Депривация как социально-педагогическая проблема.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. основные понятия, причины

2. виды деприваций

3. психологические проблемы депривированных детей 

Термин депривация широко используется в психологии и медицине.

Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Лишение – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребностей.

Лишения различают:

1. внешние помеха находится вне самого человека

2. внутренние преграда коренится в самом человеке

Потеря – утрата людей предметов представлений, ранее удовлетворяющих потребности.

Депривационный синдром – совокупность различных черт характерных черт, таких как тревожность, депрессия страх интеллектуальные расстройства.

Существует три подхода объясняющие причины и описывающие последствия депривации:

1. теория обучения развитие полностью зависит от внешней стимуляции, т.е. при обеспечении внешних условий обучение будет проходить успешно, постепенно можно достичь нормы, если предоставляется достаточно время для обучения

2. позиция психоанализа которая предполагает что ранний опыт может положить начало определенным динамическим процессам т.е. ранняя материнская депривация может рассматриваться как катализатор к установлению защитных действий, которые в последствии спасают ребенка от дальнейших переживаний страданий

3. психологический подход предполагает сензитивные фазы или критические периоды

Виды депривации

В зависимости от того чего именно лишен человек, выделяют разные:

1. сенсорная депривация (ощущения) потребность в новых впечатлениях у младенцев выражается в зрительном сосредоточении, 3-5 недель зрительное сосредоточение действует на ребенка успокаивающее. 2 месяца достаточно показывать яркие или блестящие предметы, положенные на удобную высоту просматривания, чтобы поддерживать ребенка в состоянии спокойного бодрствования. Под влиянием зрительных воздействий у ребенка возникают 1-ые радостные чувства, которые сильно проявляются, когда он смотрит в лицо или прислушивается к голосу взрослого – сильный комплексный раздражитель. Таким образом, необходимым условием для нормального созревания в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений.

Для стимулирования развития детей родители и воспитатели используют виды деятельности:

a. показывать и передвигать яркоокрашенные предметы

b. размещать интересующее малыша предметы поблизости от него

c. разговаривать с ребенком, подражать ему, называть его по имени

d. обеспечивать ребенка достаточным количеством предметов для манипуляций

e. проговаривать свои действия

f. объяснять происхождение

g. игра

h. организовать безопасное место для познавательно исследовательское место для малыша

i. имитировать действия ребенка стимулировать его к подражанию

j. играть с ребенком во время купания

k. ставить вопросы и давать ребенку возможность самому найти ответ

если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения не возникает речь отмечается торможение умственного развития. Ведущую роль в психическом развитии ребенка играет именно потребность в впечатлениях.

2. двигательная (резкое ограничение движений в результате травм и болезней) внешняя стимуляция, стимулируется окружающая среда играет решающую роль в развитии детей. У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Ситуация изоляции сенсорного голода и двигательной активности, отсутствие контакта с внешним миром вызывает у человека психические нарушения у не обнаруживаются расстройства мыслительной эмоциональной и поведенческой сфер наблюдается запаздывание не только в моторном развитии но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии не редко ограниченная двигательная активность приводит к состоянию депрессии которая сопровождается взрывами ярости гнева и агрессивности. Способы преодоления последствий двигательной депривации и способы е профилактики – создавать условия способствующие развитию двигательной активности ребенка отечественный психолог и педагог И.А. Секорский говорил что ребенку не обходимо предоставлять свободу действий поощряя активность чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы.

3. Эмоциональная депривация в течении жизни человек вовлечен в значимые межличностные отношения 1 связь устанавливается между младенцем и матерью которая становится прочнее когда ребенку исполняется 8-9 месяцев психологи описывая эти отношения пользуются термином привязанность привязанности возникают у всех людей и влияют на их эмоциональную жизнь на протяжении всей жизни. Первая привязанность младенца в своем формировании проходит через несколько фаз ребенок начинает проявлять целый спектр эмоций таких как печаль гнев отвращение удовольствие в течении 2 года жизни начинают появляться социальные эмоции гордость стыд смущение вина и сочувствие выделяют 6 основных этапов в эмоциональном развитии младенца 1 приспосабливание и интерес к миру (0-3 мес) на этой стадии не проводят различия между теми кто заботится и другими людьми реагируют примерно на все одинаково 2 влюбленность (2-7 мес) в 2 мес приспособлены к новой среде обитания становятся внимательнее к окружающему миру узнают близких людей улыбаются реагируют движениями на приближающегося человека 3 развитие интенциональной коммуникации (3-10 мес) начинают вести диалог 4 появление устойчивого чувства «Я» (9-18 мес) играют активную роль в эмоциональных отношениях способны оповещеть о своих потребностях начинают пользоваться словами появляются эмоции в конце этого периода ребенок осознает отличие себя от других 5 развитие эмоционального воображения (18-36 мес) дети способны к символическому изображению игровой имитации и созданию внутренних образов людей и предметов появляются социальные эмоции 6 эмоциональное мышление базис для развития фантазии реализма и самооценки (30-48 мес) отношение со значимыми людьми принимают форму партнерства ребенок способен понять чего от него ждут и попытаться изменить свое поведение так чтобы удовлетворить эти ожидания.

Потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей называю потребностью в эмоциональном контакте. Дети потенциально способные к установлению эмоционального контакта но лишенные его в ранний период развития теряют способность к такому контакту в будущем. У детей воспитанных в детских учреждениях явно отсутствует способность к эмоциональному контакту. Ребенок стремиться к эмоциональному контакту особенно тогда когда интерес окружающих к нему начинает угасать. Тогда в поведении ребенка могут появиться негативизм капризы, благодаря которым на него обращают внимание, появлением потребности контакта может быть так же соперничество. Эмоциональный контакт не всегда окрашен положительными чувствами. Например, даже метод наказания может к.л. образом удовлетворить потребность ребенка в эмоциональном контакте. В большинстве случаев ребенок сам стремится к эмоциональному контакту.

Фаза развития потребностей в эмоциональном контакте.

Каждому из периодов развития ребенка соответствует фаза развития потребностей в эмоциональном контакте.

1-ая фаза совпадает с периодом развития ребенка 0-3 года. Потребность ребенка удовлетворяется в отношениях с одним и тем же известным ему человеком.

2-ая фаза совпадает с периодом развития 3-11 лет. Удовлетворением потребности становится многосторонней и охватывает более широкий круг людей, но на первый план все же выдвигается контакт с матерью. Иногда 2 фазы совмещаются.

3-яя ребенок удовлетворяет потребность в общении со сверстниками. Контакт с взрослыми становится затруднительным.

Последствиями неудовлетворения эмоционального контакта могут быть эмоциональные расстройства. Ребенок может ощущать чувство отверженности.

4. Материнская депривация. Существует 3 вида привязанности

I. тревога избегание дети не особо стремятся к соединению, не проявляют особого огорчения от разлуки к матери

II. надежная привязанность дети активно ищут близости с матерью и стремятся к активному взаимодействию с ней

III. тревога амбивалентность дети проявляют огорчение при разлуке и в тоже время отказываются от контакта с матерью

примерно 70% детей демонстрируют отношение типа 2; 20% - отношение типа 1 и 10% отношения типа 3. поведение ребенка после разлучения с матерью проходит ряд типичных стадий:

1. протест энергичные попытки вновь обрести мать (страх)

2. отчаяние горе и рыдания (горе)

3. отчуждение формирование различного рода защиты для компенсации утраты. (агрессия гнев)

может сформироваться феномен «тревога расставания» который изучался в разное время и в разных ситуациях (военное время, в больницах, в мирное время в различных учреждениях гос обеспечения). Последствия материнской депривации это нарушение психического развития ребенка, связывается с дефектом формирования привязанности к взрослым. В частности влияет психо-эмоциональное развитие ребенка. Ребенок может испытывать депрессию и шок.

5. Психосоциальная депривация. В результате психосоциальной депривации возникает расстройство привязанности, которое выражается в 2 формах:

1. Устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими, апатия снижение или отсутствие спонтанности, отсутствие или недостаточность общительность и любопытства.

2. Неразборчивая общительность. Чрезмерная фамильярность постоянные просьбы или требования

Причинами служат недостатки в заботе о ребенке постоянное пренебрежение эмоциональными потребностями игнорирование физиологических потребностей повторяющаяся смена лиц осуществляющих уход за ребенком. Также тяжелым последствием является не способность к благополучию.

Типология депривированной личности ребенка:

1. социально гипер-активный ребенок часто могут делать на показ интерес не постоянный и поверхностный тяжело усваивают новый материал

2. социальный провокатор дети овладевают вниманием при помощи провокаций. Преобладают тревожные состояния.

3. подавленный ребенок апатичный пассивный наблюдаются регрессивные тенденции. Может с возрастом превращаться в уравновешенный.

4. хорошо приспособленный

5. тип поведения с замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей успешная компенсация происходит в случае специальной психолого-педагогической работы.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 373.