ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Методические рекомендации по курсу
Издательство БГУЭП
2005
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Байкальского государственного университета экономики и права
Составитель преподаватель С. В. Лукошкина
(кафедра уголовного процесса и криминалистики)
Рецензент канд. юрид. наук В.С.Кряжев
Прокурорский надзор: Методические указания по курсу / Сост.: С. В. Лукошкина. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. — 39 с.
Предназначены для студентов всех форм обучения специальности 02.11.02. «Юриспруденция».
Электронная версия:
I:\Study\УМЛ\Кафедра уголовного процесса и криминалистики\Прокурорский надзор\МУ_Прокурорский надзор.doc на центральном сервере БГУЭП.
© Издательство БГУЭП, 2005
Введение
Данные методические указания содержат рекомендации по изучению курса Прокурорский надзор в высших юридических заведениях.
Получение высшего юридического образования в современных условиях невозможно без глубокого и обстоятельного изучения курса «Прокурорский надзор», так как нет ни одной области в деятельности будущего юриста, - судьи, следователя, юрисконсульта, адвоката, - которая так или иначе не была бы связана с проблемами соблюдения законности и ролью органов прокуратуры в надзоре за ее точным и единообразным исполнением.
Для изучения этого курса необходима подготовка по следующим юридическим дисциплинам: правоохранительные органы РФ, уголовный и гражданский процесс, теория оперативно-розыскной деятельности, теория судебных доказательств, конституционное право.
Цель курса: Подготовить специалиста для эффективной профессиональной деятельности в органах прокуратуры как по осуществлению различных отраслей прокурорского надзора, так и по выполнению иных функций, возложенных на прокуратуры: участие в рассмотрении дел судами, организация работы по жалобам и заявлениям граждан, проведение следствия; координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Ознакомление с актами и методиками прокурорского регулирования. Изучение нормативной базы организации и деятельности прокуратуры. Уяснение роли прокурора в совершенствовании законодательства.
Содержание курса: Основные понятия и система дисциплины; прокурорский надзор: понятие и значение; основные направления деятельности прокуратуры; принципы организации прокуратуры; система органов прокуратуры; Генеральный прокурор РФ, его основные полномочия; нижестоящие прокуроры и их полномочия; эволюция системы органов прокуратуры и их полномочий; понятие отраслей прокурорского надзора; надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; участие прокурора в рассмотрении дел судами; организация работы по разрешению жалоб граждан; основы методики прокурорской деятельности; кадры работников прокуратуры; предъявляемые требования к кандидатам на должности прокуроров и следователей; статус работников прокуратуры.
Областью применения является профессиональная деятельность юриста в сфере реализации действующего законодательства.
Раздел 2. Этапы исторического развития прокуратуры.
Раздел 3. Основные направления деятельности.
Раздел 5. Отрасли прокурорского надзора
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
С НАУЧНЫМ ДОКЛАДОМ
Написание реферата и выступление с научным докладом является одной из эффективных форм подготовки будущего специалиста. Подготовка и написание реферата способствуют выработке навыков самостоятельной работы студента, что особенно важно для будущей деятельности в качестве следователя или прокурора, когда, исходя из процессуальной самостоятельности при исполнении возложенных обязанностей, им необходимо принять единоличное решение и нести полную ответственность за его законность и обоснованность.
Написание реферата дает возможность студенту глубоко и обстоятельно изучить правовую литературу по теме реферата, дать анализ тем или иным спорным проблемам, критически осмыслить сложные положения теории и практики, сформулировать свою позицию и дать ей теоретическое обоснование.
При выборе темы не следует идти по линии «наименьшего сопротивления», целесообразно избрать ту, которая представляет определенные сложности в теоретическом или законодательном плане: недостаточно исследована в теоретическом плане, или не совсем обстоятельно регламентирована в законодательном порядке и т.д. Тему реферата необходимо согласовать с преподавателем. Он же окажет помощь студенту в составлении плана научного исследования и в выборе законодательных актов и правовой литературы.
Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. Если необходимо обратиться к какому-либо источнику законодательного или теоретическому характера, надо сделать об этом ссылку на этот источник. Критические замечания в адрес других авторов должны быть сделаны в корректной, уважительной форме. Примеры из практики прокурорской или следственной деятельности надлежит приводить лишь в тех случаях, когда они раскрывают какое-либо теоретическое положение.
Структурно реферат целесообразно построить следующим образом: во введении (предисловии) дать обоснование выбора темы; материал изложить по главам (разделам). Реферат целесообразно завершить заключением, в котором будут изложены предложения и рекомендации законодательного, организационного или теоретического характера.
Объем реферата – 12 – 17 листов машинописного текста.
Научное сообщение (доклад) может состояться на семинарском или практическом занятии. Студенты могут задавать докладчику вопросы и высказывать сомнение по тем или иным проблемам.
Квалифицированно подготовленный реферат и научный доклад по решению кафедры с положительной рецензией преподавателя могут быть зачтены за курсовую работу.
Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-Т (в ред. от 05.10.2002 г.).
3. Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ).
4. Закон РФ " Об органах федеральной службы безопасности в РФ" от 3 апреля 1995 г. № 40 (в ред. от 30 декабря 2001 г. № 194).
5. Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" от 11 марта 1992 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 888) (в ред. от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ).
6. Положение о классных чинах работников органов прокуратуры РФ от 28 июня 1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 28. Ст. 1103).
7. Положение о военной прокуратуре. 1981 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета СССР. 1981. № 32. Ст. 956).
8. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 января 1992 г. "Об органах военной прокуратуры" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1992. № 3. Ст. 202).
9. Постановление Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. "Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР"
10. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 декабря 1985 г. "О судебной практике рассмотрения уголовных дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов" (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1986. № 3).
11. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 декабря 1993 г. "О судебной практике по делам о бандитизме»
12. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
13. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. "О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия" (Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986 гг.).
14. Приказы Генерального прокурора РФ руководящего характера:
15. № 7 от 11 марта 1992 г. "О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации";
16. № 20 от 28 мая 1992 г. "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации";
17. № 32 от 29 июля 1992 г. "О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур";
18. № 33 от 30 июля 1992 г. "О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и приема граждан в органах прокуратуры РФ";
19. № 34 от 6 августа 1992 г. "О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и иной информации в органах прокуратуры";
20. № 15 от 20 мая 1993 г. "Об организации надзора за исполнением Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации";
21. № 44 от 18 августа 1994 г. " О повышении качества и эффективности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы".
22. Указания Генерального прокурора Российской Федерации:
23. № 5/20 от 9 марта 1992 г. " О порядке выполнения ходатайств об оказании правовой помощи";
24. № 46/20 от 10 ноября 1992 г. " Об усилении надзора за соблюдением процессуальных гарантий, обоснованностью решений о применении ареста в качестве меры пресечения...";
25. № 48/8 от 16 ноября 1992 г. "Об участии прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве";
26. № 12-III от 5 февраля 1996 г. "О структуре центрального аппарата".
27. № 92 от 19 ноября 1999 г. «О прокурорском надзоре и контроле за расследованием преступлений террористического характера».
28. № 141 от 13 ноября 2000 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».
29. № 38 от 22 июня 2001 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
30. « 25 от 29 апреля 2002 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие проявлениям фашизма и иных форм экстремизма».
31. № 3 от 15 января 2003 г. «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».
32. № 9 от 11 февраля 2003 г. «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».
33. № 10 от 11 февраля 2003 г. «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства».
34. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства». Информационное письмо Генерального Прокурора РФ от 9 ноября 1994 г.
35. «О задачах прокурора по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних». Приказ ГП РФ от 18 мая 1995 г. № 30.
36. «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний». Приказ ГП РФ от 15 декабря 1994 г. № 67.
37. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 18 апреля 1996 г.
38. «Об органах прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений». Приказ ГП РФ от 21 февраля 1995 г. № 10.
39. Положение «О прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ».
40. Приказ № 34 от 26 июня 1997 года «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью».
41. Приказ № 31 от 18 июня 1997 года «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».
42. Приказ № 20 от 5 мая 1997 года «О порядке представления в органы прокуратуры РФ специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации».
43. Приказ № 8 от 26 февраля 1997 года «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах».
44. Приказ № 1 от 5 января 1997 года «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве».
45. Указ президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
46. Приказ № 66 от 11 ноября 1996 года «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры РФ».
47. Приказ № 59 от 24 октября 1996 года «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе».
48. Приказ № 57 от 21 октября 1996 года «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением».
49. Приказ № 48 от 9 августа 1996 года «Об организации надзора за исполнением федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
50. Приказ № 30 от 18 мая 1995 года «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних».
51. Приказ № 30 от 22 мая 1996 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
52. Приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
53. № 45 от 8 июля 1998 года «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей».
54. № 44 от 26 июня 1998 года «О порядке проверки сообщений о правонарушениях, совершенных прокурорами или следователями органов прокуратуры, возбуждения и расследования в отношении их уголовных дел».
55. Указание № 43/39 от 23 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению сохранности служебной информации при расследовании уголовных дел».
56. Указание № 42/35 от 23 июня 1998 года «О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции».
57. Указание № 38/36 от 18 июня 1998 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей».
58. Распоряжение № 24/7р от 23 мая 1998 года «О недопустимости привлечения органами прокуратуры средств благотворительных и иных негосударственных фондов».
59. Указание № 4/1 от 12 января 1998 года «О порядке привлечения к уголовной ответственности депутатов субъектов Российской Федерации».
60. Указание № 63/36 от 20 октября 1997 года «Об изъятии и наложении ареста на облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа при проведении предварительного расследования по уголовным делам».
61. Указание № 55/15 от 18 сентября 1996 года «Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел».
62. Приказ № 51 от 3 августа 1998 года «О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства»
63. Приказ № 19 от 31 марта 1998 года «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности».
64. Приказ № 16 от 18 марта 1998 года «О вызове прокуроров и следователей для работы в составе следственных групп, порядке возмещения расходов и выплаты компенсаций в связи со служебными командировками».
65. № 21-31-98 от 23 апреля 1998 года «Прокурорам субъектов Российской Федерации, городским, районным, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам».
66. Указание № 10/15 от 13 марта 1997 года «О порядке прекращения по истечении давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления».
67. Приказ № 6-11 от 25 декабря 1997 года «О классных чинах прокурорских работников, знаках различия и форменном обмундировании прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины».
68. Указание № 75/36 от 23 декабря 1997 года «Об организации прокурорского надзора за производством протокольной формы досудебной подготовки материалов».
69. Указание «О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних».
70. Указание № 32/15 от 18 июня 1997 года «О порядке разрешения некоторых актуальных вопросов, возникших в связи с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации и изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР».
71. Информационное письмо № 21-20-98 от 12 февраля 1997 года «О состоянии исполнением законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей».
72. Информационное письмо № 12/5-97 от 22 января 1997 года «О некоторых вопросах повышения качества прокурорского надзора при обеспечении конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».
73. Указание № 15/7 от 10 января 1997 года «Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с преступлениями и нарушениями законов в сфере внешнеэкономической деятельности».
74. Приказ № 69/777/425/700 от 25 ноября 1997 года «Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности России».
75. Указание № 49/7 от 12 августа 1996 года «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе».
76. Указание № 12/5-96 от 18 июля 1996 года «О мерах по обеспечению конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».
77. Указание № 23/15 от 10 апреля 1995 года «О порядке подготовки материалов для внесения представлений о лишении неприкосновенности депутатов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
78. Указание № 39/7 от 06.07.1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».
79. Указание № 103/7 от 19.06.2000 г. «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ».
80. Указание № 55/36 от 20.09.2001 г. «Об усилении за исполнением требований закона о сроках содержания обвиняемых под стражей».
81. Указание № 32/35 от 20.06.2002 г. «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК РФ».
82. Указание № 20-27/10 от 18.04.2002 г. «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами федеральной службы безопасности».
83. Информационное письмо № 8-15-2003 г. от 27.01.2003 г. «О некоторых вопросах участия прокуроров в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ».
Дополнительная литература
1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М: Изд-во БЕК, 1998.
2. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Зерцало, 1998.
3. Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М, 1997.
4. Акты прокурорского надзора / Под ред. Ю. Скуратова. М: Юрист, 1997.
5. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране природной среды: Учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭЛУ, 1996.
6. Прокурорский надзор в СССР: Учебник / Под ред. Галкина Б.А. М.: Юрид. литература, 1982.
7. Назаров С.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: Экспериментальное бюро. М., 1998.
8. Прокурорский надзор: Учебник / Междун. независимый эколого-политич. ун-т. Под общ. ред. Винокурорва Ю.Е. М.: Изд-во МНЭЛУ, 1998.
9. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник под ред. А.А.Чувилева. М.: Изд-во Юрист, 1999.
10. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под. ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2004.
11. Государственная служба в прокуратуре. Пособие для прокурорских работников. М., 2002.
12. Казарина А.Х. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о формировании и целевом расходовании бюджетных средств в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: Метод. материалы в схемах // Ин-т повышения квалификации руковод. кадров ген.прокуратуры РФ. М., 2003.
13. Квалификация преступлений, вопросы их регистрации и учета. Метод. пособие. Изд-е 2-е доп. М., 2002.
14. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития: Лекция. М.: ИПК РК Ген.прокуратуры РФ, 2002.
15. Козусев А.Ф. Проблемы правового регулирования прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности / М.: ИПК РК Ген.прокуратуры РФ, 2002.
16. Надежин В.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Пособие для аспирантов и соискателей. М., 2002.
17. Исаенко В.И. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними // Законность. 2003. № 2.
18. Тушев А. Роль прокурора в реализации принципа состязательности в уголовном процессе // Российская юстиция. 2003. № 4.
Прокурорский надзор
Методические указания по курсу
Составитель Лукошкина Светлана Валерьевна
Издательство Байкальского государственного университета
экономики и права
664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.
[1] См. В.И. Басков. Прокурорский надзор. – М., 1996 г.
[2] См. Т.А. Мурашин. Органы прокуратуры в механизме советского государства. – Киев, 1972 г.
[3] См. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре РФ». – М., 1996 г.
[4] См. С.С. Алексеев. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М., 1966 г.
[5] См. В.К. Звирбуль Деятельность прокурора по предупреждению прокурора. – М., 1971
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Методические рекомендации по курсу
Издательство БГУЭП
2005
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Байкальского государственного университета экономики и права
Составитель преподаватель С. В. Лукошкина
(кафедра уголовного процесса и криминалистики)
Рецензент канд. юрид. наук В.С.Кряжев
Прокурорский надзор: Методические указания по курсу / Сост.: С. В. Лукошкина. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. — 39 с.
Предназначены для студентов всех форм обучения специальности 02.11.02. «Юриспруденция».
Электронная версия:
I:\Study\УМЛ\Кафедра уголовного процесса и криминалистики\Прокурорский надзор\МУ_Прокурорский надзор.doc на центральном сервере БГУЭП.
© Издательство БГУЭП, 2005
Введение
Данные методические указания содержат рекомендации по изучению курса Прокурорский надзор в высших юридических заведениях.
Получение высшего юридического образования в современных условиях невозможно без глубокого и обстоятельного изучения курса «Прокурорский надзор», так как нет ни одной области в деятельности будущего юриста, - судьи, следователя, юрисконсульта, адвоката, - которая так или иначе не была бы связана с проблемами соблюдения законности и ролью органов прокуратуры в надзоре за ее точным и единообразным исполнением.
Для изучения этого курса необходима подготовка по следующим юридическим дисциплинам: правоохранительные органы РФ, уголовный и гражданский процесс, теория оперативно-розыскной деятельности, теория судебных доказательств, конституционное право.
Цель курса: Подготовить специалиста для эффективной профессиональной деятельности в органах прокуратуры как по осуществлению различных отраслей прокурорского надзора, так и по выполнению иных функций, возложенных на прокуратуры: участие в рассмотрении дел судами, организация работы по жалобам и заявлениям граждан, проведение следствия; координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Ознакомление с актами и методиками прокурорского регулирования. Изучение нормативной базы организации и деятельности прокуратуры. Уяснение роли прокурора в совершенствовании законодательства.
Содержание курса: Основные понятия и система дисциплины; прокурорский надзор: понятие и значение; основные направления деятельности прокуратуры; принципы организации прокуратуры; система органов прокуратуры; Генеральный прокурор РФ, его основные полномочия; нижестоящие прокуроры и их полномочия; эволюция системы органов прокуратуры и их полномочий; понятие отраслей прокурорского надзора; надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; участие прокурора в рассмотрении дел судами; организация работы по разрешению жалоб граждан; основы методики прокурорской деятельности; кадры работников прокуратуры; предъявляемые требования к кандидатам на должности прокуроров и следователей; статус работников прокуратуры.
Областью применения является профессиональная деятельность юриста в сфере реализации действующего законодательства.
Раздел 1. Прокурорский надзор: понятие,
содержание.
Прокурорский надзор можно рассмотреть в нескольких аспектах. Во-первых, прокурорский надзор представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности, задача которой состоит в охране единой законности от каких бы то ни было нарушений.
Содержание понятия законности образуется из следующих элементов:
a) законы и подзаконные акты,
b) исполнение законов, т.е. приведение их в жизнь,
c) надзор за точным и единообразным исполнением законов,
d) ответственность за допущение нарушение законов[1].
Особенности прокуратуры в отличие от других органов, ее сущность заключается в том, что она:
1. Не осуществляет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций;
2. Не вмешивается в оперативную деятельность органов, за законностью действий которых наблюдает;
3. Не подвергает деятельность соответствующих органов управления оценки с точки зрения практической целесообразности. Прокуратура обязана лишь осуществлять надзор за тем, чтобы в деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан не было отклонений от закона[2].
Прокурорский надзор состоит:
a) в наблюдении за законностью решений должностных лиц, органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, за-
трагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;
b) в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности[3].
Надзор органов прокуратуры является высшим и осуществляется за исполнением законов, в том числе и всеми другими органами надзора и контроля.
Осуществляется от имени государства и имеет общегосударственный авторитет.
Распространяется на территории всей Российской Федерации, республик в ее составе, краев, областей.
Действует в отношении всех федеральных министерств и ведомств, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц.
Имеет наиболее широкие полномочия по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Вместе с тем, поскольку прокурорский надзор осуществляется за органами, прокуратуре не подчиненными, специфичны формы реагирования прокурора на нарушение закона.
Для органов прокуратуры функция надзора является единой и единственной.
Прокурорский надзор осуществляется только с точки зрения законности, но не целесообразности.
Во-вторых, прокурорский надзор – самостоятельная отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципов и условий их организации и деятельности, полномочий прокуроров, средств прокурорского реагирования и процессуальных актов, исходящих от прокуроров.
Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор имеет свой предмет и особый метод правового регулирования. Предмет – группа сходных общественных отношений, которые требуют специфический метод их правового регулирования. При осуществлении прокурорского надзора между прокурором и другими (физическими и юридическими) лицами возникают правовые отношения. Их можно отнести к правоохранительным отношениям. Но они имеют свою специфику. Обязательным субъектом этих отношений является прокурор. Объективная возможность их существования вытекает из потребности общества в централизованном надзоре за точным и единообразным исполнением законов. Эти отношения регулируются органически связанной между собой совокупностью юридических норм, содержащихся в Конституции РФ (1993 года), в Законе «О прокуратуре РФ» (от 17.11.95 г.) другими федеральными законами и международными договорами. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов: порядок установления прав и юридических обязанностей; степень определенности предоставленных прав и «автономности» субъектов; характер взаимоположения субъектов; характер правовых средств воздействия, основания и процедура их применения.
Субъекты (помимо прокуроров) правоотношений, возникших в связи с осуществлением прокурорского надзора, не находятся по отношению друг к другу в подвластном или равном положении.
Специфичен характер правовых средств воздействия, оснований и процедуры их применения. Прокурор пользуется правовосстановительными средствами и мерами предупреждения правонарушений. Основанием для применения правовых средств могут быть только сведения о нарушении законов.
Правовые институты, образующие право прокурорского надзора, делятся на 2 части – общую и особенную. Общая часть – юридические нормы, содержащие задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее устройства, структуру, формы координации работы по устранению законности с другими государственными и общественными организациями.
К особенной части относятся нормы, регулирующие осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона в различных отраслях. Отрасль прокурорского надзора – совокупность норм, устанавливающих конкретные задачи, права и обязанности прокуроров по осуществлению надзора в деятельности различных органов государства. Нормы прокурорского надзора связаны с нормами других отраслей права (уголовного процесса, гражданского процесса...). Структура связи, взаимодействие всей совокупности юридических средств, обеспечивающих воздействие права на общественные отношения, составляют механизм правового регулирования[4].
В-третьих, прокурорский надзор, как отраслевая юридическая наука, изучает социальные закономерности, обуславливающие возникновение, развитие, формы и методы деятельности по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов и его роли в механизме правового регулирования общественных отношений[5].
Наука систематизирует и излагает знания о прокурорском надзоре, объясняет процессы и явления, возникающие в ходе прокурорской деятельности, занимается прогнозированием развития прокурорского надзора, разрабатывает частные методики (совокупность организационных, тактических, технических приемов и средств в целях наиболее эффективного осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов) прокурорского надзора, исследует действенность работы прокуратуры... Общий подход и исследование основан на применении метода диалектического и исторического материализма, а также используются юридико-догматический метод (при помощи его осуществляется описание и классификация норм, дается объяснение их применения), сравнительно-правовой метод (позволяет найти сходство и различие юридических норм, регулирующие однотипные общественные отношения; общность и специфику в правовом регулировании), историко-правовой метод (применяется при изучении истории, вопросов о сущности прокурорского надзора и его отдельных институтов, анализе исторической обстановки...), социологические методы, методы криминологии, методы теории информации, наука управления...
Теория прокурорского надзора опирается на основные положения, разрабатываемые общей теорией права и государственным правом.
В-четвертых, прокурорский надзор – правовая дисциплина, позволяющая овладеть студентам знаниями основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.