Адаптивные процессы в соц работе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Адаптация, дезадаптация и реадаптация

2. Сущность и содержание соц адаптации

3. Виды дезадаптации, её профилактика

Социальная адаптация – активное приспособление человека к условиям соц среды.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека.

Адаптация рассматривается как:

1. Процесс – позволяет человеку обеспечить свою естественную самореализацию, социализацию

2. Проявление – характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней

3. Результат – оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту

Индивидуальное своеобразие человека – личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации.

С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

Опыт адаптации – способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды.

Настрой – внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека.

Состояние – определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором и внешним. Оно может меняться в процессе адаптации, как в позитивную, так и в негативную сторону.

Самоактивность – фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

 

 Таблица №22.

Функциональная адаптация – характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответствующей деятельности, длительности временного перерыва, например, настроя на деятельность, состояние и самоактивность.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности.

Дезадаптация – нарушение, искажение, деформация

Дезадаптация рассматривается как:

1. Процесс – снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях

2. Проявление – внешняя характеристика какого-либо неблагополучия человека

3. Результат – свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления

Дезадаптированные дети – дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности.

Основные причины дезадаптации:

1. Личностные – связаны с недостаточной реализацией его соц потребностей как личности:

- длительная болезнь

- ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания

- длительная изоляция человека независимо от его возраста

- переключение на другой вид деятельности

2. Средовые – связаны с тем, что являются непривычными для него, создают дискомфорт

- нездоровая семейная обстановка

- отсутствие или недостаточное внимание

- подавление личности новизной обстановки

- подавление личности группой

Последствия:

§ Личностная деформация

§ Недостаточное физическое развитие

§ Зпр

§ Возможны мозговые дисфункции

§ Типичные нервные расстройства

§ Одиночество

§ Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

Предупреждение и преодоление:

§ Создание оптимальных средовых условий

§ Недопущение перегрузок в обучении

§ Помощь и поддержка в адаптации

§ Побуждение к самоактивации и самопроявлению

§ Создание специальной службы помощи разным категориям населения

§ Обучение взрослых методике работы по предупреждению дезадаптаций и преодоления ее последствий

§ Подготовка специалистов для специализированной службы помощи.

Реадаптация – восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в т.ч. и вследствие направленной самоактивности.

Реадаптация:

1. процесс

2. результат

3. проявление

реадаптационная деятельность – комплекс мер, направленных на стимулирование приспособления человека на определенном уровне к условиям внешней среды, восстановление его адаптационных возможностей.

Коадаптация – общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям. (К группе)

Сущность и содержание социальной адаптации.

Проблемы адаптации рассматриваются в разных направлениях:

1. Биологическом

2. Педагогическом

3. Психологическом

4. Медицинском

5. Социологическом

6. Кибернетическом

Аспекты социальной адаптации представлены в работах И.Д. Калайкова В.Ю. Верещагина П.И. Царегородцева (философский); А.А. Бодалева, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн (социально-психологический); Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной (педагогический).

Социальность – качественная характеристика человека, его сущностная сторона (исключением могут быть психологически не здоровые люди).

Все виды адаптаций взаимосвязаны между собой, но доминирующей является социальная. Полная социальная адаптация включает в себя:

1. управленческая адаптация (организационная) социальная адаптация процесс управляемый.

2. экономическая адаптация усвоение новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений

3. педагогическая адаптация приспособление к системе образования обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров человека

4. психологическая адаптация процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. В 1936г канадский физиолог Г. Селье ввел понятия стресс и адаптационный синдром. Стресс – состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Адаптационный синдром – совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры).

5. профессиональная адаптация приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Виды дезадаптации:

1. патогенная вызвана отклонениями патологиями психического развития и нервно психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы. Патогенная дезадаптация по степени своего проявления может носить устойчивый и хронический характер. Выделяют так же психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной школьной или семейной ситуацией (фобии, навязчивые дурные привычки, невротические реакции)

2. психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают их определенную нестандартность трудновоспитуемость. По своей природе и характеру психосоциальная дезадаптация может быть устойчивой (акцентуация, особенности эмоционально волевой и мотивационно познавательных сфер) и временной (психофизиологические половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка) формы.

3. школьная – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становятся затруднительным, в крайнем случае, не возможным. Результатом является педагогическая запущенность, (частичная социальная дезадаптация). Причины:

a. проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка сироты в дет доме или школе интернате.

b. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей.

c. Проблемы психологического характера определяются чаще ранней депривацией.

d. Проблемы педагогического характера связаны с социально-педагогической запущенностью

 

Таблица №23-24.

 Уровни развития школьной дезадаптации:

1. педагогический:

a. проблемы в учении – деятельностный план:

ü первичные трудности в учении

ü пробелы в знании

ü отставание в усвоении образовательного материала по 1 ил не скольким предметам

ü частичная или общая неуспеваемость

ü ! крайний случай отказ от учебной деятельности

b. Освоение новой социальной роли, роли ученика отношенческий план:

ü Напряжение в отношении с учителем

ü смысловые барьеры

ü эпизодические конфликты

ü систематические конфликты

ü ! разрыв личностно значимых отношений

2. психологический этап развития адаптационных нарушений на психологическом уровне:

a. возникновение чувства тревожности уязвимости в ситуациях связанных с учебной деятельностью, ребенок пассивен на уроке, при ответе напряжен, скован легко может заплакать покраснеть предпочитает находиться рядом с детьми, но не входит в контакт

b. у ребенка появляются психо-защитные реакции, включается режим самосохранения

c. закрепление психо-защитных реакций

d. нарушение дисциплины противодействия школьным нормам

e. внутренний личностный конфликт между «хочу» и «могу»

3. физиологический отрицательное влияние школы на здоровье детей. Отклонение в нервно психической сфере до 54%; нарушение зрения 45%; осанка и стопа 38%; заболевания органов пищеварения до 30%; к выпускному классу количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз и около 10% могут считаться здоровыми, у 40-50% есть патология.

Выявлены 3 уровня адаптации детей к школе:

1. высокий ребенок положительно относится к школе предъявляемые требования воспринимает адекватно учебный материал усваивает легко полно овладевает программой выполняет поручения без внешнего контроля проявляет интерес к самостоятельной работе статусное положение в классе благоприятное

2. средний уровень ребенок положительно относится к школе усваивает основное в программе понимает учебный материал самостоятельно решает типовые задачи внимателен при их выполнении но требует контроля сосредоточен по интересу поручения выполняет дружит со всеми детьми в классе

3. низкий уровень ребенок относится к школе отрицательно или безразлично жалуется на нездоровье преобладает в плохом настроении учебный материал усваивает фрагментарно к самостоятельным занятиям интереса не проявляет нарушает дисциплину к урокам готовится не регулярно при этом требует контроля и помощи близких друзей в классе не имеет

Дата: 2019-12-10, просмотров: 237.