В современных условиях как на региональном, так и на муниципальном уровнях происходит процесс формирования новой области организационно-управленческой деятельности - стратегического планирования и управления развитием территории.
В связи с этим разработан федеральный закон «Об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации».
В законе четко обозначены все процедуры и механизмы разработки, принятия и использования в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации прогнозов, концепций и стратегий, программ комплексного социально-экономического развития регионов.
Система документов регионального планирования должна формироваться в соответствии со следующими требованиями:
− использование единой общегосударственной правовой базы системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и регионов;
− обязательное отражение общегосударственных интересов и приоритетов в региональном развитии, которые должны определяться федеральными органами власти;
− полная согласованность концепций, стратегий и программ социально-экономического развития регионов;
− общность методических подходов к разработке и реализации прогнозно-плановых документов на федеральном и региональном уровнях;
− единый порядок информационного обеспечения в процессе разработки федеральных и региональных прогнозно-плановых документов;
− единый порядок организации взаимодействия органов власти при разработке федеральных и региональных прогнозов, концепций, стратегий и программ социально-экономического развития.
Весь комплекс вопросов, связанных с выполнением прогнозно-плановых функций, должен получить обязательное и полноценное отражение в положениях о федеральных и региональных органах исполнительной власти. Декларативное признание планирования как одной из основных функций регионального управления является недостаточным для ее успешной реализации, необходимы соответствующие условия для практического воплощения.
В теории государственного управления признано, что методологической основой рассмотрения многих управленческих проблем является выделение и разграничение общих и специфических черт таких категорий как «функция государственного управления» и «функция органов государственного управления (управленческая функция государственных органов)». Основой организационной структуры исполнительной власти федерального и регионального уровня выступают функции государственного управления, вокруг которых и для реализации которых формируются управленческие функции государственных органов. В результате каждая функция государственного управления, в том числе и планирование, осуществляется посредством определенного комплекса функций властных структур, выделяемых по вертикале и горизонтали.
Разрабатывается и утверждается специальный регламент взаимодействия между собой органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней по вопросам прогнозирования и планирования регионального развития.
Интенсивность и формы участия законодательных органов власти в правовом закреплении документов по разработке перспектив развития регионов определяются тем, что соответствующие прогнозно-плановые документы должны в обязательном порядке получать законодательное отражение.
Для получения полного и достоверного представления о том, как принимаемые правительством страны, федеральными министерствами и ведомствами решения взаимоувязаны с реализуемыми в регионах комплексными программами социально-экономического развития приняты нормативно-правовые акты об обязательном наличии территориального разреза в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации.
Региональный разрез важен и в деятельности естественных монополий, стратегии которых должны быть увязаны со стратегиями и программами социально-экономического развития территорий.
При разработке планово-прогнозных документов субъектов Российской Федерации важно предусматривать перспективы формирования кластеров, что является ключевым моментом новой парадигмы региональной политики. Действующие инструменты государственного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях должны учитывать потребности развития кластеров. Формирование и развитие кластеров позволяет реализовать сравнительные (конкурентные) преимущества территорий, поскольку географически взаимосвязанные компании определенной отрасли, а также обеспечивающие их деятельность предприятия, напрямую влияют на развитие регионов.
Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, использования знаний и основных фондов, организации НИОКР, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.
Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит:
−во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды,
−во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке.
Учитывая, что наряду с федеральными и региональными органами власти субъектом регионального планирования является частный бизнес, необходимо обеспечить взаимодействие органов государственной власти и частного бизнеса в разработке стратегий и программ социально-экономического развития регионов.
Новые подходы к региональному государственному планированию должны подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением. В частности, для финансирования планируемых стратегий и программ, наряду с традиционно используемыми источниками, целесообразно создание Фонда поддержки социально-экономических реформ в субъектах Российской Федерации.
Важным фактором повышения качества планирования пространственных систем в современных условиях является совершенствование системы межбюджетных отношений. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должно осуществляться с учетом их налогового потенциала и минимально необходимых финансовых ресурсов на исполнение собственных полномочий региональных органов власти, определенных по методикам расчета необходимых средств на исполнение каждого полномочия (с учетом территориальных, климатических и иных особенностей регионов).
Становление новой системы государственного регионального планирования требует также соответствующего информационного обеспечения. В этой области необходимо:
- во-первых, создание и функционирование системы статистического учета и предоставления органам государственной власти и местного самоуправления информации, требуемой для составления плановых документов;
- во-вторых, проведение мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами в сфере инвестиционной политики.
Система планирования территориального развития, основанная на приведенных требованиях и принципах, должна стать не жесткой схемой централизованного установления определенного порядка для регионов, а целостным комплексом гибких регулятивных положений организационного, правового, методического и информационного характера, позволяющим обеспечить взаимодействие федеральных и региональных органов власти, а также хозяйствующих субъектов при разработке прогнозно-плановых документов, определяющих перспективы развития страны и регионов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 346.