Важное значение в условиях рынка для предприятия имеет финансовый менеджмент. ФМ – процесс управления денежным оборотом, формированием финансовых ресурсов организации.
Его задачами является
• планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;
• принятие обоснованных решений по инвестированию средств; •
• координация финансовой деятельности всех подразделений;
• проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.
Понятие "финансовый менеджмент», или "управление финансами' сливает воедино 2 категории - 'финансы" и "управление'.
Финансы – это система денежных отношений, выражающихся в образовании доходов (денежных фондов, ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов), контроле эффективности названных процессов.
Управление – процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления.
Управляющее воздействие – воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений.
Система управления представляет собой замкнутый процесс (рис. 1).
Рис. 1. Процесс управления (стандарт менеджмента)
Управление финансами предприятия - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики предприятия, направленная на сбалансированность всех его финансовых отношений.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий.
Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга предприятий, которые взаимодействуют между собой.
Цели объединения предприятий в корпорации:
Финансовые цели | Стратегические цели | |
Рост доходов | Увеличение рыночной доли | |
Рост дивидендов | Повышение качества товаров | |
Увеличение доходов на инвестированный капитал | Более низкие издержки по сравнению с конкурентами | |
Повышение кредитного и облигационного рейтингов | Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности | |
Рост потоков наличности | Укрепление репутации перед потребителями | |
Повышение курсов акций | Повышение уровня (качества) обслуживания | |
Улучшение и оптимизация структуры источников доходов | Расширение применения инноваций | |
Укрепление конкурентных позиций на международном уровне |
Первоначально финансовым директором назывался «переименованный» главный бухгалтер. Он выполнял в основном бухгалтерские функции: вел учет, контактировал с налоговыми органами и т. п. За последние годы требования к финансовым директорам существенно увеличились, а его роль в организации возросла.
Финансовый директор – это второе лицо компании после генерального директора. Он занимается стратегическим планированием, управляет информационными системами, контролирует затраты и составление отчетности. Также он участвует в налоговом планировании, в том числе оптимизирует налогообложение, и налаживает внутренний контроль в компании.
Для того чтобы система финансового учета и контроля работала, финансовые директора занимаются вопросами персонала. Они определяют не только ключевых сотрудников, но и составляют план по их замещению. Чтобы, если кто-либо из них решит уволиться, это не было катастрофой для предприятия. Кроме того, финансовый директор выполняет публичную функцию, то есть выступает от имени компании, дает интервью и комментарии для СМИ.
Финансовая политика предприятия – это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Финансовая политика предприятия - Система принципов и методов предприятия в целях формирования финансовых ресурсов и их эффективного использования для достижения стратегических и тактических целей.
Цель финансовой политики - построение эффективной системы управления финансами предприятия.
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.
Финансовая политика предприятия – это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, например:
· усиления позиций производителя на рынке товаров;
· достижения приемлемого объема продаж, прибыли и доходности (рентабельности) активов;
· увеличения собственного капитала;
· сохранения платежеспособности и ликвидности баланса.
Указанные задачи индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта, так как предприятия могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования затрат производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 290.