Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Одной из сложных проблем в настоящее время является осуществление прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 12 августа 1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Дело в том, что оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, в течение многих лет была сугубо секретной, находилась «за семью печатями», она была недоступна для следователей и прокуроров. Более того, прокурорам строго запрещалось вмешиваться в эту деятельность органов внутренних дел. Вмешательство прокурора и следователя в работу оперативно-розыскной службы расценивалось «как нарушение служебного долга», виновные в этом строго наказывались в дисциплинарном порядке. 

После того, как оперативно-розыскная деятельность была легализована и приобрела гласный характер, от органов прокуратуры потребовалось выработать тактику и методику осуществления надзора за законностью этой деятельности. Это оказалось не простым делом. Изданный Генеральным прокурором Российской Федерации приказ руководящего характера № 21/13/20 от 27 мая 1992 г. «О санкционировании оперативно-розыскных мероприятий» действовал всего около года и оказался нежизненным. Провозглашая демократичность и гласность ранее принятого закона от 13 марта 1962 г., Генеральный прокурор Российской Федерации своим приказом фактически запретил прокурорам и следователям районов и городов вмешиваться в работу сотрудников оперативно-розыскных служб, тогда как основная масса проверочных материалов и уголовных дел, по которым необходимо проводить эту работу, находится в правоохранительных органах этих структур. Поэтому приказ Генерального прокурора от 27 мая 1992 г. был отменен приказом № 15 от 20 мая 1993 г. «Об организации надзора за исполнением Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

В дополнении к приказу № 15 Генеральной прокуратурой были разработаны методические рекомендации об организации прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Говоря об этом направлении в прокурорском надзоре, необходимо подчеркнуть, что только комплексное изучение законодательства, приказов Генерального прокурора РФ и методических рекомендаций даст полное и правильное представление об организации прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел.

Полномочия прокурора.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовного дела документы, материалы, иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступление;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК РСФСР;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовному делу; дает согласие на прекращение уголовного дела органом дознания или следователем.

Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

В стадии возбуждения уголовного дела основными актами прокурорского надзора являются постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 116 УПК РСФСР). Другими актами прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела являются письменные указания о проведении конкретных проверочных действий по заявлению (сообщению) о преступлении, о возбуждении уголовного дела по заявлению (сообщению) о преступлении, по которому орган дознания (следователь) проводит проверку в порядке ст. 109 УПК РСФСР. Статья 211 (п. 1) УПК РСФСР возлагает на прокурора обязанность проверять не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. При обнаружении незарегистрированных заявлений (сообщений) о преступлении прокурор дает письменные указания об их регистрации. Значительно больше актов прокурорского надзора в стадии предварительного расследования. При составлении актов прокурорского надзора в стадии предварительного расследования следует иметь в виду, что их характер и содержание определяются прежде всего задачами и полномочиями прокурора, предусмотренными ст. 211 УПК РСФСР. Вместе с тем содержание конкретных актов прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела определяется также другими уголовно-процессуальными нормами, устанавливающими полномочиями прокурора, связанными с конкретными действиями и решениями предварительного расследования. Так, санкционирование отстранения обвиняемого от должности (ст. 153 УПК РСФСР), применение к обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 96 УПК РСФСР), залога (ст. 99 УПК РСФСР), помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение (ст. 188 УПК РСФСР) являются актами прокурорского надзора, обеспечивающими законность и обоснованность указанных решений. Сам акт надзора выражается в письменной резолюции прокурора «санкционирую». Все эти документы должны быть мотивированы, содержать четкое решение прокурора, опираться на соответствующие предписания уголовно-процессуального закона.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Предметом надзора являются:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнение наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

v посещать в любое время органы и учреждения, указанные выше;

v опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

v знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

v проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и опротестовывать их в случае противоречия закону, требовать объяснения от должностных лиц. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;

v отменять дисциплинарные взыскания, наложенные с нарушением закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора;

v прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрическое учреждение, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы.

Акты прокурорского надзора могут касаться случаев нарушений уголовно-исполнительного, уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства. Следует отметить, что многие положения законов, регулирующих деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, конкретизированы и развиты в ведомственных актах. Знания этих актов немаловажны для прокуроров при проверках состояния законности и подготовке соответствующих актов реагирования на выявленные нарушения. Основными актами, знание которых необходимо прокурорам, являются «Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений», утвержденные приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 1992 г. № 421 (согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации); «Инструкция о порядке предоставления осужденным краткосрочных вызовов за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными обстоятельствами на период отпуска», утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 1992 г. № 421 (согласована с Генеральной прокуратурой Российской Федерации); «Положение об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора», утвержденное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 мая 1993 г. № 259; «Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительно-трудового учреждения в другое», утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (согласована с Генеральной прокуратурой Российской Федерации); «Положение о психиатрической больнице учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», утвержденное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 145; «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исправительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденные приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. № 486 и «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Основными актами, находящими применение в рассматриваемом направлении прокурорского надзора, являются: требования создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; протесты; представления; постановление об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; постановление о немедленном освобождении названых лиц из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора; постановление о немедленном освобождении лица, содержащегося без законного основания в учреждении, исполняющем наказания или меры принудительного характера, незаконно задержанного, подвергнутого заключению под стражу в качестве меры пресечения или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

В акте прокурорского надзора должно быть показано, какие нормы и какого закона нарушены, в чем состоит нарушение, кто допустил нарушение закона, а также решение прокурора.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 199.