсуждение с целью заключения согласия по какому-либо вопросу ( в беседе – обмен информацией, точками зрения): предполагает заключение договора или выработку обязательных для исполнения решений. Переговоры ведутся, когда мнения сторон частично совпадают, а частично расходятся. Это средство разрешения конфликтов, спорных вопросов, установления доброжелательных отношений, налаживания сотрудничества.

Раздел 8. Реклама как особый вид объявления

Реклама (от лат. кричать).

Классификация видов рекламы с учетом использования языка: 1) визуальная (зрительная) – печатная, световая, оформительская, фотореклама; 2) аудиальная (слуховая) – радиореклама, различные устные сообщения; 3) аудиовизуальная (зрительно-слуховая) – телереклама, кинореклама, демонстрация образцов изделий в сопровождении устного текста.

Основная цель рекламы – побудить адресата совершить покупку или воспользоваться услугами рекламодателя. Функции рекламы: информативная и воздействующая. 

Условия эффективности рекламного текста – нестандартность, использование языковых средств для привлечения внимания: 1) отклонение от нормативной орфографии (магазин «Купецъ»), 2) каламбур - игра слов, основанная на одновременной реализации в слове прямого и переносного значения: «Шампунь – блеск Ваших волос! Блестящий результат!»); 3) окказионализмы - новые слова, созданные специально для данного момента в экспрессивных целях («Сникерсни!»); 4) персонификация – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица («TEFAL заботится о Вас!); 5) фонетические повторы, рифмованные рекламные лозунги («Ваши киска купила бы «Вискас»); 6) дефразеологизация – семантический  распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении («Когда простуда берет за горло, принимай «Strepsils»).

Структура рекламного текста: 1) рекламный лозунг (слоган) – «визитная карточка» товара; 2) зачин (вступление) для привлечения внимания; 3) основная часть для информирования о достоинствах, преимуществах товара; 4) заключение – справочные данные (адрес, телефон, время работы фирмы).

Широкое распространение получили коммерческие документы информационно-рекламного характера: товарное предложение, сообщение о видах производимых товаров и услуг. Требования к ним: запоминаемость, способность вызвать коммерческий интерес.

Раздел 9. Речевой этикет

Функции речевого этикета: коммуникативная, фатическая (светская), призыв, привлечение внимания, функция вежливости.

Основные этикетные жанры: представление, приветствие, прощание, извинение, благодарность и т.д.

Этический аспект – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Под речевым этикетом понимают правила речевого поведения, система устойчивых формул общения. Факторы, определяющие формирование речевого этикета: 1) учет особенностей партнера (социальный статус, профессия, национальность, возраст, пол и др.); 2) характер ситуации общения (деловая беседа, конференция и др.); 3) национальные традиции.

Этические нормы защищают нравственные ценности в культуре и регулируют формы их проявления в речи.

 Принцип вежливости (коммуникативный кодекс) Лича предполагает соблюдение максим. Максима – этический принцип, выраженный в краткой формуле. Принцип вежливости состоит из шести максим: 1) максима такта (соблюдай интересы другого, не затрагивай тем, потенциально опасных для собеседника); 2) максима великодушия (не затрудняй других); 3) максима одобрения (не осуждай других, правило позитивной оценки другого); 4) максима скромности (реальная самооценка, не будь высокомерным); 5) максима согласия (избегай конфликтов); 6 максима симпатии (будь доброжелательным).

Принципы кооперации (готовность к сотрудничеству) сформулированы Г.П.Грайсом в книге «Логика и речевое общение»:

 

Постулаты Грайса. 1) постулат количества информации ( говори в меру,   высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; лишняя информация дает возможность предполагать наличие особой цели, особого смысла, то есть сбивает с толку); 2) постулат качества информации (высказывание должно быть истинным, согласовываться с этическими нормами; высказывание по возможности должно быть правдивым (старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говори о том, для чего нет достаточных оснований); 3) постулат отношения (говори по существу, не отклоняйся от темы, говори уместно); 4) постулат способа (выражайся ясно, избегай многословия, непонятных выражений, неоднозначных, будь краток и организован). Постулат – утверждение, не требующее доказательств.

 

Нормы речевого общения в процессе общения:

Приветствие. Приветствует младший – старшего, младший по должности - старшего, члены делегации – руководителя, при равных отношениях – мужчина – женщину.

Приглашение. Позвольте пригласить Вас, будем рады Вас видеть.

Поздравление. Примите мои сердечные поздравления.

Скорбная ситуация. Позвольте выразить Вам мои глубокие соболезнования. Приношу Вам мои глубокие соболезнования. Разделяю Ваше горе.

Благодарность. Позвольте выразить благодарность; фирма выражает благодарность.

Замечание. Фирма вынуждена сделать …предупреждение.

Просьба. Вам не трудно… Если Вас не затруднит…

 

Правила ведения речи:

1. Относитесь доброжелательно к собеседнику. Избегайте прямых негативных оценок личности собеседника.

2. Будьте вежливы: учитывайте возраст, пол, служебное или общественное положение адресата.

3. Не ставьте в центр внимания собственное «я». Будьте скромны в самооценках, не навязывайте категорично собственных мнений и оценок, умейте встать на точку зрения партнера.

4. Ставьте в центр внимания слушающего, учитывая его социальную роль, личность, осведомленность в теме, степень его заинтересованности, постоянно поддерживайте контакт: «Вам, наверное, интересно узнать; вы, конечно, знаете…».

5. Выбирайте тему, уместную в данной ситуации и интересную для партнера.

Общие принципы делового этикета:

  1. Будьте пунктуальны (прибавь 25% лишних к тому сроку, который требуется для выполнения работы).

2. Соблюдайте конфиденциальность: храните секреты фирмы и тайны личного характера, не пересказывайте услышанное другим.

3. Будьте доброжелательны и приветливы.

4. Думайте не только о себе, но и о других, будьте внимательны к окружающим, уважайте мнений других, прислушивайтесь к критике и советам.

5. Одевайтесь как принято в фирме.

6. Говорите и пишите хорошим языком.

Основные правила делового этикета:

1. Встретив нового человека в обществе, уделите ему внимание в течение нескольких минут.

2. Чтобы поддержать беседу, задавайте вопросы, проявляйте искреннюю заинтересованность собеседником, когда слушаете.

3. Если не расслышали, переспросите: «Что Вы сказали?»

4. Не исправляйте речевые ошибки или акцент.

5. Не делайте комплимент одному в присутствии другого.

6. Не обсуждайте денежные дела, физические изъяны, болезнь собеседника и окружающих. Как правило, разговор не должен касаться окружающих, так как иначе будет повод обвинить вас в злословии. Избегайте назидательности, не выставляйте поспешно «оценки» сказанному собеседником.

7. Представьтесь участникам, если вы из другой фирмы и вас здесь не знают

8. Сидите прямо, не играйте карандашом или ручкой, не разгибайте скрепки, не рисуйте.

9. Если представляете другую организацию, прощаясь, обменяйтесь рукопожатием с председателем.

10. На столе стоят прохладительные напитки – пейте, не спрашивая разрешения.

11. Надо выйти, тихо извинитесь и выйдите; не привлекая к себе внимание – возвращайтесь.

12. В протокольных ситуациях не следует задерживать внимание собеседника более чем на 10 минут.

13. Не впутывайте сослуживцев в личные проблемы: вы станете объектом сплетен, что подорвет вашу репутацию и испортит карьеру.

14. Приоритет при подаче руки - у дам, у старших, у вышестоящих по должности.

15. Неприлично дарить деньги, но если выхода нет – обратите деньги в подарок (сберегательная книжка, банковский чек)

16. Поведение в помещении: в лифте – дама входит и выходит первая; на лестнице – впереди мужчины, поднимаясь наверх, позади, спускаясь вниз.

17. Соблюдайте личное пространство человека: при светском общении 1,5 – 2 м., при личном 0,4 – 1,5 м.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 519.