Индексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    В практике статистики индексы являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализируются результаты производственно – хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства. /32/

    Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально – экономических показателей во времени, в пространстве или с планом.

    Таким образом, с помощью индексных показателей решаются следующие основные задачи:

1) характеристика общего изменения сложного экономического показателя или формирующих его отдельных показателей – факторов.

2)  выделение в изменении сложного показателя влияния одного фактора путем элиминирования влияния других факторов. В качестве самостоятельной можно выделить задачу обособления влияния изменения структуры явления на индексируемую величину.

Рассмотрим и выявим влияние отдельных факторов на изменение показателей прибыли и рентабельности по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Эти изменения могут быть обусловлены:

1) изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;

2) изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида;

3) увеличением или уменьшением объема реализованных товаров и услуг;

4) изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.

    Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода. Пересчет выручки и себестоимости фактически реализованных товаров приведен в таблице 9.


Таблица 9

Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг Сернурского районного потребительского общества.

Год Показатель За предыдущий период Фактически по ценам и себестоимоси предыдущего периода Фактически за отчетный период
2003 Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.     97101 83000 13800     110913 90100 20540     112017 90107 20120
2004 Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.     112017 90107 20120     144578 117870 27210     146510 118401 26989
2005 Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.     146510 118401 26989     184700 153400 29990     186780 155800 30980
2006 Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.     186780 155800 30980     210700 169418 41950     219400 177000 42400
2007 Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.     219400 177000 42400     258010 201318 51050     258990 207543 51447

 

  Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг по сравнению с предыдущим периодом в 2003г. увеличилась на 6320тыс. руб., в 2004г. – на 6869тыс. руб., в 2005г. – на 3991 тыс. руб., в 2006г. – на 11420 тыс. руб. и в 2007г. – на 9047 тыс. руб.:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

Рассчитаем индивидуальный индекс прибыли от реализации продукции:

;

;

;

;

;

.

    Отсюда видно, что на рубль прибыли от реализации товаров и услуг предыдущего периода приходится в 2003г. – 1,46 руб., в 2004г. – 1,34руб., в 2005г. – 1,15 руб., в 2006г. – 1,37руб., в 2007г. – 1,21руб.

    Задача статистики – оценить влияние на эти результаты каждого из четырех названных факторов.

    1. Влияние изменения цен ( ) определим, сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах ( ) с выручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

    Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно в 2003г. 1104тыс. руб. прибыли, в 2004г. – 1932 тыс. руб. прибыли, в 2005г. – 2080тыс. руб. прибыли, в 2006г. – 8700тыс. руб. прибыли, а в 2007г. – 980 тыс. руб.

    Рассчитаем индекс товарооборота, сопоставляя цены текущего и базисного периодов:

;

;

;

;

;

.

    Отсюда видно, что на каждый рубль выручки от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода приходится выручки от реализации товаров и услуг в текущих ценах в 2003г. – 1,01 руб., в 2004г. – 1,01 руб., в 2005г. – 1,01 руб., в 2006г. – 1,04 руб., в 2007г. – 1,00 руб.

    2. Влияние изменения себестоимости ( ) определим, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию и услуги ( ) с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.,

т.е. увеличение себестоимости в 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годах на 7, 531, 2400, 7582, 6225 тыс. руб. соответственно привело к снижению прибыли предприятия в том же размере.

    Рассчитаем индекс затрат на реализованную продукцию и услуги:

;

;

;

;

;

.

    Следовательно, на каждый рубль затрат на реализованную продукцию по себестоимости предыдущего периода приходится затрат на реализованную продукцию и услуги по себестоимости текущего периода в 2003г. – 1,00 руб., в 2004г. – 1,00 руб., в 2005г. – 1,02 руб., в 2006г. – 1,04 руб., в 2007г. – 1,03руб.

    3. Для определения влияния такого фактора, как изменение объема реализации продукции и услуг ( ), вычислим индекс физического объема реализации ( ):

;

;

;

;

;

;

т.е. объем реализованной продукции и услуг вырос в 2003г. на 14,22%, в 2004г. – на 29,07%, в 2005г. – на 26,07%, в 2006г. на 12,81%, в 2007г. – на 17,6%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции. Расчет выполним по формуле:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

    Определяя влияние изменения структуры реализованной продукции и услуг на изменение прибыли, будем рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне предыдущего года в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться (13800:97101) 0,1421201, (20120:112017) 0,179616, (26989:146510) 0,184213, (30980:186780) 0,165864, (42400:219400) 0,193254 тыс. руб. прибыли в 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годах соответственно. При фактическом ассортименте это соотношение составило 20540:110913 = 0,18519, 27210:144578= 0,188203, 29990:184700 = 0,162371, 41950:210700 = 0,199098, 51050:258010 = 0,197861 тыс. руб. в 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годах соответственно. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

Баланс рассмотренных факторов:

в 2003г.: 1104-7+1962+4777=7836;

в 2004г.: 1932-541+5849+1241=8482;

в 2005г.: 2080-2400+7036-4034=2682;

в 2006г.: 8700-7582+3969+7002=12089;

в 2007г.: 980-6225+7462+1187=3404.

    Как видно, на протяжении рассмотренных периодов сумма прибыли увеличивалась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции и роста цен, а общее изменение прибыли составило в 2003г. – 7836 тыс. руб., в 2004г. – 8482 тыс. руб., в 2005г. – 2682 тыс. руб., в 2006г. – 12089 тыс. руб. и в 2007г. – 3404 тыс. руб.

    Для характеристики среднего изменения в затратах на производство продукции могут быть исчислены два индекса/10/: индекс себестоимости

и индекс средних затрат на рубль совокупной продукции

,

где z0 и z1 – себестоимость 1ц. продукции в базисном и отчетном периодах; q0 и q1 – количество продукции за те же периоды; р0 – цена за 1ц. продукции;  и  - затраты на всю продукцию;  и  - стоимость произведенной продукции.

Индекс себестоимости был рассчитан нами выше. Теперь рассчитаем индекс средних затрат на рубль совокупной продукции:

в 2003г.:

;

в 2004г.:

;

в 2005г.:

;

в 2006г.:

;

в 2007г.:

.

Анализируя полученные значения, мы видим, что в 2003г. в среднем затраты на рубль продукции уменьшились на 5 коп., в 2004г. – увеличились на 2 коп., в 2005г. – увеличились на 4 коп., в 2006г. –увеличились на 1 коп. и в 2007г. – осталось без изменения.

В отличие от ранее вычисленного индекса себестоимости (индекс постоянного состава) индекс средних затрат является индексом переменного состава. На его величину оказывает влияние не только изменение собственно в себестоимости продукции, а также и изменения в структуре произведенной продукции. Этим в основном и объясняются различия в величине индексов.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.