Рекомендуем при проведении он-лайновых опросов ориентироваться не на количество опрошенных, а на сроки проведения опроса. Объявляя опрос, четко оговорите, в течение какого времени он будет проводиться. Результаты проведенного опроса нельзя распространять на более широкую аудиторию. Авторы получат лишь общественное мнение имеющих доступ к сети, заинтересовавшихся этим опросом людей.
Рекомендуем знакомить желающих проводить опросы в сети со следующей таблицей. В ней представлены «плюсы и минусы» применения опросных методов в Интернет, а также некоторые специфические особенности, точную положительную или негативную оценку которых мы пока затрудняемся дать.
•Специфика проведения он-лайновых опросов
+ | - | ? | |
Выборка | Потенциально большое количество респондентов; возможность осуществления сложных целевых выборок; возможность проведения интернациональных опросов | Нерепрезентативность (непредставительность) выборки по многим проблемам | Появление «респондентов-профессионалов», постоянной сети опрашиваемых |
Организация опроса и обработка данных | Экономия времени, средств, кадров; быстрота обработки данных; возможность корректировки инструментария оперативно в ходе пилотажа; возможность стимулирования участия путем пересылки виртуальных подарков, открыток и т.п.; возможности программного контроля за выполнением заданий; возможности социального контроля, контроля заказчиков на различных этапах получения и обработки информации | Многоразовое участие (особенно в случае обещания вознаграждения или лотереи) | Возможность получения огромного массива данных и, вследствие этого, сужение возможностей качественного анализа данных |
Взаимодействие автора и участника опроса | Обратная связь автора и участника опроса без посредника-анкетера; возникновение у отвечающего эффекта личного воздействия на социальные процессы, осознание причастности к науке | Невозможность уточнения вопросов | |
Содержательные аспекты ответов респондентов | Возможность прочтения всех ответов респондентов из-за читабельности шрифта | Произвольные ответы на вопросы с последующим просмотром оперативных данных; навязывание отвечающему суждений и оценок через оперативную обратную связь; намеренное искажение информации о себе | Влияние особенностей компьютера; использование респондентами «виртуальной орфографии» и сложность ее интерпретации |
По составлению диаграмм с примерами стр.282.
Важно не только провести опрос, но и уметь представить данные большому числу людей , для того чтобы воспользоваться этими данными как аргументом значимости проводимого проекта, наличия интереса к нему и т.п. Нужно уметь наглядно представлять эти данные и результаты, этот процесс и носит название визуализации данных.
Визуализация помогает лучше представить данные, получить общее представление об их особенностях и закономерностях. Результаты применения статистических процедур, как правило, представляются в наглядном графическом виде всегда, когда это возможно.
Современные программы позволяют представить социологические данные при помощи высококачественного пакета деловой графики. Графики строятся на основе данных, хранящихся в таблицах. При пользовании программой Word есть возможность построить таблицы для представления данных и диаграммы на основе этих таблиц. Выбор предстоит сделать из гистограммы, линейчатой диаграммы, графика, круговой диаграммы, точечной диаграммы. Гораздо реже используются кольцевая, лепестковая, пузырьковая, биржевая диаграммы, а также диаграмма-поверхность и диаграмма с областями.
Для построения диаграмм необходимо иметь таблицы. Например, рассмотрим составленные по итогам опроса учителей средних школ России таблицы ответов на вопросы о включенности этой аудитории в сеть Интернет.
Имеете ли Вы доступ к Интернету? | % |
1 - да | 57,3 |
2 – нет | 42,7 |
Всего | 100,0 |
Если да, то как Вы используете этот доступ? | % |
1 - для общения с коллегами (форумы, электронная почта) | 35,0 |
2 - для поиска дополнительной информации по рабочим вопросам | 89,5 |
3 - для развлечения, игр, досуга, решения своих семейных проблем | 12,6 |
Всего | 137,1 |
Результаты первой таблицы нагляднее всего представить в форме круговой диаграммы. Круговая диаграмма - метод представления частотных распределений путем изображения категории в виде сегмента круга, площадь которого пропорциональна числу или частоте каждой из обозначенных категорий.
Круговые диаграммы лучше всего представляют данные на альтернативные вопросы, когда респонденты выбирают лишь один возможный ответ из нескольких предложенных. Диаграмма по первому вопросу будет выглядеть.
Результаты второй таблицы правильно представить в виде линейной диаграммы. Линейная диаграмма- метод представления частотных распределений путем изображения категории в виде полосы равной ширины, длина которой пропорциональна числу или частоте каждой из обозначенных категорий. Второй вопрос предполагал, что выборов вариантов ответов можно сделать больше чем один, поэтому сумма процентов составляет более 100. Наиболее подходящий способ представления поэтому - линейная диаграмма.
Гистограмма – схематические изображение частотного распределения, состоящее из непрерывных прямоугольников, показывающих сгруппированные в категории интервально-уровневые данные. Используется для визуализации вопросов с интервальными шкалами. Гистограмма отличается от диаграммы тем, что именно площади прямоугольников представляют относительные частоты.
Кольцевая диаграмма подобна круговой, но может отображать несколько рядов данных.
Решение о том, какими визуальными средствами воспользоваться для презентации результатов исследования решает сам автор. Диаграммы используют не потому, что представляют информацию, отличающуюся от выраженной в таблицах, а потому, что способны отображать ее более простым для восприятия способом. Так, например одна и та же информация может быть представлена тремя разными способами: текстом, таблицей и диаграммой.
По итогам наблюдения на 68 дорожных участках в Москве были зафиксированы 153 работающих подростка (из них 85% мальчиков и 15% девочек).
Работающие подростки | Данные в % |
мальчики | 85 |
девочки | 15 |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.