Тема 2. Разработка стратегии развития территориальных подсистем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2. Разработка стратегии развития территориальных подсистем

Вопрос 2 Система стратегических целей социально-экономического развития города

Развитие города в условиях рыночной экономики должно быть направлено на диверсификацию производства, что может быть осуществлено посредством развития малого предпринимательства.

Органы местного самоуправления в процессе диверсификации должны проявлять ведущую роль в управлении, которая должна заключаться в постановке стратегических целей социально-экономического развития, определение приоритетов развития и координации взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Система стратегических целей города должна быть направлена на:

- определение структуры управления;

- приоритетов развития;

- определение стратегии экономического развития, включая анализ сильных и слабых сторон города;

- выявление целевых секторов экономики;

- формирование программы действий городской администрации по поддержке экономики;

- определение стратегии пространственного развития;

- координация разработки стратегических программ по отдельным направлениям развития города.

 

Система стратегических целей города должна определять стратегический выбор развития и предлагает следующие направления:

1) Повышение качества жизни населения на основе эффективного управления экономикой города.

2) Стратегически важно создание условий развития предпринимательства и привлечение инвестиций в экономику города.

3) Создание условий для внедрения наукоемких и высокотехнологичных производств, позволяющих повысить эффективность использования имеющихся ресурсов.

4) Диверсификация экономики города по указанным направлениям может снять остроту проблемы занятости в городе и обеспечить укрепление финансово-экономической базы города.

 

Внедрение системно-ситуационного подхода позволит повысить качество стратегии планирования, как на уровне отдельных подсистем, так и в целом социально-экономической системы города. Использование системно-ситуационного подхода позволит повысить качество стратегического планирования развития города. Гарантом этого являются:

во-первых, согласование интересов различных экономических и не экономических субъектов, а также и объектов социально-экономического развития города;

во-вторых, в соответствии со стратегическими целями города формирование организационной структуры управления города;

в-третьих, обеспечение непрерывности контроля результатов и координации деятельности по реализации основных стратегических направлений развития города. Основными субъектами контроля и координации должны являться органы местного самоуправления.

Цели и соответствующие направления развития города должны определяться на основе интересов и потребностей его жителей, через реализацию избирательного права.

 

Разработка стратегии развития муниципального образования должна основываться на использовании преимуществ и благоприятных возможностей развития. В качестве основной гипотезы при проведении SWOT-анализа принимается сохранение взаимосвязи между внутренними и внешними целями социально-экономической системы города.

 

При определении стратегических направлений развития города необходимо учитывать состояние производственной и социальной подсистемы

 

Стратегические цели социально-экономической развития города должны учитывать основные задачи развития подсистем и способствовать повышению устойчивости и экономической безопасности муниципальных хозяйств (таблица).

Решение данных задач требует необходимости выделения приоритетов дальнейшего развития производственной системы и тщательной проработки комплекса целевых программ.

Таблица – Основные цели и задачи социально-экономического развития подсистем города

Подсистема города Цели Задачи
Экономическая подсистема - развитие экономического потенциала города путем диверсификации, реструктуризации, проведения селективной политики по поддержке действующих предприятий и производств, - использование благоприятных предпосылок и местных ресурсов для повышения занятости и разнообразие рабочих мест, - внедрение новых наукоемких и ресурсосберегающих технологий в производство,   - обеспечение поддержки развития малого предпринимательства и активизации инвестиционных процессов.
Социальная подсистема - улучшение обеспеченности общественными услугами населения города;     - разработка программы по улучшению медицинского обслуживания населения; - разработка программы по поддержанию и развитию образовательных школ, - развитие программы индивидуального строительства; - внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Подсистема «Бюджет города» - реализация финансовой политики города; - управление городскими финансами в городе; сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития города - удовлетворение потребностей города; - формирование и использование денежных средств, предназначенных для удовлетворения потребностей города; распределение (перераспределение) и контроль финансовых ресурсов города.
Подсистема «Трудовые Ресурсы» - ориентация системы обучения, подготовки и переподготовки кадров на существующий рынок труда в городе; - создание условий для роста образовательного уровня населения. - создание дополнительных рабочих мест на предприятиях города;   - развитие структуры среднеспециальных учреждений и ВУЗов.
Экологическая подсистема -улучшение использования природных резервов города;   - разработка программы использования живописных окрестностей для привлечения дополнительных источников доходов в местный бюджет. - создание зон отдыха.

Разработка стратегических целей социально-экономического развития города предполагает смену ряда целей и направлений всех подсистем города. Поэтому необходимо постоянно согласовывать программы развития и уточнять стратегические цели со всеми подсистемами, составляющими СЭС города.

Индикаторами успешности социально-экономического развития города служат:

- увеличение налоговых поступлений в бюджет города;

- повышение занятости и доходов населения города;

- повышение в составе населения города доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы.

Стратегическое управление на уровне муниципальных образований получает сегодня широкое распространение практически во всех индустриально развитых странах.

Многие города мира разрабатывают и реализуют стратегии, отражающие видение перспектив развития города. В последние годы стратегический подход к управлению стал применяться и в России. Российские города, такие как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Новосибирск, Тольятти, Иркутск, Омск, Череповец, Ярославль, разрабатывают и реализуют стратегии развития.

При разработке стратегических целей используют следующие принципы разработки и реализации стратегии развития города:

Первый принцип - принцип общественного партнерства и взаимодействия органов городского самоуправления с жителями города, общественными организациями, деловыми кругами.

Второй принцип - принцип деятельности органов городского самоуправления в интересах общественно признанных целей и направлений.

Третий принцип - принцип корректировки целей и направлений развития города.

Четвертый принцип – принцип трансформации стратегии в конкретные программы и текущие планы мероприятий (единство между стратегией и тактикой в развитии города).

 

Реализация любой программы начинается с постановки эффективных целей, которые должны определить цель движения, программу действий, имеющую ясную логику преобразований.

Для определения стратегических целей и направлений развития города должны быть использованы результаты SWOT-анализа, где важное значение имеют сильные стороны города, так как они служат базой, на которую город опирается при разработке программ и определяет конкурентные преимущества.

Но в тоже время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Она должна быть приспособлена к тому, что можно сделать.

Опираясь на теорию «дерево целей», необходимо отметить, что при исследовании города как социально-экономической системы, нельзя рассматривать вопросы развития каких-либо ее подсистем, игнорируя существующие взаимосвязи и взаимозависимости с другими её подсистемами. То есть, без учёта того, как решение этих вопросов повлияет на достижение генеральной цели всей системы.

Главная цель и подцели производственной подсистемы являются средствами достижения генеральной цели социально-экономической системы в целом (см. рисунок).

 

 

Рисунок - Дерево целей и направления развития города

 

Стратегическое самоопределение реализуется в разработке городского пакета программ развития (объем которого зависит от реальных управленческо-инновационных и от финансово-инвестиционных возможностей города).

Вопрос 3 Система стратегического планирования в администрации муниципального образования

Стратегическое планирование – процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний.

Это процесс познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия

 

Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления.

 

Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных социальных и профессиональных сообществ.

Стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического развития

 

Современный подход к стратегическому планированию признает взаимозависимость планирования и других функций и видов деятельности администрации муниципального образования «Город и район».

 

Система планирования, пронизывающая все уровни управления, гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Для оценки результативности деятельности подразделений можно применять совокупность количественных, качественных и экспертных показателей.

Систематически систему стратегического планирования можно представить следующим образом (рисунок 1).

 

 

 

 

Рисунок 1 – Элементы системы стратегического планирования.

 

Она полностью включает систему планов, процесс планирования, подсистему управления планированием и частично – три других элемента: подсистемы организационного и информационного обеспечения, принятие

Система планов.

Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация (так называемая «система планов»), в которой находят отражение все планы, играющие подчиненную роль по отношению к сводному плану:

а) Основные направления развития направлены на обозримое будущее;

б) Перспективный план, выходящий от производителей продукции и оказания услуг, а также перехода к определению поколения услуг, выполняемых администрацией;

в) Производственный план;

г) Специальные планы (проекты), слияний с другими структурными подразделениями муниципального образования и так далее.

 

Все эти взаимосвязанные планы служат формами материализации плановой деятельности на различных уровнях управления и в разных подразделениях, а также охватывающих разные периоды времени.

 

В основных направлениях развития экономики муниципального образования «Город и район» фиксируется стратегия достижения генеральных целей.

 

Процесс планирования.

Для того чтобы разработка и использование сложной системы планов были эффективными, процесс планирования должен протекать организованно.

Однако одно из главных преимуществ планирования – получение синергического эффекта.

 

Принципиальная модель процесса адаптивного планирования состоит из следующих блоков:

 

Процесс адаптивного планирования.

Предварительное описание целей.

Процесс стратегического планирования начинается с предварительного определения целей деятельности администрации, которое предназначено для установления границ будущего от тех которые используются в повседневной практической деятельности администрации.

Прогнозы высшего окружения.

Главная цель прогнозов – взгляд в будущее, позволяющий плановому отделу построить модель вероятного будущего состояния внешней среды. Эта модель отражает характер социальных, экономических, политических, правовых и научно-технических факторов.

Предпосылки планирования.  

Предпосылки (допущения) содержит основную фоновую информацию, необходимую для разработки системы основных ценностей общества.

Плановые допущения обеспечивают информацию, дополняющую ту, которая содержится в прогнозах. Эти допущения позволяют плановому отделу завершить создаваемую модель будущего, которая может быть использована затем как основа оценки и выбора стратегических целей.

Выбор целей.

Этот этап включает уточнение, детализацию и конкретизацию ранее сформулированных целей. Широко определенные цели организации объединяют и направляют последующие этапы процесса планирования.

Оценка альтернатив.

Следующий этап процесса – определение и оценка альтернативных способов использования ресурсов для достижения его целей.

Таким образом, процесс оценки альтернатив представляет собой принятия решения о наилучшем направлением развития администрации при заданных ограничениях и условиях будущего.

Оценка альтернатив при использовании одной из форм метода «затраты – выгоды»

Разработка планов.

После того как выбраны цели и оценены альтернативы, основное внимание в процессе разработки планов уделяется планам и альтернативам, подготовленных различными подразделениями администрации.

Разработка стратегий внедрения планов.

Изучению альтернативных способов достижения поставленных целей с помощью выбранных стратегий и видов деятельности следует уделять столь же серьезное внимание, как и выбору стратегий и видов деятельности.

Стратегическое планирование не возникает само по себе; оно нуждается в мотивации.

Частично «управление планированием» включает должное внимание к организационному климату, необходимому для того, чтобы планирование было творческим. Разработке новых услуг, модификации выпускаемых услуг, изменение организационной структуры, выработке новой стратегии и т.д.

Такие предложения должны быть достаточно аргументированы и документально подтверждены.

 

Вопрос 3. Основные этапы стратегического планирования

 

Тема 4 ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Вопрос 1. Роль федерального центра в стратегическом планировании развития муниципальных образований

 

Необходимость изменения базовых принципов территориальной политики отмечалась в исследованиях отечественных ученых уже давно – с середины 90-х. Действующая модель государственного регионального управления не только не смогла решить стратегические задачи, связанные с созданием динамичной, эффективной экономики, но и не решила проблемы роста дифференциации между лидирующими и депрессивными регионами.

Развитие регионов в РФ на уровне социально-экономического развития различается количественно и качественно.

В одних регионах происходит переход от индустриального к постиндустриальному развитию, в других – темпы развития ниже общегосударственных.

В одних регионах уровень развития инфраструктуры, особенно производственной, находится на удовлетворительном уровне, в других регионах такая инфраструктура практически отсутствует.

Регионы различаются по имеющейся ресурсной базе, научно-техническому потенциалу, сложившимся институтам.

Стратегия выравнивания территориального развития привела к снижению стимулов регионов для поиска способов повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а в регионах-реципиентах начали проявляться иждивенческие настроения.

Новые подходы к территориальному управлению и формированию пространственного разреза системы общегосударственных стратегий развития основаны на том, что региональная политика приобретает характер политики развития, сочетающей стимулирование «региональных локомотивов роста» с адресной поддержкой уязвимых регионов и обеспечением в них условий для улучшения качества жизни населения как одного из критериев целостности России.

При этом прогнозируется, что «концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов».

Для реализации концепции поляризованного развития на территории страны планируется формирование сети полюсов роста разного уровня (международного, федерального, окружного).

В соответствии с новой парадигмой территориального развития основными принципами региональной политики должны стать:

1) Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.

2) Принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив, в частности, финансовая помощь регионам – она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы.

Необходимо развивать внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив.

3) Принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Реализация этого принципа предусматривает:

- во-первых, синхронизацию основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов;

- во-вторых, выстраивание федеральных приоритетов в логике кооперации регионов;

- в-третьих, согласованность направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемых федеральными органами власти.

4) Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей:

− сырьевые зоны;

− зоны безопасности, в том числе приграничные территории;

− закрытые территориальные образования;

− зоны с потенциалом этно-конфессиональных конфликтов;

− кризисные территории, ситуация в которых создает угрозу для единства и стабильности Российской Федерации;

− зоны технологического трансферта;

− зоны инновационного развития;

− мировые города;

− старопромышленные регионы;

− территории, прошедшие первичную индустриализацию.

5) Принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию и исполнение тех или иных властных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

 

Принципиальные отличия мер государственной региональной политики для концепций выравнивания и поляризованного развития регионов следующие

Таблица – Меры государственной региональной политики при использовании концепций выравнивания и поляризованного развития регионов

 

Государственная политика Политика выравнивания уровней развития регионов Поляризованное (сфокусированное) развитие регионов
Основные параметры Выделение регионов на основе усредненного (сбалансированного по стране) социально-экономического потенциала Создание регионов – «локомотивов роста» («опорных регионов»), генерирующих инновационно-нвестиционное воздействие на остальную территорию
Административно- территориальное деление Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административно-территориальной структуры Укрупнение юрисдикции для выделения системы «опорных регионов» внутри страны, возможность признания за ними другого статуса, чем у обычных административно-территориальных единиц
Базовый механизм управления Равномерное («диффузионное») распределение государственных капвложений между территориями, нуждающимися в поддержке Направление государственных капвложений на развитие связанности «опорных регионов» с глобальной экономикой и другими регионами страны, снятие барьеров для распространения инноваций

 

В условиях новой парадигмы государственного территориального управления существенно повышается роль стратегического планирования субъектов Федерации.

Одной из основных причин низкой результативности современной региональной политики в целом и концепции выравнивания в частности считается ограниченный набор методов управления развитием территорий, который в течение первого десятилетия рыночных преобразований сводился в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам (ФЦП). Плановые документы, разрабатываемые по инициативе регионов, либо отсутствовали вовсе, либо носили краткосрочный, антикризисный характер и были направлены на решение текущих проблем.

Логической и методологической базой общегосударственной стратегии является утверждение: экономика России – не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр – регионы) и горизонтальный (межрегиональных) взаимодействий.

В связи с этим территориальные стратегии должны стать «системообразующей конструкцией общей стратегии социально-экономического развития страны».

 

Лишь в последние пять лет наблюдается активизация субъектов Федерации в области регионального планирования. Почти все регионы имеют различного рода планово-прогнозные документы, однако анализ их состава показывает, что лишь в половине субъектов Федерации они представляют собой полноценную систему стратегических долгосрочных прогнозов и концепций, конкретизированных затем в среднесрочных программах. Перспективные разработки остальных регионов носят фрагментарный характер и ограничиваются только одним видом – концепцией (стратегией) или программой социально-экономического развития.

Анализ территориальных плановых документов показывает, что наблюдается несогласованность в терминологии, объеме и структуре планов, методах их разработки и временных горизонтах планирования.

 

Большое разнообразие методологических подходов к формированию региональной плановой системы обуславливают различия в наименовании, объеме и составе планово-прогнозных документов.

Например, в Сахалинской области система регионального планирования представлена Стратегической доктриной, Моделью пространственной организации, Концепцией стратегического управления, Программой социально-экономического развития области, а также

Программами развития отраслей и секторов экономики. В Свердловской области разработан наиболее детализированный из всей российской практики документ – Схема развития и размещения производительных сил до 2015 года, процесс сопряжения которых осуществлен с позиций комплексного и сбалансированного развития региона. Однако приведенные примеры являются исключением из общепринятой практики российского стратегического планирования развития регионов. Большинство субъектов Федерации включают в состав стратегических разработок названные ранее документы. Наблюдаются значительные различия в числе, составе и объеме региональных целевых программ, которые являются неотъемлемым элементом плановых систем регионов. Большая часть субъектов Федерации (58 %) реализует от 5 до 15 программ, однако, есть регионы, в которых их число составляет несколько десятков (в Читинской области – 69, в Ставропольском крае – 43, в Волгоградской области – 35, в Калининградской области – 30 и т. д.), хотя обеспечить качественную разработку, реализацию и контроль исполнения такого программного массива – задача чрезвычайно сложная.

 

В планово-прогнозных документах субъектов Федерации существует ряд недостатков:

- не находят отражение общегосударственные приоритеты регионального развития, т.е. в них не включаются мероприятия ФЦП, Федеральной адресной инвестиционной программы, Национальных проектов, федеральных отраслевых стратегий, реализация которых осуществляется в регионах. Это делает процесс регионального стратегического планирования неполным и малоэффективным;

- наблюдается несогласованность стратегий и программ социально-экономического развития соседних территорий, что является серьезным препятствием межрегиональной интеграции и осуществления крупных инвестиционных проектов, снижает синергический эффект от реализации мероприятий стратегического планирования.

Ликвидация данных недостатков, развитие и совершенствование территориального планирования, повышение его эффективности требует перехода к политике долгосрочного развития страны на основе создания единой общегосударственной системы разработки прогнозно-плановых документов исходя из приоритетных направлений развития страны в целом и с учетом региональных особенностей, предпосылок и ограничений.

Создание такой системы не следует расценивать как попытку реанимации директивного территориального планирования советского образца. Новая система должна воплотить в себе смысл и содержание произошедших в стране принципиальных изменений в экономических, социальных, правовых и административных отношениях.

Переход от практики нескоординированной разработки перспектив развития страны и регионов к единой (в организационно-правовом, информационном и методическом отношениях) системе прогнозов, стратегий и программ комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации требует его нормативно-правового закрепления.

 

 

Законы брендирования

Из множества законов брендинга [4; 213], действующих для брендов компаний, товаров или услуг, мы выделили самые главные и адаптировали их под брендирование территории.

1. Закон оригинальности: самый важный аспект бренда территории - его оригинальность, то есть наличие оригинальной идеи или концепция, обеспечивающей брендирование.

2. Закон сужения: бренд становится сильнее при сжимании центра внимания и фокусировке на одном узком сегменте, который составляет ядро бренда территории.

3. Закон распространения: настоящая сила бренда заключается в отождествление территории с какой-либо сферой общественной жизни. Бренд, перескакивающий из сферы в сферу, не достигает успеха, а сама территория теряет, таким образом, отличительные черты и уникальность.

4. Закон известности: рождение бренда достигается путем публикаций информации о нем, а не рекламой. Новый бренд должен привлечь к себе внимание популярных медиа, иначе у него нет шанса занять свое место на рынке.

5. Закон рекламы: для поддержания известности бренда нужна реклама, рано или поздно необходимо переключить стратегию брендинга с публикаций на рекламу.

6. Закон слова: бренд территории должен стремиться оккупировать определенное слово в умах потребителей бренда, а именно – название территории, порождающее при озвучении прямые ассоциации с территорией и её содержанием.

7. Закон подлинности: ключевым элементом успеха любого бренда является его подлинность. Доверие к бренду основывается на восприятии его как чего-то настоящего, истинного.

8. Закон границ: для глобального брендинга границ не существует. Распространение бренда территории во внешней среде должно иметь глобальный характер.

9. Закон времени: бренд территории не построить за один день, это довольно протяжённый во времени процесс, требующий последовательных действий и подведения промежуточных результатов.

10. Закон изменений: специфику бренда территории можно менять, но только в случае если первоначальная концепция брендирования не оправдала вложений и имеются основания для создания принципиально нового бренда.

Тема 2. Разработка стратегии развития территориальных подсистем

Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.