Вопрос 2 Система стратегических целей социально-экономического развития города
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие города в условиях рыночной экономики должно быть направлено на диверсификацию производства, что может быть осуществлено посредством развития малого предпринимательства.

Органы местного самоуправления в процессе диверсификации должны проявлять ведущую роль в управлении, которая должна заключаться в постановке стратегических целей социально-экономического развития, определение приоритетов развития и координации взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Система стратегических целей города должна быть направлена на:

- определение структуры управления;

- приоритетов развития;

- определение стратегии экономического развития, включая анализ сильных и слабых сторон города;

- выявление целевых секторов экономики;

- формирование программы действий городской администрации по поддержке экономики;

- определение стратегии пространственного развития;

- координация разработки стратегических программ по отдельным направлениям развития города.

 

Система стратегических целей города должна определять стратегический выбор развития и предлагает следующие направления:

1) Повышение качества жизни населения на основе эффективного управления экономикой города.

2) Стратегически важно создание условий развития предпринимательства и привлечение инвестиций в экономику города.

3) Создание условий для внедрения наукоемких и высокотехнологичных производств, позволяющих повысить эффективность использования имеющихся ресурсов.

4) Диверсификация экономики города по указанным направлениям может снять остроту проблемы занятости в городе и обеспечить укрепление финансово-экономической базы города.

 

Внедрение системно-ситуационного подхода позволит повысить качество стратегии планирования, как на уровне отдельных подсистем, так и в целом социально-экономической системы города. Использование системно-ситуационного подхода позволит повысить качество стратегического планирования развития города. Гарантом этого являются:

во-первых, согласование интересов различных экономических и не экономических субъектов, а также и объектов социально-экономического развития города;

во-вторых, в соответствии со стратегическими целями города формирование организационной структуры управления города;

в-третьих, обеспечение непрерывности контроля результатов и координации деятельности по реализации основных стратегических направлений развития города. Основными субъектами контроля и координации должны являться органы местного самоуправления.

Цели и соответствующие направления развития города должны определяться на основе интересов и потребностей его жителей, через реализацию избирательного права.

 

Разработка стратегии развития муниципального образования должна основываться на использовании преимуществ и благоприятных возможностей развития. В качестве основной гипотезы при проведении SWOT-анализа принимается сохранение взаимосвязи между внутренними и внешними целями социально-экономической системы города.

 

При определении стратегических направлений развития города необходимо учитывать состояние производственной и социальной подсистемы

 

Стратегические цели социально-экономической развития города должны учитывать основные задачи развития подсистем и способствовать повышению устойчивости и экономической безопасности муниципальных хозяйств (таблица).

Решение данных задач требует необходимости выделения приоритетов дальнейшего развития производственной системы и тщательной проработки комплекса целевых программ.

Таблица – Основные цели и задачи социально-экономического развития подсистем города

Подсистема города Цели Задачи
Экономическая подсистема - развитие экономического потенциала города путем диверсификации, реструктуризации, проведения селективной политики по поддержке действующих предприятий и производств, - использование благоприятных предпосылок и местных ресурсов для повышения занятости и разнообразие рабочих мест, - внедрение новых наукоемких и ресурсосберегающих технологий в производство,   - обеспечение поддержки развития малого предпринимательства и активизации инвестиционных процессов.
Социальная подсистема - улучшение обеспеченности общественными услугами населения города;     - разработка программы по улучшению медицинского обслуживания населения; - разработка программы по поддержанию и развитию образовательных школ, - развитие программы индивидуального строительства; - внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Подсистема «Бюджет города» - реализация финансовой политики города; - управление городскими финансами в городе; сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития города - удовлетворение потребностей города; - формирование и использование денежных средств, предназначенных для удовлетворения потребностей города; распределение (перераспределение) и контроль финансовых ресурсов города.
Подсистема «Трудовые Ресурсы» - ориентация системы обучения, подготовки и переподготовки кадров на существующий рынок труда в городе; - создание условий для роста образовательного уровня населения. - создание дополнительных рабочих мест на предприятиях города;   - развитие структуры среднеспециальных учреждений и ВУЗов.
Экологическая подсистема -улучшение использования природных резервов города;   - разработка программы использования живописных окрестностей для привлечения дополнительных источников доходов в местный бюджет. - создание зон отдыха.

Разработка стратегических целей социально-экономического развития города предполагает смену ряда целей и направлений всех подсистем города. Поэтому необходимо постоянно согласовывать программы развития и уточнять стратегические цели со всеми подсистемами, составляющими СЭС города.

Индикаторами успешности социально-экономического развития города служат:

- увеличение налоговых поступлений в бюджет города;

- повышение занятости и доходов населения города;

- повышение в составе населения города доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы.

Стратегическое управление на уровне муниципальных образований получает сегодня широкое распространение практически во всех индустриально развитых странах.

Многие города мира разрабатывают и реализуют стратегии, отражающие видение перспектив развития города. В последние годы стратегический подход к управлению стал применяться и в России. Российские города, такие как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Новосибирск, Тольятти, Иркутск, Омск, Череповец, Ярославль, разрабатывают и реализуют стратегии развития.

При разработке стратегических целей используют следующие принципы разработки и реализации стратегии развития города:

Первый принцип - принцип общественного партнерства и взаимодействия органов городского самоуправления с жителями города, общественными организациями, деловыми кругами.

Второй принцип - принцип деятельности органов городского самоуправления в интересах общественно признанных целей и направлений.

Третий принцип - принцип корректировки целей и направлений развития города.

Четвертый принцип – принцип трансформации стратегии в конкретные программы и текущие планы мероприятий (единство между стратегией и тактикой в развитии города).

 

Реализация любой программы начинается с постановки эффективных целей, которые должны определить цель движения, программу действий, имеющую ясную логику преобразований.

Для определения стратегических целей и направлений развития города должны быть использованы результаты SWOT-анализа, где важное значение имеют сильные стороны города, так как они служат базой, на которую город опирается при разработке программ и определяет конкурентные преимущества.

Но в тоже время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Она должна быть приспособлена к тому, что можно сделать.

Опираясь на теорию «дерево целей», необходимо отметить, что при исследовании города как социально-экономической системы, нельзя рассматривать вопросы развития каких-либо ее подсистем, игнорируя существующие взаимосвязи и взаимозависимости с другими её подсистемами. То есть, без учёта того, как решение этих вопросов повлияет на достижение генеральной цели всей системы.

Главная цель и подцели производственной подсистемы являются средствами достижения генеральной цели социально-экономической системы в целом (см. рисунок).

 

 

Рисунок - Дерево целей и направления развития города

 

Стратегическое самоопределение реализуется в разработке городского пакета программ развития (объем которого зависит от реальных управленческо-инновационных и от финансово-инвестиционных возможностей города).

Вопрос 3 Система стратегического планирования в администрации муниципального образования

Стратегическое планирование – процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний.

Это процесс познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия

 

Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления.

 

Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных социальных и профессиональных сообществ.

Стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического развития

 

Современный подход к стратегическому планированию признает взаимозависимость планирования и других функций и видов деятельности администрации муниципального образования «Город и район».

 

Система планирования, пронизывающая все уровни управления, гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Для оценки результативности деятельности подразделений можно применять совокупность количественных, качественных и экспертных показателей.

Систематически систему стратегического планирования можно представить следующим образом (рисунок 1).

 

 

 

 

Рисунок 1 – Элементы системы стратегического планирования.

 

Она полностью включает систему планов, процесс планирования, подсистему управления планированием и частично – три других элемента: подсистемы организационного и информационного обеспечения, принятие

Система планов.

Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация (так называемая «система планов»), в которой находят отражение все планы, играющие подчиненную роль по отношению к сводному плану:

а) Основные направления развития направлены на обозримое будущее;

б) Перспективный план, выходящий от производителей продукции и оказания услуг, а также перехода к определению поколения услуг, выполняемых администрацией;

в) Производственный план;

г) Специальные планы (проекты), слияний с другими структурными подразделениями муниципального образования и так далее.

 

Все эти взаимосвязанные планы служат формами материализации плановой деятельности на различных уровнях управления и в разных подразделениях, а также охватывающих разные периоды времени.

 

В основных направлениях развития экономики муниципального образования «Город и район» фиксируется стратегия достижения генеральных целей.

 

Процесс планирования.

Для того чтобы разработка и использование сложной системы планов были эффективными, процесс планирования должен протекать организованно.

Однако одно из главных преимуществ планирования – получение синергического эффекта.

 

Принципиальная модель процесса адаптивного планирования состоит из следующих блоков:

 

Процесс адаптивного планирования.

Предварительное описание целей.

Процесс стратегического планирования начинается с предварительного определения целей деятельности администрации, которое предназначено для установления границ будущего от тех которые используются в повседневной практической деятельности администрации.

Прогнозы высшего окружения.

Главная цель прогнозов – взгляд в будущее, позволяющий плановому отделу построить модель вероятного будущего состояния внешней среды. Эта модель отражает характер социальных, экономических, политических, правовых и научно-технических факторов.

Предпосылки планирования.  

Предпосылки (допущения) содержит основную фоновую информацию, необходимую для разработки системы основных ценностей общества.

Плановые допущения обеспечивают информацию, дополняющую ту, которая содержится в прогнозах. Эти допущения позволяют плановому отделу завершить создаваемую модель будущего, которая может быть использована затем как основа оценки и выбора стратегических целей.

Выбор целей.

Этот этап включает уточнение, детализацию и конкретизацию ранее сформулированных целей. Широко определенные цели организации объединяют и направляют последующие этапы процесса планирования.

Оценка альтернатив.

Следующий этап процесса – определение и оценка альтернативных способов использования ресурсов для достижения его целей.

Таким образом, процесс оценки альтернатив представляет собой принятия решения о наилучшем направлением развития администрации при заданных ограничениях и условиях будущего.

Оценка альтернатив при использовании одной из форм метода «затраты – выгоды»

Разработка планов.

После того как выбраны цели и оценены альтернативы, основное внимание в процессе разработки планов уделяется планам и альтернативам, подготовленных различными подразделениями администрации.

Разработка стратегий внедрения планов.

Изучению альтернативных способов достижения поставленных целей с помощью выбранных стратегий и видов деятельности следует уделять столь же серьезное внимание, как и выбору стратегий и видов деятельности.

Стратегическое планирование не возникает само по себе; оно нуждается в мотивации.

Частично «управление планированием» включает должное внимание к организационному климату, необходимому для того, чтобы планирование было творческим. Разработке новых услуг, модификации выпускаемых услуг, изменение организационной структуры, выработке новой стратегии и т.д.

Такие предложения должны быть достаточно аргументированы и документально подтверждены.

 

Вопрос 3. Основные этапы стратегического планирования

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.