Формы прокурорского надзора – установленные законом средства, с помощью которых прокурор выявляет нарушения законов, причины и условия, способствующие их совершению, реагирует на эти нарушения и предотвращает их.
В формах надзора реализуются полномочия прокурора по осуществлению высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов. Причем одному полномочию могут соответствовать несколько форм:
Например, на незаконное действие он не может реагировать:
1) путем принесения протеста на противоречащий законам правовой акт;
2) путем внесения представления об устранении нарушений;
3) путем принятия мер к привлечению виновного лица к ответственности (письменное требование);
4) путем отмены незаконного действия (выраженное в постановлении органа дознания, следователя), вынесения постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа;
5) путем обращения в суд (арбитражный суд) с требованием о признании правового акта недействительным;
6) путем постановления о возбуждении уголовного дела;
7) путем постановления о возбуждении производства об административном правонарушении;
8) путем объявления предостережения
Формы следует отличать от методов.
Методы – это способы, пути использования предусмотренных законом форм.
Классификация С.Г. Березовской:
1. Формы предупреждения нарушений законности (заключение прокурора, санкции, приостановление решения, постановления)
2. Выявления нарушений
3. Реагирование на нарушения (пресечение, восстановление, привлечение к ответственности)
В.М. Савицкий выделяет 2 группы:
1. Формы предупреждения нарушений законности, выявление нарушений
2. Реагирование на нарушения
А.П. Сафонов выделяет 4 формы, добавляя формы организационного порядка, т.к. не все формы регламентируются законом.
А.И. Домова:
1. Формы предотвращения нарушений законов;
2. Формы выявления нарушений законов, причин и условий их порождающих способов;
3. Формы реагирования на нарушение законов и обстоятельств им способствующих.
Существуют общие и специфические формы надзора. Общие – применяются во всех отраслях (протест, представление), специфические – присущи лишь отдельным или некоторым отраслям (вытекает специфика из: 1. Специфики предмета надзора, 2. От надзора, 3. Характеристика деятельности исполняющего закон.
Правовыми средствами реагирования прокуроров на установленные ими в процессе надзорных проверок являются их акты, т.е., по общему правилу, письменные документы, в которых формулируются соответствующие требования и решения прокурора, вытекающие из его полномочий.
Надзорные акты разнообразны по форме и содержанию. Основными из них являются протесты, представления, постановления прокурора. Они должны соответствовать определенным требованиям, а именно: быть юридически безупречно составленными, грамотными, написанными общепонятным языком.
Акты прокурорского надзора должны содержать все необходимые реквизиты (наименование прокуратуры, место и время составления, должностное положение, классный чин, фамилию, инициалы прокурора, от которого эти акты исходят, адресат). Структура любого акта включает описательную часть, содержащую описание нарушения конкретных норм какого-либо закона, фактическую и юридическую характеристики выявленного правонарушения и резолютивную часть, в которой приводится требование прокурора (принять меры к устранению нарушения закона, привлечь к ответственности виновных и др.), или его решение (о возбуждении уголовного дела, об освобождении из-под стражи незаконно лишенного свободы лица и т.д.), а в некоторых случаях и рекомендации о конкретных мерах, которые, по мнению прокурора, целесообразно принять адресату для устранения и предупреждения правонарушений.
Помимо общих правил, которые необходимо соблюдать при подготовке любого акта прокурорского надзора, имеются и специфические, учитывающие особенности направлений (отраслей) прокурорского надзора.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.