Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Исходя из Основного Закона, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность российского государства и его органов. Дополнительные обязанности в этом деле налагает на Россию вступление в Совет Европы.

Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 30 от 22.05.96 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в качестве одного из основных направлений деятельности прокуроров выделил надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защиту закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, избирательных и иных политических и социальных прав граждан. При этом акцент сделан на то, чтобы не подменять судебные органы, органы исполнительной власти и контролирующие органы, роль которых в указанной сфере является доминирующей, а эффективно использовать специальные полномочия прокурора для оперативного пресечения нарушений прав и свобод больших групп населения, трудовых коллективов, а также тех граждан, которые в силу исключительных обстоятельств нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

Правовой основой выборов в органы государственной власти являются Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 года, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г.

При осуществлении надзора прокуроры также руководствуются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г., постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О правовой основе выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и об обеспечении избирательных прав граждан» от 11 февраля 1994 г., Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области города федерального значения, автономной области, автономного округа» от 27 октября 1993 г.

Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся в соответствии с принятыми субъектами Федерации законами, а также Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. Указанным Федеральным законом прокурору предоставлено право в случаях, когда процесс формирования органов местного самоуправления искусственно тормозится, обращаться в суд с заявлением об установлении конкретной даты выборов представительных органов.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор наделен теми же полномочиями, что и при осуществлении предыдущего вида деятельности.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор принимает меры к устранению выявленных нарушений посредством принесения протеста или представления, вынесения постановления.

Протест прокурора

Протест на противоречащий закону правовой акт приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение местного органа власти – на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушении законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщают прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщают прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочным устранить нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщают о дне заседания.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушений закона.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.