Организация учета издержек обращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бухгалтерский учет расходов на продажу (издержек обращения) организаций торговли призван обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Для управления, руководства, контроля и планирования издержек обращения внутренним пользователям требуется бухгалтерская информация различной степени обобщенности - сводная и более подробная (детализированная). Исходя из этого, в бухгалтерском учете для получения различных по степени детализации показателей используются синтетические и аналитические счета.

Основными задачами учета издержек обращения организации торговли, являются обеспечение своевременного полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль над использованием материальных и финансовых ресурсов.

До момента вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), организации определяли состав затрат, на основании знаменитого Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года №552 и разработанных на его основе отраслевых методических рекомендаций. Существовали такие отраслевые рекомендации по учету затрат и для торговых организаций: – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином Российской Федерации от 20 апреля 1995 года №1-550/32-2.

«С 1 января 2002 года Положение о составе затрат утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года №552 утратило силу и, соответственно, перестали действовать все отраслевые рекомендации, принятые на его основе. В настоящее время в бухгалтерском учете все организации определяют свои затраты в соответствии с бухгалтерским стандартом ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99). Однако, данный документ (как впрочем, и остальные бухгалтерские стандарты) содержит общие для всех хозяйствующих субъектов требования в отношении расходов, осуществленных организацией. Состав же затрат, осуществляемых любой организацией, зависит не от содержания тех или иных нормативных документов, а от специфики ее деятельности, особенностей технологических процессов, структуры хозяйствующего субъекта, его местонахождения и прочих факторов, влияющих на размер и перечень расходов»[10]

Так как на сегодняшний день в бухгалтерском учете пока не существует отраслевых рекомендаций, позволяющих учесть те или иные особенности, вытекающие из отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта, многие организации естественно не уделяют должного внимания вопросам исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), которая является основой прогнозирования и управления любым производством.

В создавшейся ситуации, Минфин Российской Федерации своим Письмом от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)», фактически разрешил организациям использовать «старые» отраслевые рекомендации с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету. То есть, иначе говоря, в целях бухгалтерского учета, торговые организации могут воспользоваться Методическими рекомендациями по учету издержек обращения.

Это разрешение касается именно бухгалтерского учета, в целях налогового учета торговые организации С.86обязаны руководствоваться только положениями налогового законодательства.

Ведя учет затрат, организация торговли обязана обеспечить их синтетический и аналитический учет.

Синтетический учет расходов торговые организации, в соответствии с Планом счетов, ведут на счете 44 «Расходы на продажу». «По дебету указанного счета собирается вся информация о расходах, связанных с реализацией товаров»[11], а по кредиту осуществляется их списание. Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» означает остаток издержек обращения на остаток нереализованных товаров на конец месяца. В конце отчетного периода бухгалтер торговой организации списывает издержки, приходящиеся на реализованные товары в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж», что отражается проводкой:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу».

В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с различными счетами в зависимости от источника расходов и затрат (Таблица 1).

        

Таблица 1 корреспонденции счета 44«Расходы на продажу» с различными счетами в зависимости от источника расходов и затрат

 

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет Кредит
1 2 3
44 02 Начисление амортизации по объектам основных средств
44 05 Начисление амортизации по нематериальным активам
44 10 Списание материалов, использованных для производственной деятельности, например, при хранении товаров на складах
44 19 На расходы на продажу списана сумма налога на добавленную стоимость, не подлежащая возмещению
44 23,29 На расходы на продажу отнесена стоимость услуг вспомогательных, обслуживающих производств и хозяйств
44 41 На увеличение расходов на продажу списана стоимость товаров
44 60, 76 При получении счетов за услуги производственного характера (охрана объектов, аренда, коммунальные платежи, информационные услуги)
44 70 Начисление заработной платы сотрудникам торговой организации
44 69 Начисление ЕСН и взносов по ОПС
44 71 Списание командировочных, представительских расходов и других расходов торговой организации по авансовым отчетам сотрудников
44 94 На расходы на продажу отнесена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли 

Продолжение таблицы 1

 

1 2 3
44 96 Произведены отчисления за счет расходов на продажу в резервы предстоящих согласно учетной политике)
44 97 Отнесение затрат, которые были учтены в составе расходов будущих периодов в состав затрат отчетного периода

 

В таблице 2 отражена корреспонденция 44 счета по кредиту

 

Таблица 2 Корреспонденция 44 счета по кредиту

 

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет Кредит
1 2 3
10 44 Отнесена часть расходов на продажу на стомость приобретенных материалов (в строительных организациях)
76 44 Предъявлено возмещение части расходов на продажу разным дебиторам (претензионное заявление, оправдательные документы)
79 44 Списана часть расходов на продажу на счет структурного подразделения, работающего по принципам хозрасчета
90 44 Списаны издержки обращения и коммерческие расходы на увеличение себестоимости проданой продукции (товаров)
94 44 Списана часть издержек обращения, относящаяся при распределении к недостающим (испорченным) товарам
99 44 Списаны расходы на продажу недостающей или испорченной продукции (товаров) в результате стихийных бедствий

 

Синтетический учет обеспечивает только контроль за общей суммой расходов. Он не отвечает требованиям оперативного контроля и управления расходами на предприятии с учетом целесообразности и производственной необходимости произведенных затрат. Поэтому наряду с синтетическим организуется аналитический учет издержек обращения.

Аналитический учет является наиболее трудоемким, так как составляет основу бухгалтерского учета в той степени детализации учитываемых объектов, в какой это нужно для аппарата управления торговой организации, а также ее внешним пользователям. Аналитический учет издержек ведется по видам и статьям расходов.

Методическими рекомендациями по учету издержек обращения для организаций торговли предусмотрены следующие статьи затрат:

- транспортные расходы;

- расходы на оплату труда;

- ЕСН;

-расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

- амортизация основных средств;

- расходы на ремонт основных средств;

- износ санитарной и специальной одежды, приборов и других предметов труда;

- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

- расходы на рекламу;

- затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами;

- потери товаров и технологические отходы

- расходы на тару;

- прочие расходы.

Для учета издержек по статьям в торговых предприятиях формируются субсчита к счету 44, согласно разработанной   учетной политики

В перечисленные выше статьи входят следующие расходы.

К статье "Транспортные расходы" относятся:

- оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

- оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов, транспортные средства и выгрузке из них, плату за экспедиционные операции и другие услуги;

- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.), и утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);

- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

- плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Расходы на перевозку топлива, льда, ремонтно-строительных и других материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов относятся на увеличение их стоимости (счета: 10 "Материалы").

Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются на статье "Расходы на тару".

К статье «Расходы на оплату труда» относятся:

затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты (включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах предусмотренных законода­тельством норм), затраты на оплату труда работников не списочного состава, занятых в основной деятельности. К этим расходам относится и оплата труда управленцев (руководителей, работников бухгалтерской службы и т.д.).

По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются суммы начисленного единого социального налога и другие обязательные отчисления в соответствии с законодательством Российской Федерации, например начисленные суммы страховых взносов от несчастных случаев на производстве.

К статье «Расходы на аренду и содержание помещений» относятся:

- плата за текущую аренду помещений

- расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канали­зацию и другие коммунальные услуги;

- расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примы­кающих к ним участков территории (дворы, улицы, тротуары), вы­воз мусора;

- стоимость предметов и средств ухода за помещениями (щетки, метлы, веники и т.п.);

- расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, и других измерительных приборов;

- расходы на содержание сигнализационных устройств;

- расходы на проведение противопожарных мероприятий;

- плата сторонним организациям за пожарную;

-  другие аналогичные расходы.

По статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений.

К статье «Расходы на ремонт основных средств» относятся расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), так как это предусмотрено договором аренды.

В статью «Износ санитарной и специальной одежды, приборов, других предметов труда» включаются:

- стоимость санитарной и специальной одежды, обуви, санитарных принадлежностей;

- потери от поломки и повреждения приборов в пределах норм, утвержденных в установленном порядке;

- стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ни­ток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды, обуви и санпринадлежностей;

- расходы на ремонт инструментов и хозяйственного инвен­таря.

Необходимо обратить внимание, что заработная плата работников, не входя­щих в списочный состав организации, привлеченных для выполне­ния разовых работ, например стирки и починки санитарной и спе­циальной одежды, обуви и т.п., отражается по статье «Расходы на оплату труда».

Статья «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» предусматривает следующие виды затрат:

- фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

- расходы на содержание холодильного оборудования

- оплата услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холо­дильного оборудования;

- расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов);

- другие расходы на создание условий для хранения товаров и
продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная
вентиляция и т.п.).

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются потери товаров при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, а также потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, когда конкретные виновники не установлены или во взыскании которых отказано судом.

Документы, представляемые для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны содержать решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

По статье «Прочие расходы» отражаются:

суммы налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет в соответствии с законодательством и учитываемых в составе издержек обращения:

- расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности:

текущие расходы на устройство и содержание вентиляторов, плата медицинским учреждениям (поликлиникам, санитарно-эпидемиологическим станциям) за медицинский осмотр работников торговой организации, стоимость мыла, аптечек, медикаментов и перевязочных средств и др.;

- расходы на устройство и содержание комнат отдыха, кипятильников, баков, умывальников, душей, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок и другого оборудования (если предоставление этих услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором);

- расходы по ведению кассового хозяйства (расходы на кассовые рулонные марки, кассовые чеки, контрольно-кассовые ленты, стоимость красящей ленты и краски для печатающего механизма контрольно-кассовых машин, расходы на инкассацию денежной выручки, плату сторонним организациям за обслуживание, технический надзор и уход за контрольно-кассовыми машинами и др.);

- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

- оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи;

- расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и бланков, на типографские и переплетные работы;

- расходы на подписку периодических изданий для служебного пользования, приобретение справочной литературы, прейскурантов, каталогов, инструктивных и других служебных материалов;

- расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью;

- другие расходы, связанные с деятельностью торговой организации.

Немаловажным является учет издержек обращения на остаток товаров.

Итак, в процессе осуществления хозяйственной деятельности на счете 44 «Расходы на продажу» организация торговли отражает все производственные затраты, как относящиеся к реализованным товарам, так и к тем, которые еще не нашли своего покупателя. Среди всех производственных расходов, осуществляемых организациями торговли, самыми значительными являются, конечно же, расходы на доставку товаров, которые иногда «утяжеляют» покупную стоимость товаров на достаточно значительные суммы (до 50%). И если все остальные производственные расходы торговых организаций, в силу своей незначительности, могут списываться на финансовые результаты через счет реализации в полном объеме, то в отношении транспортных расходов этого делать нельзя, так как это приведет к искажению реального положения дел в организации торговли. Хотя, в принципе, бухгалтерское законодательство допускает возможность списания транспортных расходов в полном объеме. Списание производится на основе специального расчета, позволяющего определить разграничение транспортных расходов на реализованные товары и товарные запасы.

Таким образом, под издержками обращения, приходящимися на остаток товаров в организациях торговли, следует понимать отнесение части транспортных расходов, связанных с доставкой товаров, на стоимость этих товаров. Фактически это означает, что организация торговли использует одну из форм капитализации расходов, то есть внесение их в актив, и как следствие их трактовка не как понесенных, а фактически будущих расходов. Бухгалтерское законодательство предоставляет торговым организациям два возможных варианта учета транспортных расходов на доставку приобретенных товаров: либо в составе покупной стоимости товаров, либо в составе издержек обращения. Нужно отметить, что вариант, когда транспортные расходы учитываются в составе покупной цены, используется очень редко. Ситуация возможна только в том случае, если организация приобрела товары одного наименования и уплатила за них определенную сумму транспортных расходов. Тогда организация может с точностью определить покупную стоимость данных товаров. Однако на практике, такие случаи редки. Как правило, торговые организации получают товары по договорам поставки, предусматривающие несколько наименований товаров, а сумма транспортных расходов, уплаченных за их доставку, одна. Поэтому бухгалтер обязан распределить транспортные расходы на каждый вид приобретенных товаров. А каким образом их распределять: пропорционально количеству, стоимости или по какому-то иному критерию? Ведь от этого показателя зависит результат распределения, то есть, в зависимости от применяемого критерия, мы будем иметь различную покупную стоимость товаров.

Поэтому, как правило, торговые организации используют второй метод: включение транспортных расходов в издержки обращения, которые затем распределяются на реализованные товары и товарные запасы.

Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1. Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца.

3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1) к стоимости товаров (пункт 2).

4. Определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.

Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет в торговой организации наиболее целесообразным представляется списывать в бухгалтерском учете транспортные расходы в порядке, установленном статьей 320 НК РФ. Данное положение должно быть закреплено в учетной политике организации.

Рассмотрим на примере №1.

Пример№1:

ООО «Глория» учитывает транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в составе расходов на продажу.

По состоянию на 01 июля в бухгалтерском учете организации были отражены следующие данные:

а) по транспортным расходам:

Остаток по счету 44 «Расходы на продажу» субсчет «Транспортные расходы» – 15 000 рублей;

За июль дебетовый оборот по счету 44 «Расходы на продажу» субсчет «Транспортные расходы» составил – 22 000 рублей;

б) по товарам:

Стоимость реализованных товаров за июль составила - 1 200 000 рублей;

Стоимость нереализованных товаров на 01 августа – 420 000 рублей;

Определяется средний процент транспортных расходов:

(15 000 рублей + 22 000 рублей)/(1 200 000 рублей + 420 000 рублей) х 100% =2,284 %

Исходя из этого сумма:

- транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары, составит:

1 200 000 рублей х 2,28% = 27 408 рублей;- транспортных расходов, приходящаяся на нереализованные товары, составит:

420 000 рублей х 2,28 % =9 592 рубля;

В бухгалтерском учете ООО «Глория» списание за июль 2007 года транспортных расходов отразится следующей проводкой:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу» субсчет «Транспортные расходы» – 27 408 рублей.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.