Вопрос 3. Муниципальные стратегии в контексте развития региона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На первоначальном этапа реализации стратегии развития муниципального образования возникает необходимость снижения негативных тенденций, а также стабилизации и развития приоритетных направлений деятельности местных органов власти, в число которых следует включить:

- увеличение реальных доходов населения, снижение разницы в доходах различных групп населения;

- расширение объемов и улучшение качества предоставляемых медицинских услуг, создание условий для повышения уровня рождаемости;

- стимулирование развития сферы производства товаров и услуг, привлечение инвестиций в экономику города;

- обеспечение условий для расширения объемов деятельности малых предприятий;

- активизацию деятельности в муниципалитете по решению вопросов охраны окружающей среды.

 

Для реализации данных направлений необходимо выработать механизм реализации стратегического выбора.

 

Механизм реализации стратегии развития муниципального образования представляет собой совокупность принципов, методов, функций и инструментов управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития муниципального образования, применяемых органами местного самоуправления для достижения стратегических целей и приоритетов муниципального развития. Это позволяет сформировать структуру механизма реализации (рис. 1).

Рис. 1. Структура механизма реализации стратегии развития муниципального образования

 

Механизм реализации стратегии является неотъемлемой частью системы стратегического управления муниципальным образованием. Следовательно, создание эффективно функционирующего механизма базируется на основных методологических принципах, характерных для формирования системы стратегического управления, к которым следует отнести: системность, непрерывность, эффективность, общественное партнерство, гласность и открытость, интеграцию ресурсов, адаптивность, целенаправленность и приоритетность (табл.).

 

Таблица - Принципы создания механизма реализации стратегии развития муниципалитета

Наименование принципа Сущность принципа
Системность Обоснование и выработка управленческих решений по формированию и реализации стратегии развития муниципалитета с учетом предпосылок и ограничений, формируемых на местном, региональном и федеральном уровнях
Непрерывность Использование результатов контроля и оценки реализации стратегии развития муниципального образования, в частности, конкретизирующих ее программ и проектов, внесение корректив как в стратегический план, так и в процесс его реализации
Эффективность Функционирование системы стратегического управления обеспечивает достижение выбранных целей и уровня развития не ниже принятого в стране с наименьшими затратами
Общественное партнерство Обеспечение взаимодействия в процессе разработки и реализации стратегии органов местного самоуправления с жителями муниципалитета, деловыми кругами, общественными организациями, наукой
Гласность и открытость Своевременное и полное информирование участников реализации стратегии о полученных результатах; привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов плановых документов, а также результатов реализации конкретных программ и проектов ученых, специалистов, представителей общественности и населения
Адаптивность Учет возможных изменений внешней среды в процессе разработки и реализации стратегии
Целенаправленность и приоритетность Ориентированность процесса стратегического управления на достижение намеченных целей развития муниципалитета; при этом в качестве приоритетов должны рассматриваться отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики муниципального образования в целом
Интеграция ресурсов Реализация стратегии должна обеспечиваться на основе концентрации в муниципальном образовании соответствующих финансовых средств путем реализации схем многоканального финансирования

 

Эффективное функционирование механизма реализации определяется наличием соответствующего обеспечения процесса реализации, включающего в себя следующие элементы.

1. Нормативно-правовое обеспечение содержит совокупность нормативно-правовых актов, необходимых и достаточных для реализации муниципальной стратегии.

С нашей точки зрения, правовое регулирование стратегического управления развитием муниципального образования должно носить комплексный характер, что предполагает наличие соответствующих нормативных актов трех уровней:

- законодательных - конституционных и федеральных законов;

- законодательства субъектов Федерации;

- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, а также системы локальных актов индивидуального характера (личные административные акты участников реализации стратегии; нормативно-правовые договоры, основанные на нормах международного права, гражданского и трудового права РФ).

Разработка и принятие нормативно-правовых актов на основе рассмотренных принципов формирования механизма реализации позволит создать благоприятные условия для развития территории. Следует отметить, что возможность формирования нормативно-правового поля, непосредственно на муниципальном уровне способствующего реализации стратегии, ограничивается федеральным и региональным законодательством.

Наряду с этим одним из условий успешного достижения намеченных целей и приоритетов развития муниципального образования является утверждение представительным органом местного самоуправления муниципальной стратегии, предварительно прошедшей процесс согласования и одобрения различными целевыми группами.

2. Методическое обеспечение - это комплекс методических разработок и материалов по планированию и управлению реализацией стратегии, носящих рекомендательный характер. Цели этих материалов: установление единых терминов применительно к области стратегического управления развитием муниципальных образований; выработка рекомендаций по организации процесса стратегического управления; предложение технологии разработки стратегии и формирования программ и проектов, ее конкретизирующих, методики мониторинга достижения стратегических целей и приоритетов муниципального развития.

3. Организационное обеспечение предполагает создание необходимых организационных структур, осуществляющих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением целей стратегии.

Рис. 2. Организационная структура реализации стратегии
социально-экономического развития муниципального образования

 

С целью реализации принципа общественного партнерства предлагается создать общественный совет по реализации стратегии развития муниципалитета под руководством главы муниципального образования или его заместителя. В качестве равноправных членов совета следует рассматривать:

- руководителей подразделений администрации; членов представительного органа местного самоуправления;

- глав администраций поселений, входящих в состав муниципального образования; представителей предпринимательских структур, их объединений, ассоциаций, союзов;

- представителей науки, политических партий, общественных и религиозных организаций и населения.

В компетенцию совета входит:

- обсуждение ключевых решений в области стратегического управления развитием муниципалитета;

- отслеживание процесса реализации;

- согласование и внесение корректив в стратегию развития муниципального образования с учетом интересов всех участников.

В администрации муниципального образования предлагается создать в качестве структурного подразделения исполнительный комитет по реализации стратегии, который выполнял бы:

- координацию работ по разработке и осуществлению конкретизирующих стратегию программ и проектов;

- мониторинг социально-экономического развития муниципального образования, одним из направлений которого выступает мониторинг реализации стратегии;

- маркетинговую деятельность по реализации стратегии муниципального развития.

С учетом отмеченных направлений деятельности исполнительного комитета целесообразно в его структуре выделить следующие функциональные подразделения:

- отдел планирования;

- информационно-аналитический;

- маркетинговый отделы.

При этом основная работа по реализации стратегии ложится на подразделения администрации, в функциональную деятельность стратегического характера которых входит:

- анализ положения отрасли специализации подразделения;

- планирование (стратегическое, текущее, оперативное) развития отрасли с учетом стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования;

- разработка и реализация программ и проектов, конкретизирующих стратегию;

- создание рабочих групп и организация их деятельности по реализации той или иной программы, проекта;

- решение вопросов ресурсного обеспечения реализации намеченных программ, проектов;

- оценка ожидаемого эффекта от про-грамм, проектов и мониторинг их реализации;

- осуществление контроля за ходом реализации программ и проектов, закрепленных за подразделением;

- выработка совместно с участниками рабочих групп рекомендаций и предложений по внесению изменений в программы, проекты и в целом в стратегию развития муниципалитета.

4. Ресурсное обеспечение оказывает решающее значение в реализации стратегии. В состав его входят:

- финансовое;

- кадровое;

- материально-техническое обеспечения.

Решение вопросов финансового обеспечения в современных условиях хозяйствования предполагает использование схем многоканального финансирования необходимых затрат ресурсов, т.е. должны быть использованы возможности привлечения как внутренних, так и внешних источников финансовых ресурсов.

К внутренним источникам относятся:

- средства муниципального бюджета, субъектов управления и хозяйствования, внебюджетных фондов;

- кредитные ресурсы банков и других институционных инвесторов, расположенных на территории муниципалитета;

- денежные доходы населения, используемые на накопления.

К внешним:

 - финансовые ресурсы за пределами территории муниципального образования, имеющиеся в распоряжении отечественных и иностранных инвесторов, субъектов РФ;

- средства федерального бюджета;

- международных финансовых организаций (участие в грантах).

 

Проблема кадрового обеспечения - одна из основных в формировании механизма реализации стратегии. В первую очередь, это относится к кадровому составу администрации муниципалитета и высшего звена управления предприятиями и организациями муниципального образования.

Внедрение и реализация подходов стратегического управления развитием муниципального образования требует наличия соответствующей квалификации сотрудников администрации, а также необходимости активизации деятельности хозяйствующих субъектов по реализации стратегии, формированию стратегического мышления их руководителей. В этой связи требуется обоснование номенклатуры необходимых специалистов, в т.ч. муниципальных служащих, специалистов по стратегическому управлению предприятиями, их опережающей подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Среди форм организации данной работы следует выделить: курсовую подготовку в соответствующих научно-образовательных учреждениях; проведение семинаров с участием экспертов различных отраслей, специалистов в области стратегического управления.

5. Информационное обеспечение - основа процесса управления социально-экономическим развитием муниципального образования и механизма реализации стратегии. От уровня организации сбора, обработки и передачи информации потребителям зависит эффективность управления.

Информационное обеспечение механизма реализации стратегии включает в себя следующие мероприятия:

1) Создание системы мониторинга реализации стратегии, выступающей в качестве подсистемы мониторинга социально-экономического развития муниципального образования. Среди основных направлений мониторинга реализации стратегии следует рассматривать: мониторинг результирующих показателей (базируется на анализе показателей, характеризующих достижение намеченных стратегических целей, и их интегральной оценке), мониторинг реализации конкретизирующих стратегию программ и проектов, мониторинг общественного мнения (рис. 4)

2) Организацию маркетинговой деятельности.

Рис. 3. Основные направления мониторинга реализации стратегии муниципального развития

 

Реализация процесса управления обеспечивается выполнением общих функций управления (замкнутого общефункционального управленческого цикла).

В современных условиях хозяйствования для успешного достижения стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования применительно к стратегическому управлению муниципалитетом оптимальным является следующий состав функций:

- планирование,

- организация,

- мотивация,

-  реализация,

- контроль,

- регулирование.

При этом планирование представляет особый вид управленческой деятельности, направленный на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный срок.

Из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды этот процесс всегда непрерывный.

Организация направлена на структурирование всех работ, распределение их по вертикали и горизонтали для достижения стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования.

Мотивация обеспечивает активизацию работ по осуществлению стратегии и, как правило, предполагает:

- внешнее стимулирование (материальное и моральное);

- психологическое стимулирование (создание условий для заинтересованности участников реализации стратегии).

Реализация заключается в осуществлении стратегии, конкретизирующих ее программ и проектов, позволяющих более объективно отразить весь управленческий цикл.

Контроль, базируясь на мониторинге и оценке программ и проектов, способствует созданию обратной связи между процессом планирования и результатами управленческих решений по его осуществлению.

Регулирование, в основе которого лежат данные контроля, направлено на корректирование стратегии и процесса ее реализации, что обеспечивает поддержание актуальности и адекватности стратегических целей и приоритетов муниципального развития.

Общие функции управления в процессе управленческого цикла выполняются не строго последовательно, а последовательно-параллельно. Это, естественно, несколько усложняет взаимосвязи рассматриваемых функций (рис. 4).

Рис. 4. Функции управленческого цикла в системе управления и их взаимосвязи

 

Следующим элементом механизма реализации являются методы управленческого воздействия.

Структура методов управленческого воздействия на процесс реализации стратегии включает в себя:

- экономические;

- организационно-распорядительные;

- социально-психологические методы.

Основным движущим мотивом деятельности различных целевых групп, участвующих в реализации стратегии, выступает возможность достижения собственных специфических интересов (табл.).

Таблица - Интересы различных целевых групп [6]

Население Хозяйствующие субъекты Органы местного самоуправления
1.Высокие реальные доходы на душу населения 2.Экономически обоснованный уровень налогов 3.Высокий уровень качества общественных услуг 4.Высокий уровень развития социальной инфраструктуры 5.Низкий уровень преступности 6.Благоприятная экологическая обстановка 1.Экономически обоснованный уровень налогов 2.Высокий уровень качества и приемлемая стоимость рабочей силы 3.Высокий уровень развития производственной инфраструктуры 4.Минимальное вмешательство власти в дела бизнеса 5.Высокий уровень качества общественных услуг 6.Низкий уровень преступности 1.Расширение налоговой базы 2.Высокий уровень развития производственной инфраструктуры 3.Высокий уровень развития социальной инфраструктуры 4.Высокий уровень качества общественных услуг 5.Низкий уровень преступности 6.Благоприятная экологическая обстановка

 

 

Так, например, население заинтересовано в повышении качества жизни, хозяйствующие субъекты - в росте эффективности производства и, как следствие, увеличении прибыли; органы местного самоуправления - в расширении налогооблагаемой базы и получении финансовых средств для решения социально-экономических проблем. В связи с этим осуществление косвенных и прямых экономических методов (табл.), с использованием налоговых, бюджетных, кредитно-денежных и прочих инструментов, позволяет увязать интересы различных целевых групп населения для достижения стратегических целей и приоритетов развития муниципалитета. Однако их использование в числе прочих методов ограничивается федеральным и региональным законодательством, в частности возможностью налогового регулирования.

 

Таблица - Экономические методы управления реализацией стратегии

Прямые методы Косвенные методы

Бюджетные

- Формирование структуры доходов и расходов бюджета муниципального образования (в т.ч. бюджета развития) с учетом поставленных стратегических целей и приоритетов его развития - Разработка, утверждение и финансирование программ, проектов из средств муниципального бюджета, конкурсный отбор программ и проектов - Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование утвержденных программ и проектов - Предоставление бюджетных субсидий на развитие отсталых отраслей и территорий, входящих в состав муниципального образования - Предоставление субсидий на подготовку и обучение специалистов ключевых отраслей экономики, в т.ч. менеджеров высшего звена управления - Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов - Бюджетные гарантии частным инвесторам - Стимулирующие субвенции для предпринимателей, находящихся в сложных экономических условиях

Налоговые

- Определение ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в муниципальный бюджет (с учетом действующих ограничений федерального и регионального законодательства) - Регулирование налогообложения - Предоставление налоговых льгот и специальных налоговых режимов инвесторам (по налоговой базе, регулирование которой закреплено за муниципальным уровнем)

Кредитно-денежные

- Выпуск муниципальных и корпоративных ценных бумаг - Операции с муниципальными и корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке

Прочие

- Регулирование цен и тарифов - Развитие конкурентной среды - Создание бизнес-инкубаторов - Предоставление комплекса информационных и консультационных услуг по организации бизнеса - Привлечение иностранных инвестиций - Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами - Страхование рисков (гарантии финансовой надежности предприятий)

 

Не меньшее значение имеют социально-психологические методы, которые не нашли широкого применения в практике управления развитием муниципальных образований. Однако в условиях качественных преобразований, необходимости решения принципиально новых задач в отношении не только работников муниципального управления, но и других участников реализации стратегии развития муниципального образования немаловажно использование методов социально-психологического воздействия, способствующих повышению готовности к восприятию разного вида изменений, носящих инновационный характер. Их использование в рамках реализации стратегии предполагает организацию и проведение информационно-просветительской работы в различных целевых группах.

В качестве форм осуществления подобной работы следует рассматривать:

- организацию теле- и радиопередач, публикаций в прессе; выпуска специализированных изданий;

- осуществление непосредственных контактов - пресс-конференций, круглых столов, семинаров и т.п.

Вместе с тем, не должны быть исключены из арсенала управления и организационно-распорядительные (административные) методы. К числу их преимуществ можно отнести целенаправленное и оперативное решение наиболее острых противоречий в социально-экономической сфере, обеспечение приоритетности в направлении реализации стратегии муниципального развития. Использование их целесообразно, по крайней мере, в следующих ситуациях.

Во-первых, когда речь идет о предприятиях (организациях), находящихся в муниципальной собственности, или когда муниципалитет владеет контрольным пакетом акций.

Во-вторых, деятельность органов управления муниципальным образованием по реализации стратегии его развития, учитывая ограниченность собственной финансовой базы, заключается не столько в прямом участии в делах отдельных предприятий, сколько в создании различных условий, катализирующих усиленное протекание процессов структурных преобразований в муниципальной экономике.

Полезным использование организационно-распорядительных методов управления выделяют:

- управление муниципальной собственностью;

- принятие нормативно-правовых актов, регулирующих процесс реализации стратегии, в частности направленных на создание условий, способствующих достижению стратегических целей и приоритетов муниципального развития;

- лицензирование определенных видов деятельности;

- формирование и обеспечение деятельности составляющих организационной структуры реализации стратегии.

Таким образом, комплексное наполнение механизма реализации вышеуказанными структурными элементами будет способствовать формированию эффективной системы стратегического управления развитием муниципального образования в интересах достижения намеченных стратегических целей и приоритетов муниципального развития.

 

 

6.4. Внутригородские территории – потенциал стратегического развития города

6.5. Жизненные стратегии граждан

 




Дата: 2019-12-10, просмотров: 373.