Закон «О прокуратуре» от 17 ноября 1995 г. четко определил статус и полномочия прокуратуры РФ, В нем закреплен основополагающий принцип построения прокуратуры как единой федеральной, централизованной системы, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением законов, действующих на всей территории. Прокуратура занимает позицию важного государственного органа правоохраны и обеспечения законности. Предусматривается усиление правозащитных функций прокуратуры (появилась новая отрасль надзора – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина). В настоящее время восстановлена функция координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура была и остается органов уголовного преследования. По-новому трактуются вопросы участия прокуратуры в рассмотрении дел судами: (функция государственного обвинения как реализация принципа состязательности в уголовном процессе; право опротестования приговоров и определений по любым основаниям, поддержание протеста в судах, в кассационных и надзорных инстанциях, право вступления с заключением по жалобам других участников процесса, предъявление гражданского иска прокурором). Укрепление законности, эффективность правового регулирования зависит от общей социально-политической обстановки, степени обоснованности правовых норм, организационных и юридических средств обеспечивающих их исполнение, а также от эффективности работы государственных органов, призванных охранять правопорядок.
Существенная роль в решении названных проблем отводится прокуратуре.
Прокуратура осуществляет надзор в целях:
v обеспечения верховенства закона;
v единства и укрепления законности;
v охраны и защиты социально-политических, экономических и иных прав и свобод граждан;
v охраны и защиты суверенных прав РФ и республик в составе РФ, прав других национально-государственных представительных органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;
v охраны и защиты прав общественных и политических движений и организаций.
Для осуществления этих целей перед каждым направлением деятельности прокуратуры стоит комплекс задач. Так в сфере общего надзора (в настоящее время этот термин в законе не употребляется) задача прокуратуры заключается в отслеживании «с точки зрения действующего закона» действий и актов федеральных министерств и ведомств, представительных (законодательных) и исполнительных органов РФ, других органов, перечисленных в ст. 2 Закона «О прокуратуре РФ» в сферах производства и потребления, труда, отношений собственности, торговли, финансов, налогообложения, власти и управления, контроля, социального обеспечения, образования, медицинского обслуживания, охраны природы... Особенность этой отрасли прокурорского надзора заключается в серьезном влиянии на экономические и социальные условия жизни общества.
Относительно самостоятельным направлением является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Ее задачей является обеспечение точного выполнения предписываемых законом правил определяющих правовой статус личности в государстве через осуществление правовой защиты личности, защиты ее от произвола и беззакония. Различают три группы прав и свобод человека и гражданина: личные права и свободы, политические и социально-экономические права и свободы.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительного следствия задачей является обеспечение соблюдения и практического осуществления принципы законности в уголовном судопроизводстве, который требует, чтобы все действия суда, прокурора, органов расследования, а также другие участников процесса находились в строгом и точном соответствии в требованиями уголовного процессуального закона. Должна соблюдаться определенная процессуальная форма, имеющая важнейшее значение в достижении объективной истины по каждому конкретному уголовному делу. Прокурору дана возможность вовремя устранять и решительно пресекать всякие нарушения законности при расследовании уголовных дел.
В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе «О прокуратуре РФ», в УПК и ИТК: обеспечение законности и обоснованности водворения осужденных в ИТК, соблюдение закона и требований режима осужденными; исполнение законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания и перевоспитания осужденных; законность и обоснованность издаваемых администрацией ИТУ правовых актов и т.д.
Принцип – это исходное положение, основополагающее требование. К системе принципов организации и деятельности прокуратуры можно отнести следующие:
1. Законность. Осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.
2. Единство. Единство в организации и деятельности органов прокуратуры выражается:
a) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;
b) в единстве принципов организации и деятельности;
c) в единстве направлений деятельности, ее формах и методах, в единстве полномочий каждого прокуратура;
d) во взаимозаменяемости прокуроров.
3. Централизация. Централизация выражается:
a) в строго централизованном порядке назначения работников прокуратуры и в освобождении их от должности;
b) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе – Генеральному прокурору РФ;
c) в строго централизованном построении всех органов прокуратуры в пределах РФ;
d) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокурора нижестоящего.
4. Единоначалие. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах его компетенции. Коллегия при соответствующих прокурорах является совещательным органом. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.
5. Независимость прокуратуры от местных органов власти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим органам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе Генеральному прокурору РФ.
Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установленную законом ответственность (ст. 5 закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 232.