В условиях долгосрочной финансовой политики используют долгосрочные виды финансовых ресурсов:
§ Самофинансирование и бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов;
§ Эмиссия долгосрочных ценных бумаг (в том числе акций и облигаций);
§ Долгосрочные кредиты (например, ипотека)
§ Лизинг,
§ а так же другие виды финансовых ресурсов долгосрочного характера.
Долгосрочные источники, как правило, требуют особого подхода и направлены на финансирование долгосрочных инвестиций (например, капитальных вложений).
Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.
Общаясь с потенциальным инвестором, финансовый директор должен понимать, какие из аспектов деятельности компании в первую очередь волнуют его партнера. А это зависит от характера инвестора. Так, стратегическим инвесторам, которые берут контроль над компанией на долгосрочную перспективу, интересно, кем являются другие акционеры организации, какова их репутация, «с кем им сидеть в совете директоров». Прозрачность и корпоративное управление для них не так важны. Они считают, что, присутствуя в совете директоров, смогут повлиять на эти два показателя и увеличить стоимость компании. Кроме того, стратегические инвесторы оценивают потенциал отрасли, в которой работает компания.
Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта – совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других.
В результате перед субъектом возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.
С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед обществом неизменно возникает вторая.
Выбор источника финансирования (поиск инвестора) следует начать с рассмотрения следующих вопросов:
1. Какого размера финансирование требуется?
2. Каковы размеры юридического лица, получающего средства?
3. Какую часть контроля вы готовы отдать?
4. Какова степень риска проекта?
Количество требуемых средств ограничивает выбор источников финансирования следующим образом:
Для финансирования в крупных размерах приоритетными источниками являются:
§ иностранные банки,
§ стратегические инвесторы,
§ публичная эмиссия,
§ облигации и конвертируемые облигации.
Финансирование в средних и малых размерах вполне возможно осуществить из следующих источников: российские банки, частные инвестиционные фонды (зависит от фонда), "фонды помощи", лизинг.
Размер предприятия определяет источник финансирования исходя из следующих предпосылок:
- некоторые источники финансирования требуют, чтобы предприятие было хорошо известно, для того, чтобы добиться успеха (публичная эмиссия, выпуск облигаций, выпуск конвертируемых облигаций)
- акции более крупных предприятий обычно бывают более ликвидными; это является предметом внимания некоторых источников финансирования (портфельные инвесторы - частные фонды)
- некоторые фонды "помощи", наоборот, имеют мандат на инвестирование в малые и средние предприятия
Различные источники долгосрочного финансирования требуют различные виды обеспечения:
§ Стратегические инвесторы хотят осуществлять контроль над оперативными и другими решениями.
§ Частные фонды и фонды "помощи" могут захотеть иметь представителя в совете директоров.
§ Иностранные банки могут иметь строгие условия предоставления кредитов.
§ Российские банки меньше заинтересованы в осуществлении контроля.
§ Публичные эмиссии акций, облигаций, и т.д. стремятся диверсифицировать состав акционеров, противодействуя получению крупного пакета акций одним акционером
Степень риска проекта снижает круг потенциальных источников финансирования:
§ Фонды помощи, имеющие политические мотивы для инвестирования в различные проекты в России, больше склонны рассматривать рискованные инвестиции.
§ Стратегические инвесторы, знающие бизнес и имеющие связи, которые могут снизить риски конкретных проектов, могут также рассматривать финансирование проектов, которые другие источники отказываются рассматривать, или за финансирование которых они требуют чрезмерно высокий уровень дохода.
§ Российские банки чрезвычайно опасаются риска, но понимают политические и специфические для России риски.
§ Иностранные банки обычно являются наиболее опасающимися риска источником долгосрочного финансирования.
Разработка стратегии вывода ценных бумаг корпорации на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.).
Содержание кредитной стратегии
¨ Кредитной стратегии (т.е. стратегия привлечения заемных финансовых ресурсов) – это анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
Кредитная стратегия корпорации должна быть ориентирована на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных (может быть и учрежденных в рамках корпорации) пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий - участников корпорации.
Кредитная стратегия предприятия (то есть стратегия долгосрочного заимствования) базируется на теориях стоимости капитала и некоторых финансовых эффектах (например эффекте финансового рычага).
Кроме того, актуальны некоторые правила привлечения займов:
- срок кредита должен быть меньше периода окупаемости;
- рентабельность инвестиции должна быть выше темпа инфляции и ставки платы за кредит.
Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.