Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие важные аспекты:
- разработку оптимальной концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого предпринимательского риска;
- определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный срок) с учетом планов производственной и коммерческой деятельности, состояния и прогнозов макроэкономической конъюнктуры (налогообложения, учетной банковской процентной ставки, норм амортизационных отчислений по основным фондам и др.);
- практическое достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка инвестиционных проектов и т. д.).
Разработка финансовой политики предприятия осуществляется на основе Методических рекомендаций по разработке финансовой политике предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118. Согласно этому документу к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:
1) анализ финансово-экономического состояния;
2) разработка учетной политики;
3) управление оборотным капиталом;
4) управление текущими затратами предприятия;
5) инвестиционная политика;
6) дивидендная политика организации;
7) оперативное управление финансами (бюджетирование).
Основные составляющие финансовой политики
1. Анализ финансово-экономического состояния предприятия (перспективный, оперативный, стратегический, ретроспективный)
2. Разработка краткосрочной финансовой политики (ценовой, учетной, включая оперативное налоговое планирование, политика издержек, политики управления оборотными средствами предприятия в том числе дебиторской и кредиторской задолженностями, а так же краткосрочное финансовое планирование и бюджетирование)
3. Разработка долгосрочной финансовой политики (долгосрочной налоговой, дивидендной, инвестиционной политики и политики в области управления капиталом предприятия, включая его стоимостью, а так же долгосрочное финансовое планирование и прогнозирование).
А) Анализ финансово- экономического состояния предприятия
Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, так как именно он является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются: горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы; анализ бухгалтерской отчетности; расчет финансовых коэффициентов.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие, как эффективность применения методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.
Переход предприятия к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения помогает предприятию устоять.
Б) Ценовая политика (Блок управления ценами – это краткосрочная финансовая политика.)
Финансовая политика определяется предприятием в зависимости от избранной стратегии и тактики ценообразования.
В России ценовая политика разрабатывалась на основе метода полных издержек.
Но предприятиям иногда выгодно определение цены ниже себестоимости: прибыль получается исключительно за счет увеличения объема продаж.
В) Учетная и налоговая политика
Учетная политика - выбор совокупности способов ведения бухучета (влияние на величину статей баланса, на структуру капитала, на величину затрат).
Налоговая политика - различные возможности для маневра в формировании конкретной финансовой политики ограничены налоговым учетом.
Так, налоговое законодательство сокращает варианты использования метода ускоренной амортизации.
Для успешной реализации финансовой политики недостаточно ориентироваться только на налоговый учет.
Но грамотно разработанная налоговая политика должна быть включена в систему (блок) принятия управленческих решений.
Г) Политика управления активами:
q Политика формирования активов:
Ø Создание нового предприятия:
§ Формирование стартового капитала
§ Определение оптимальной скорости оборота активов
§ Определение эффективного уровня ликвидности активов
Ø Расширение (реконструкция, модернизация) предприятия:
§ Поиск дополнительных средств, связанных со стратегическими задачами развития фирмы
§ Возможность формирования инвестиционных ресурсов в соответствии со стратегическими задачами развития предприятия
Ø Формирование новых структурных единиц предприятия:
§ Анализ целесообразности принятия конкретного решения - оценка покупки нового бизнеса и обращение к заемному финансированию.
q Политика управления необоротными активами
q Политика управления оборотными активами
Д) Политика управления капиталом:
q Политика формирования оптимальной структуры капитала
q Политика управления собственным капиталом
q Политика управления заемным капиталом.
Е) Политика управления инвестициями
q Политика управления реальными инвестициями (капитальные затраты предприятия)
q Политика управления финансовыми инвестициями:
§ Инновационная деятельность фирмы
§ Денежные инструменты инвестирования.
Ж) Политика управления финансовыми рисками фирмы
§ Выявление риска;
§ Определение величины угрозы
§ Выбор метода управления риском
§ Применение метода
Долгосрочная финансовая политика обеспечивает взаимодействие финансовой стратегии и тактики. Предприятия с разработанной долгосрочной финансовой политикой оказываются лучше подготовленными к работе на конкурентном рынке и являются более финансово-устойчивыми. Вопрос формирования долгосрочной финансовой политики предприятия актуален для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Долгосрочная финансовая политика включает:
- инвестиционную политику;
- политику в области долгосрочных источников финансирования;
- дивидендную политика;
- политику в области управления капиталом и стоимостью фирмы;
- стратегическое налоговое планирование.
Долгосрочная финансовая политика включает также вопросы, связанные с прогнозированием и регулированием финансовых процессов стратегического характера.
В зависимости от характера поставленных задач и длительности периода финансовая политика предприятия подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой.
Финансоваястратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач. Следовательно, именно в финансовой стратегии и находит выражение долгосрочная финансовая политика предприятия.
На уровне предприятия разработка финансовой стратегии является важнейшей функцией финансового менеджмента
Финансоваятактика - система конкретных мер и мероприятий, разработанных на предприятии с целью достижения его стратегических финансовых целей. Финансоваятактика направлена на решение задач конкретного этапа развития предприятия и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Финансовая тактика – определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов.
Долгосрочная финансовая политика предприятия выражается в финансовой стратегии, а она в свою очередь входит в состав общей стратегии развития. Цели общей стратегии развития предприятия и должна достигать долгосрочная финансовая политика.
Стратегическими задачами финансовой политики являются:
- максимизация прибыли;
- оптимизация структуры капитала и поддержка финансовой устойчивости предприятия;
- достижение «информационной прозрачности» предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов и кредиторов;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- использование рыночных механизмов привлечения денежных ресурсов (эмиссии корпоративных ценных бумаг);
- эффективное управление финансами (финансовый менеджмент) на основе диагностики финансового состояния, выбора стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.
Долгосрочные финансовые решения означают:
• сохранение финансовой устойчивости, платежеспособности,
• достижение стабильного положения на рынке.
При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает проблема гармонизации таких противоречивых целей, как развитие предприятия и поддержание достаточно высокой ликвидности и платежеспособности.
2. Финансовая стратегия
В основе современной концепции стратегического управления — теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии корпорации и достижение ее целей.
Финансовая стратегия – финансовый курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.
В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую политику) и партнерами. Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формулируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения.
Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует еще получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов и, в частности, состояние финансового рынка, налоговой и денежно-кредитной политики государств.
Если финансовая стратегия относительно стабильна, финансовая тактика должна отличаться гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры (спроса и предложение на ресурсы, товары и услуги). Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации.
Финансовая стратегия — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия.
Финансовая стратегия
q система долгосрочных сбалансированных целей финансовой деятельности фирмы
q подчинена общей стратегии фирмы
q нацелена на рост рыночной стоимости предприятия.
Финансовая стратегия включает в себя следующее:
· планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;
· оптимизацию основных и оборотных средств; распределение прибыли.
Обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает:
* формирование оптимальной величины уставного капитала;
* привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);
* аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);
* формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения;
* привлечение специальных целевых средств;
* учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.
Важнейшие направления разработки финансовой стратегии предприятия следующие:
· анализ и оценка финансово-экономического состояния;
· определение ценовой политики;
· разработка учетной и налоговой политики;
· формирование кредитной политики;
· управление основным капиталом и выбор метода амортизации;
· управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;
· управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
· выбор дивидендной и инвестиционной политики;
· оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).
Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.
Стратегия экономического развития — это совокупность главных целей и основных средств их достижения.
Главной задачей финансовой стратегии является достижение полной самоокупаемости и независимости предприятия,
В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта[1] непременно возникают две равнозначные задачи:
1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.
2. Задача распределения полученных ресурсов (инвестирования).
Задачи финансовой стратегии:
· определение способов успешного использования финансовых возможностей;
· определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами
· финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;
· изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.
Финансовая стратегия строится на определенных принципах организации и включает в себя следующее:
· текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;
· централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;
· формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;
· безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами;
· разработку учетно-финансовой и амортизационной политики предприятия;
· организацию и ведение финансового учета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;
· составление финансовой отчетности по предприятию и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами с соблюдением требований стандартов;
· финансовый анализ деятельности предприятия и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географических сегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);
· финансовый контроль деятельности предприятия и всех его сегментов.
Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития при новых условиях.
На основании финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим основным направлениям финансовой деятельности:
· налоговая политика;
· ценовая политика;
· амортизационная политика;
· дивидендная политика;
· инвестиционная политика,
· управление капиталом и стоимостью фирмы.
Поскольку корпорация представляет собой совокупность подразделений предприятия, представляется целесообразным структурировать подразделения корпорации по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы.
На основании такого распределения функций разработка финансовой стратегии основывается на совокупности финансовых функций подразделений корпорации.
Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:
· формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;
· выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях;
· соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
· определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами;
· создание и подготовку стратегических резервов;
· ранжирование и поэтапное достижение целей.
Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании инструментов:
· финансового управления — финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль;
· рынка финансовых услуг — факторинг, страхование, лизинг.
Разработка финансовой стратегии — это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями.
В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.
Этапы формирования ФС фирмы:
1. Определение общего периода формирования ФС
2. Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансовых рынков, влияющих на рыночное положение фирмы
3. Формирование стратегических целей деятельности предприятия
4. Конкретизация целевых показателей по периодам реализации
5. Разработка финансовой политики (как формы реализации ФС) по отдельным аспектам деятельности предприятия
6. Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению и реализации ФС
7. Оценка эффективности ФС
Разработки стратегии включает осуществление нескольких этапов:
1. Оценка долгосрочных перспектив.
2. Прогноз развития.
3. Осознание цели.
4. Анализ сильных и слабых сторон.
5. Обобщение стратегических альтернатив.
6. Разработка критериев оптимизации.
7. Выбор оптимальной стратегии.
8. Планирование мероприятий.
После выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности корпорации в единое русло (директрису или вектор) в соответствии с миссией корпорации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту корпорации планировать развитие прочих направлений деятельности.
Типы финансовой стратегии:
1. Выживание
2. Планирование оздоровления неплатежеспособного предприятия
3. Стабилизация финансово-экономического состояния предприятия
4. Рост объема продаж
5. Экспансионизм
6. Глобализация деятельности фирмы
В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).
Внутри корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают методы финансового планирования и управления предприятием:
«гибкого бюджета»,
процента от продаж,
анализа безубыточности,
управления расходами, а также
ситуационные планы.
Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия.
Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли с запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.
Метод безубыточности (break-even-point) — метод анализа точки разрыва — разрешает:
· определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности;
· получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.
Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системно-составляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия.
В современных условиях наиболее эффективной стратегией развития для крупных предприятий является стратегия диверсификации. Суть ее в том, что деятельность разнообразных подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически важных для экономики страны областях, должны формировать собственные финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергетический эффект: сформированные в результате льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость работников предприятия, развитие потенциала предприятия).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 512.