По использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Могилев А.В.

(Воронежский государственный педагогический университет)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего»

В практике педагогического ВУЗа

 

 

Введение

 

Раздел 1. Организационно-методические рекомендации по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel Обучение для будущего и электронного приложения.

1.1. Место курса «Обучение для будущего» в учебном плане педагогического вуза и его рабочая программа.

1.2. Рекомендации по проведению занятий на основе учебника Intel «Обучение для будущего».

 

Раздел 2. Информация к размышлениям о курсе «Обучение для будущего» или материал для презентаций, лекций и проектов.

 

2.1. Какие изменения методов обучения несет курс «Обучение для будущего»?

2.2. Как обеспечивается включение в учебный процесс компьютеров, программных средств, Интернета?

2.3. Какие изменения позиции педагога по отношению к учащимся и отношениях учащихся заложены в курсе «Обучение для будущего»? Как изменяется позиция органов управления и администрации школ по отношению к педагогам?

2.4. Рекомендации по проведению опросов и анкетирований в ходе проектов.

 

 

Введение

 

С каждым годом российское образование становится все более открытым. Теперь уже немного работников вузов и школ остаются приверженцами того мифа, что «российское образование – самое лучшее в мире». Все больше расширяются прямые контакты между российскими и зарубежными вузами и школами. Все шире внедряются в России новые образовательные проекты, учебные курсы и даже образовательные программы, построенные на основе передового опыта западного, в первую очередь, американского образования и поддерживаемые международными организациями, транснациональными корпорациями или университетами. Благодаря этому происходит быстрое обогащение российского образования новым опытом, подходами, образовательными технологиями, повышающее «конвертируемость» в мире российских дипломов и аттестатов, инвариантность и в конечном итоге качество обучения в отечественных вузах и школах.

 

Заметным явлением для российского образования стала образовательная программа корпорации Intel «Обучение для будущего» (Teach to the Future), которая вслед за самими Соединенными Штатами, странами Европы и Азии (всего около 50 стран мира) с 2001 года распространилась и на Россию. Программа Intel получила признание и поддержку на уровне Министерства образования Российской Федерации, региональных органов управления образованием многих субъектов Федерации.

 

Корпорация Intel – один из крупнейших в мире производителей процессоров и микросхем для компьютеров, их комплектующих, предприятие высочайшего научно-технического и менеджерского уровня. Отметим, что в развитии и реализации этой программы компания Intel выступает не одна, а пользуется поддержкой другой, не менее известной во всем мире компании – Microsoft, являющейся ведущим производителем программного обеспечения для персональных компьютеров. Целью создания программы Intel «Обучение для будущего» является содействие в решении глобальной задачи программы корпорации Intel «Новаторство в образовании» (Innovation in Education): улучшение преподавания математики, естественных наук, техники и технологии во всем мире.

 

В образовательных программах Intel нашла выражение социальная миссия компании, ее стремление продвинуть передовые технологии в такую социально значимую сферу как образование. Отметим, что эти технологии, продвигаемые в образование, являются передовыми не только в отношении применения в них компьютерного оборудования, Интернет и соответствующего программного обеспечения. Конечно, эта образовательная программа предусматривает широкое применение компьютеров, Интернет, различных программных средств в обучении и продвижение их в школу, однако акцент эта программа ставит именно на учителе, его личности и профессионализме. Весьма интересна и актуальна для российской школы педагогическая сторона программы Intel Teach to the Future, ориентирующая на переход от авторитарной системы обучения, центрированной на учителе (teacher centered education) и передачу знаний (знаниевый подход), к демократическому обучению, центрированному на учащемся (student centered education), и предполагающему самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

 

Главным элементом программы Intel Teach to the Future является курс повышения квалификации учителей школы объемом 40 астрономических часов (и 20 часов самостоятельной работы), причем обучение по курсу проводится в течении 5 дней по 8 академических часов ежедневно («с отрывом» учителя от работы в школе) в форме занятий в составе небольшой группы в компьютерной лаборатории (классе). Содержание курса – подготовка учителями учебно-методических материалов для проектной работы со школьниками с использованием современных компьютерных технологий (программных средств Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Publisher), в том числе Интернет. Для «закрепления» знаний и опыта, полученных учителями в ходе обучения программой предусматривается периодическое проведение последующих семинаров, а для того, чтобы сильнее заинтересовать учителей в участии в программе – конкурсы и награды.

 

Для реализации программы в России в 2001 году был проведен открытый конкурс на создание учебных центров Intel, который выиграли 9 организаций (среди которых были педагогические университеты, региональные институты и центры повышения квалификации в г. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов на Дону, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Хабаровск), в которых к ноябрю 2003 года (моменту написания данного пособия) прошли обучение по курсу свыше 17 000 учителей различных предметов российских школ. Руководство центрами и их финансирование осуществляется дирекцией образовательных программ Intel в России (находится в Москве).

 

В качестве учебно-методического обеспечения программы выпущен учебник (летом 2003 года – 2-е, переработанное издание), компакт-диск (летом 2003 года – версия 3.0). Собственным экземпляром учебника и компакт-диска бесплатно обеспечивается каждый, проходящий учебный курс. Постоянно функционирует и обновляется сайт программы www.iteach.ru, работают проблемные форумы на нем, обеспечивающие поддержку обученных по программе с помощью Интернет. Помимо сайта, данная программа предусматривает и очную поддержку обученных – проведение послекурсовых семинаров, публикация научно-методических сборников, содержащих разработки учителей, проведение конференций, конкурсов.

 

В целях обеспечения успешности и эффективности программы, качества обучения в центрах Intel руководством программы с помощью внешних экспертов проводится непрерывный мониторинг – анкетирование инструкторов программы и обучаемых, наблюдение за проведением занятий и послекурсовых семинаров, анализ методических разработок выпускников программы.

 

Задачи, которые стоят перед программой Intel Teach to the Future в России в настоящее время - быстрое расширение круга подготовленных по курсу Интел российских педагогов с одновременным снижением расходов компаний-доноров в расчете на одного обученного, реальный переход в массе российских школ к использованию проектных методов обучения и информационных технологий на основе современных программных средств. Важным этапом развития программы в России должно явиться внедрение курса Intel в подготовку студентов педагогических вузов.

 

В 2003 году к программе Intel Teach to the Future подключилось 20 российских педагогических вузов в городах Пермь, Воронеж, Барнаул, Курск, Карачаевск и др. Они были отобраны на основе открытого конкурса заявок. Перед педагогическими вузами стоит задача внедрить курс Intel в структуру подготовки студентов – будущих педагогов как обычный учебный курс учебного плана. Очевидно, что реализация учебного курса, предназначенного для повышения квалификации учителей, в условиях педагогического вуза столкнется с определенными проблемами как методического, так и организационного порядка. Эти проблемы связаны с целым рядом причин, среди которых

- согласование курса Intel с образовательным стандартом и учебным планом вузов;

- необходимость ведения курса в соответствии с расписанием, предусматривающим лекции (не более 1-2 часа в неделю), лабораторные занятия (обычно 2 часа в неделю), т.е. «растянуть» курс на целый семестр, при этом раздробив его на двухчасовые занятия;

- недостаточная зрелость большинства студентов для того, чтобы воспринять педагогические идеи, лежащие в основе курса, разрабатывать планы проведения проектов, создавать примеры материалов проектов от лица школьников различных возрастов, достаточно серьезно проводить обсуждение различных идей и вопросов, предусмотренное по ходу обучения.

 

Однако, наличие этих проблем не является основанием для того, чтобы отказаться от курса Intel в педагогических вузах. Напротив, лишь внедрение инновационного курса в педагогическое образование способно привести спустя некоторое время к накоплению критической массы инноваций в образовании и повлиять на парадигму российского обучения. Кроме того, студенты обладают более высокой обучаемостью, чем опытные учителя, а также лучшей компьютерной подготовкой. Элементы курса могут найти внедрение в дисциплинах информационной подготовки и в курсах методики обучения по предметам. Все это делает внедрение курса Intel в педагогическое образование в России совершенно необходимым.

 

Настоящее пособие адресовано в первую очередь преподавателям, организаторам обучения по курсу Intel в российских педагогических вузах, во вторую – студентам, проходящим обучение по курсу. Его задача – облегчить использование учебника курса Intel и электронного приложения к нему в условия учебного процесса педагогического вуза, способствовать высокой эффективности этой программы в педагогическом образовании. Пособие состоит из 2-х разделов. Первый содержит организационно-методическим рекомендациям по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel Обучение для будущего и электронного приложения к нему. Второй раздел посвящен педагогическим основам, идеологии курса Intel с тем, чтобы облегчить восприятие этого курса специалистами педагогических вузов, а также подготовку преподавателей курса к занятиям, их методическую помощь студентам в разработке проектов.

 

Коллектив специалистов и менеджеров, обеспечивающий продвижение курса Intel в Российское образование желает Вам не только освоить этот курс и пополнить свой профессиональный педагогический багаж. Мы уверены, что Вы получите истинное удовольствие от замечательных педагогических находок авторов курса, описанных на страницах учебника. Мы надеемся, что Вы включитесь в огромное сообщество педагогов всего мира, работающих на основе описанных в курсе инновационных подходов на благо образования и наших детей!

 

Раздел 1. Организационно-методические рекомендации по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel Обучение для будущего и электронного приложения.

 

       Реализация курса Intel «Обучение для будущего» именно в педагогическом вузе имеет особое значение. Не переучивать уже сложившихся, зрелых учителей, а готовить с самого начала будущих педагогов в соответствии с наиболее эффективными подходами к формированию педагогической компетентности в использовании технических средств в обучении, метода проектов – вот актуальная, насущная задача педагогического образования.

Рассмотрим нормативно-методическое обеспечение курса в педагогическом вузе и рекомендации по планированию и проведению занятий.

 

1.1. Место курса «Обучение для будущего» в учебном плане педагогического вуза и его рабочая программа.

Необходимо отметить, что для многих педагогических вузов характерны, с одной стороны, консерватизм и отсталость в отношении инновационных методов обучения, ориентация на репродуктивный подход, а с другой – достаточно хорошая оснащенность средствами вычислительной техники, продвинутая подготовка студентов в рамках базовых курсов информатики и информационных технологий.

В соответствии с действующими в настоящее время образовательными стандартами педагогического образования в учебных планах всех специальностей предусмотрены не только курсы информационной подготовки, но и курсы, связанные с обучением использованию техническими средств обучения. Кое-где для преподавания этих курсов сохраняются пленочные кинопроекционные аппараты, диаскопы, катушечные магнитофоны. Все это оборудование изготовления 60-80х годов прошлого века уже безнадежно морально (да и материально) устарело, и способно не то, чтобы привлечь педагогов и учащихся к использованию его в учебной работе, а напротив, оттолкнуть от использования на занятиях любых технических средств. Даже если в курсе имеется в виду видеотехника – это также устаревший подход. Сам раздел в образовательных стандартах, посвященный техническим средствам обучения, архаичен, и в новой редакции стандартов, работа над которой ведется, должен быть заменен курсом, ориентированным на применение в учебном процессе компьютеров, Интернета, мультимедийных учебных программных средств, другого цифрового оборудования, а также соответствующих педагогических подходов и технологий. Весьма удачно по своему содержанию и направленности сюда подходит курс «Обучение для будущего».

В тех педагогических вузах, где уже началось внедрение курса «Обучение для будущего», он заменил в учебных планах устаревший курс по техническим средствам обучения. Обычно это небольшой курс, продолжительностью в 1 семестр и объемом 16-18 часов лекций, 32-36 лабораторно-практических занятий и такое же в сумме (48-54 часов) количество часов самостоятельной работы. Отметим, что в данном случае учет ведется в академических часах по 45 минут, тогда как расчет в учебнике Интел «Обучение для будущего» расчет ведется в астрономических часах. Там объем курса 40 астрономических часов и 10 часов самостоятельной работы (что соответствует 50 академическим часам и 12 часам самостоятельной работы). Как видно, по объему курс «Обучение для будущего» вполне вписывается в план стандартного курса по техническим средствам обучения.

Имеется достаточно серьезное отличие в реализации курса «Обучение для будущего» в условиях переподготовки учителей и в условиях обучения студентов в педагогическом вузе. В первом случае идет интенсивное обучение монокурсу в течение 5 дней, происходит «погружение». Это обстоятельство создает определенный синергетический эффект, подъем и положительный эмоциональный фон, связанный с интенсивным обучением в высоком темпе, позволяющий уплотнять график обучения, экономить время на вводных и вспомогательных фазах занятий. Однако оборотной стороной погружения является невысокая прочность подготовки, то, что такая подготовка не приводит к формированию системы новых ценностей, установок и мировоззренческих взглядов. При интенсивной работе по курсу бывает трудно использовать ресурс времени самостоятельных занятий.

В структуре вузовского обучения курс «Обучение для будущего» оказывается «размазанным» по семестровому расписанию. Лекция проводятся 1 раз в 2 недели, практическое занятие – еженедельно по 2 академических часа. Синергетический эффект «погружения» при такой организации обучения исчезает. Однако в этом случае есть свои дополнительные, компенсирующие данный недостаток, преимущества:

1) студенты в целом более гибки и восприимчивы к новому учебному материалу и методам обучения, чем опытные учителя школ;

2) студенты в целом более подготовлены в отношении компьютерных технологий, чаще располагают возможностью пользоваться компьютерами, Интернетом дома или в других местах;

3) курс «Обучение для будущего» может быть поддержан другими курсами для студентов, в частности, курсами информационных технологий и предметных методик.

Можно рекомендовать на занятиях по информатике и информационным технологиям (обычно, они предшествуют в учебных планах педагогического вуза курсу технических средств обучения) рассмотреть все вопросы, связанные с использованием программных средств, Интернет-технологиям в объеме, необходимом для курса «Обучение для будущего». Крайне полезно такое обучение провести на основе проектного метода обучения, чтобы он был более знаком студентам, а его основные черты и преимущества были ими осознаны. При этом сами проекты должен разрабатывать и предлагать преподаватель курса. Такая преемственность курса «Обучение для будущего»

курсы информационной подготовки -> курс «Обучение для будущего» -> курсы предметных методик

обеспечивает прочное закрепление компетенций приобретенных в курсе, а также является пропедевтикой дальнейшего обучения предметным методикам обучения.

Определенный синергетический эффект оказывает преподавание всех модулей курса одним преподавателем. В условиях повышения квалификации учителей обучение по каждому модулю (или 2-м модулям), как правило, ведет отдельный преподаватель. Такая частая смена инструкторов может вести к затруднениям в восприятии материала курса слушателями, потерям времени, необходимого на адаптацию слушателей к особенностям дикции и поведения каждого преподавателя, и может примести в целом к нарушению преемственности модулей курса. Преподавание всех модулей одним преподавателем, безусловно, предъявляет повышенные требования к такому преподавателю, усложняет его задачу, но и позволяет экономить учебное время за счет исключения адаптации и улучшения преемственности модулей курса.

Имеют место пропуски занятий студентами. Если учитель, проходя курс повышения квалификации, редко пропускает занятия из-за каких-то личных обстоятельств, то при обучении в вузе в каждой группе находятся студенты, пропустившие по нескольку занятий. Однако, это не мешает им успешно завершить курс и защитить проект, используя возможности самоподготовки, время самостоятельной работы за компьютерами, в Интернете и т.д. При обучении в вузе зачет по результатам обучения играет роль мощного стимула (буквальный перевод с древнегреческого - палка, которой погоняли скот), который заставляет студентов в той или иной форме наверстывать пропущенные занятия и отчитываться за пройденный курс.

       Вышеприведенный материал можно рассматривать как соображения для пояснительной записки рабочей программы курса. Рассмотрим подробнее тематику занятий (лекционных, лабораторно-практических, самостоятельных.

       Отметим, что распределение материала и времени в учебнике «Обучение для будущего» между модулями, занятиями и их частями способно вызвать массу вопросов. Не пытаясь на них ответить, предлагаем следующую рабочую программу курса для преподавания в условиях семестрового расписания.

 

Темы лекций курса «Обучение для будущего»

 

Тема Материал в учебнике
1. Программа Intel «Образование для будущего». Характеристика, цели и содержание курса. Что требуется делать в ходе обучения? Сущность проектного метода. Особенности организации обучения по курсу: организация проведения проекта в школе, обсуждения в парах, дискуссии, самостоятельная работа, планирование проекта от лица преподавателя, создание примеров материалов от лица школьников, подготовка проекта к защите. Телекоммуникационные проекты, особенности, обзор типов проектов. Конкурсы и гранты по учебным проектам. Модуль 1, стр. 2-9.     Модуль 9, стр. 322 – 326, Занятие 2, стр. 329 – 332.
2. Требования к содержанию и организации учебного проекта. Поэтапная разработка проекта: формулировка темы и тем исследования учащихся, основополагающего вопроса и проблемных вопросов темы. Модуль 1, занятие 1, часть 2, стр. 12-16, Часть 3, стр.17-21, Занятие 2, часть 1, стр.21-22, часть 2, стр 23-26.
3. Виды самостоятельной деятельности учащихся в проекте. Планирование и организация деятельности учащихся. Распределение ролей.   Виды IT технологий, изучаемые и применяемые в курсе «Обучение для будущего». Структура и назначение папок для хранения материалов проекта. Типы файлов. Лист учета материалов к проекту.   Модуль 2, стр.47-50     Модуль 1, занятие 3, часть 1, стр.36-38, часть 2, стр.39,  
4. Элементы авторского права, библиографические правила цитирования источников. Приемы поиска информации в Интернете. Использование электронных энциклопедий для поиска учебной информации.   Модуль 2, стр. 51-54, занятие 1 стр. 55-59, занятие 2. стр.60-69, Занятие 4, стр. 72 - 74  
5. Понятия мультимедиа, презентации. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. Планирование сценариев презентаций. Возможности MS Power Point. Иллюстрирование презентаций, эффекты анимации, использование звуковых и видео-файлов. Требования к презентациям и оценивание презентаций по критериям. Модуль 3, занятия 1, 2, Стр.75 - 124.
6. Понятие публикации, их разновидности. Использование публикаций в учебном процессе. Возможности издательской системы MS Publisher. Приемы планирования, создания и оформления публикаций. Требования к публикациям и оценивание публикаций по критериям. Модуль 4, Занятия 1, 2. Стр. 125 – 167.
7. Понятие электронной таблицы. Использование электронных таблиц для создания дидактических материалов и в проектной работе. Возможности MS Excel. Разновидности дидактических материалов, активизация самостоятельной работы учащихся с помощью дидактических материалов. Возможности MS Word и MS Publisher для создания дидактических материалов. Модуль 5, занятие 1, стр. 171 – 196. Модуль 6, Занятие 1, стр. 199 – 230.
8. Использование Интернет в учебном процессе и проектной работе. Описание и отражение проектов в Интернет. Телекоммуникационные проекты. Электронная почта в учебных проектах. Приемы работы с электронными письмами в NS Outlook Express. Сетевой этикет.   Модуль 7, Занятие 1, стр. 233 – 256, Занятие 2, стр. 257 – 265.  
9. Функциональные особенности учебных веб-сайтов. Структура и содержание проектных веб-сайтов. Планирование и создание веб-сайта проекта средствами MS Publisher.     Анализ и оценка веб-сайтов проектов по критериям. Рекомендации по безопасному использованию Интернет. Модуль 7, занятие 3, стр. 266 – 270. Модуль 8, Занятие 1 , Стр. 271 – 311. Занятие 2, стр. 312 – 315.

       При крайней необходимости (уменьшение числа лекций из-за праздников и т.п.) может быть опущена лекция 7.

       План лекций составлен исходя из того, что во время лекции не обязательно выполняется демонстрация материалов с использованием мультимедийного проектора. Проекция может заметно облегчить чтение лекций, однако, в данном случае, не является обязательной. Однако при проведении лабораторно-практических занятий использование презентаций является обязательным. Оно может вестись как с использование проектора («презентация для всех»), просматриваться синхронно на персональных компьютерах с использованием, например, режима захвата рабочего стола в MS NetMeeting в классе персональных компьютеров с локальной сетью, так и в индивидуальном темпе независимо на каждом компьютере класса.

В таблице ниже приведено рекомендуемое нами тематическое планирование лабораторно-практических и самостоятельных занятий студентов по курсу «Обучение для будущего», разработанное по опыту преподавания курса студентам Воронежского педагогического университета.

 

Содержание лабораторно-практического занятия Материал в учебнике Содержание самостоятельной работы.
1. Просмотр и обсуждение презентации программы Intel «Обучение для будущего». Разъяснение ожидаемых результатов обучения. Просмотр и обсуждение презентации о новых педагогических технологиях. Просмотр и обсуждение примеров проектов. Модуль 1, Части 1, 2, Стр. 6 – 10.     Занятие 1, часть 1, стр.11 -12. Повторный просмотр презентаций. Анализ соответствия ключевых компетентностей педагогическим технологиям, модуль 1 часть 2, стр. 10.
2. Формулирование и обсуждение тем проектов, основополагающих и тематических вопросов. Заполнение визитной карточки проекта в учебнике. Модуль 1, занятие 1, часть 2, стр. 12 – 16. Занятие 2 части 1, 2, 3, стр. 21 – 33.   Завершение заполнения визитной карточки проекта в учебнике, стр. 21 – 33.  
3. Создание папок для хранения материалов проекта на компьютере. Заполнение электронной визитной карточки проекта. Модуль 1, занятие 3, части 1, стр. 34 – 38. Знакомство с листом учета материалов к проекту, составление списка информационных материалов к проекту. Модуль 1, занятие 3, части 2, 3, стр. 39 – 41.
4. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся. Создание листа планирования самостоятельной деятельности. Ответы на вопросы теста по авторскому праву Обсуждение и планирование мер по защите авторских прав. Модуль 1, Части 1, 2, стр. 47 – 50. Часть 3, стр. 53. Часть 4, стр. 53 – 54. Ознакомление с принципами авторского права и презентацией Модуль 1, часть 2, стр 53.
5. Создание списка ресурсов, полезных в работе над проектом.   Знакомство с существующими в Интернете поисковыми машинами, поиск материалов в Интернете. Модуль 2, занятие 1, часть 2, стр. 56 – 59. Занятие 2, части 1, 2, стр.60 – 64. Поиск полезной информации в Интернете, ее аннотирование, модуль 2, занятие 3, части 1, 2, 3, стр. 65 – 71.
6. Использование мультимедийных энциклопедий в проектной деятельности. Установка энциклопедий, поиск в них материалов. Обсуждение качества отобранных и аннотированных материалов. Модуль 2, занятие 4, части 1,2,3, стр. 72 – 74. Модуль 3, стр. 79. Продолжение поиска материалов в мультимедийных энциклопедиях, модуль 2, занятие 4, часть 3, стр. 73 -74.
7. Дискуссия: использование мультимедийных презентаций в учебном процессе, вариантов использования MS PowerPoint. Ознакомление с примерами мультимедийных презентаций и создание презентации от лица учащихся. Модуль 3, стр. 80 – 81.   Занятие 1, части 1,2, 3, стр. 82 – 116. Завершение создания мультимедийной презентации, модуль 3, занятие 1, части 1,2, 3, стр. 82 – 116.
8. Обзор и обсуждение критериев оценивания мультимедийных презентаций. Разработка критериев оценки презентаций, создание таблицы оценки. Обсуждение и анализ созданной презентации по критериям оценки. Модуль 3, занятие 2, части 1 – 4, стр. 117 – 123. Модуль 4, стр. 129. Корректировка описания проекта, модуль 3, занятие 4, стр. 124.
9. Обсуждение идей и возможностей MS Publisher для использования в учебном процессе. Просмотр примеров, планирование и создание публикации от лица учащегося. Модуль 4, стр. 130 – 132, Занятие 1, части 1, 2, стр. 133 – 165. Завершение создания публикации от лица учащегося, Модуль 4, занятие 1, часть 2, стр. 134 – 165.
10. Знакомство с примерами критериев оценивания, обсуждение и разработка критериев оценивания публикаций.   Оценивание публикаций с точки зрения разработанных критериев. Групповое обсуждение публикаций учащихся. Модуль 4, занятие 2, части 1, 2, 3, стр. 166 – 169. Модуль 5, стр.175. Корректировка описания проекта, модуль 4, занятие 3, стр. 170.
11. Обсуждение идей по использованию электронных таблиц MS Excel и их возможностей для создания дидактических материалов. Знакомство с примерами дидактических материалов в виде электронных таблиц и их создание для проектной деятельности. Модуль 5, стр. 176 – 177, Занятие 1, части 1 - 3 , стр. 178 – 196. Модуль 6, стр. 203. Завершение создания дидактических материалов в виде электронных таблиц для проектной деятельности, модуль 5, занятие 1, часть 2, стр. 179 – 195. Корректировка описания проекта, занятие 2, стр. 197.
12. Обсуждение идей использования MS Word и MS Publisher для создания дидактических материалов и способов их использования в проектной работе. Знакомство с примерами материалов и создание дидактических материалов в текстовом редакторе.  Модуль 6, стр. 204 – 206. Занятие 1, части 1-3, стр. 207 – 230. Завершение создания дидактических материалов в текстовом редакторе для самостоятельной работы учащихся, модуль 6, занятие 1, часть 2, стр. 207 – 227. Корректировка описания проекта, занятие 2, стр. 231.
13. Обсуждение полноты и качества созданных дидактических материалов для проекта. Обсуждение возможностей использования Интернет-технологий в проектной деятельности для общения учащихся. Знакомство с примерами веб-страниц проектов. Планирование и представление учебного проекта с помощью веб-страницы от лица школьника. Обсуждение функциональных особенностей веб-сайтов и содержание веб-сайтов проектов. Модуль 7, стр. 237 - 240. Занятие 1, части 1 – 3, стр. 241 – 256. Модуль 7, занятие 3, части 1 – 2, стр. 266 – 270. Модуль 8, стр. 275 – 276. Знакомство с веб-страницами учебного характера. Завершение создания веб-страницы проекта от лица школьника, модуль 7, занятие 1, часть 2, стр. 248 – 256.  
14. Обсуждение возможностей использования электронной почты в разрабатываемых проектах. Работа с электронными письмами в MS Outlook Express. Сетевой этикет (игра: какие правила сетевого этикета нарушены?). Модуль 7, занятие 2, части 1 - 4, стр. 257 – 265. Практика переписки по электронной почте, модуль 7, занятие 2, части 2-4, стр. 261 - 265
15. Дискуссия на тему опасности и принципы безопасной работы в Интернете. Знакомство с примерами проектных веб-сайтов и создание веб-сайта проекта от лица преподавателя. Модуль 8, стр. 277, Занятие 1, части 1 – 3, стр. 280 – 311. Завершение создания веб-сайта проекта от лица преподавателя, модуль 8, занятие 1, часть 3, стр. 285 – 311.  
16. Анализ разработанных веб-сайтов в соответствии с имеющимися критериями оценивания. Обсуждение созданных веб-сайтов. Дискуссия об организации проведения учебного проекта в школе. Модуль 8, занятие 2, части 1, 2, стр. 315. Модуль 9, стр. 321, части 1, 2, стр. 322 – 326. Корректировка описания проекта, модуль 8, занятие 3, стр. 316.
17. Корректировка материалов проекта и подготовка их к защите. Поиск дополнительных ресурсов и грантовой (призовой) поддержки проекта. Модуль 9, занятие 1, части 1- 3, стр. 327 – 328, занятие 2, части 1,2, стр. 329 – 332, занятие 3, стр. 333. Корректировка материалов проекта и подготовка их к защите. Поиск дополнительных ресурсов и грантовой (призовой) поддержки проекта. Модуль 9, занятие 1, части 1- 3, стр. 327 – 328, занятие 2, части 1,2, стр. 329 – 332, занятие 3, стр. 333
18. Защита проекта, анализ и обсуждение хода защиты, оценка проекта, внесение корректив в описание проекта, сохранение материалов, очистка рабочих папок, итоговое анкетирование. Модуль 10, стр. 339 – 341. Занятие 1, часть 1, стр. 342, занятие 2, стр. 343 – 344, занятие 3, части 1, 2, стр. 245-246, Занятие 4, части 1,2, стр 347.    

 

При недостатке учебного времени могут быть опущены и вынесены на самостоятельную работу занятия 3, 5, 9, 15.

 

Рекомендации по проведению занятий на основе учебника Intel «Обучение для будущего».

 

       Проведение обучения студентов курсу «Обучение для будущего обладает рядом специфических особенностей.

Во-первых, отметим, что студенты не имеют достаточного методического опыта – их проекты не будут такими интересными, как у учителей. Но пугать это не должно. Главное здесь – формирование мышления студентов – будущих педагогов, формирование у них «восприимчивости» к педагогическим инновациям, применению проектного метода обучения и современных технических средств. Дальнейшее изучение предметных методик пойдет на основе полученной в курсе «Обучение для будущего» подготовки. Для «закрепления» можно рекомендовать возвращение к курсу на разных ступенях обучения в педагогическом вузе, реализацию разработанного проекта в ходе педагогической практики.

       Во-вторых, студенты в группах очень хорошо, неформально знакомы друг с другом. Это делает, с одной стороны, ненужным элемент знакомства на занятиях, а с другой, затрудняет организацию плодотворных обсуждений и дискуссий, а также оценку по критериям проектных материалов. В процессе занятий студенты, как правило, обращают свои высказывания к преподавателю, стремятся максимально сгладить оценки работ друг друга. Особой методической задачей инструктора, в этом случае, является постановка дискуссий, критического обсуждения и оценивания работ студентами.

       Важным моментом обучения является стимулирование преподавателем эффективного использования времени самостоятельных занятий. Он сам несколько раз в семестр должен проконтролировать самостоятельные занятия студентов, на каждом занятии по расписанию должен проводиться контроль и анализ сделанного во время самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов должна вестись в аудиториях в присутствии лаборанта, который мог бы оказать техническую помощь по работе с компьютером и программными средствами.

       В дальнейшем преподаватель, ведущий лабораторно-практические занятия со студентами, будет назваться тьютором как дань американским традициям в образовании.

       Рассмотрим рекомендации по проведению лабораторно-практических занятий по курсу, так как именно они вызывают затруднения у молодых тьюторов-ассистентов. Отметим, что это один из многих возможных вариантов действий тьютора и используемых методических приемов, рассчитанный на то, чтобы помочь начинающему тьютору справиться с затруднениями. Много лучше будет не использовать эти рекомендации, а разработать свою собственную схему реализации модулей учебника в процессе обучения по курсу.

 

Содержание лабораторно-практического занятия Методические приемы, действия тьютора
1. Просмотр и обсуждение презентации программы Intel «Обучение для будущего». Разъяснение ожидаемых результатов обучения. Просмотр и обсуждение презентации о новых педагогических технологиях. Просмотр и обсуждение примеров проектов. Тьютор представляется студентам, знакомится с ними по списку, раздает учебники и проводит входное тестирование. Затем тьютор знакомит студентов с курсом «Обучение для будущего». Для этого он демонстрирует (с использованием проектора, большого монитора или синхронного просмотра на ученических мониторах) презентацию курса, имеющуюся на компакт диске, прилагаемом к учебнику, в разделе Модуль 1: Введение. После просмотра презентации тьютор разъясняет цели обучения (стр. 6-9 учебника). Затем проводится просмотр и обсуждение презентации о новых педагогических технологиях (размещенной в разделе Модуль 1:Дискуссия) и примеров проектов (размещенных в разделе Модуль 1:Занятие 1). Для активизации обсуждения тьютор задает вопросы типа «Что вы уже знали, а что узнали нового из презентации?», «Сталкивались ли вы примерами реализации новых педагогических технологий в обучении?», «Поможет ли применение описанных подходов и методов в школе?» и т.д. Если аудитории студентов неактивна следует вызывать студентов высказываться по кругу, как они сидят за компьютерами. Также необходимо поставить перед студентами вопрос о том, какой проект они хотели бы разработать сами в ходе обучения. Студенты высказывают и записывают свои идеи о темах проектов.
2. Формулирование и обсуждение тем проектов, основополагающих и тематических вопросов. Заполнение визитной карточки проекта в учебнике. Тьютор излагает требования к темам проектов, основополагающим и тематическим вопросам, технологии планирования проектов (стр. 12 – 15, 21 - 26 Учебника) предлагает студентам сформулировать или выбрать тему проекта, который предстоит разработать в ходе курса, организует обсуждение тем проектов, основополагающих и тематических вопросов. Для этого он приглашает высказываться студентов по кругу, высказывать мнения о предложенных темах проектов, основополагающих и тематических вопросах. Затем побуждает студентов начать заполнять визитную карточку проекта в учебнике ( стр. 27 – 33).
3. Создание папок для хранения материалов проекта на компьютере. Заполнение электронной визитной карточки проекта. Тьютор рассказывает студентам об организации папок для хранения материалов на компьютерах (стр. 36-37 Учебника), затем студенты создают свои структуры папок для проектов, заполняют и сохраняют на компьютерах визитные карточки проектов. При этом студенты пользуются шаблоном визитной карточки из раздела Модуль 1: Шаблоны и бланки электронного приложения к учебнику. Для перехода от заполнения текстовых полей формы визитки к установке отметок в «чекбокс» и обратно необходимо использовать опцию меню Word Сервис-> Установить защиту -> Ввод данных в поля форм или наоборот Сервис -> Снять защиту.   Тьютор дает задание для самостоятельной работы по ознакомлению с листом учета материалов к проекту, поиску материалов и составлению их списка.
4. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся. Создание листа планирования самостоятельной деятельности. Ответы на вопросы теста по авторскому праву Обсуждение и планирование мер по защите авторских прав. Тьютор рассказывает о значении и видах самостоятельной деятельности учащихся в ходе обучения, а затем организует обсуждение (с внесением записей в учебник) идей по использованию самостоятельной деятельности учащихся в задуманных проектах. Заполняется лист планирования самостоятельной деятельности учащихся (стр. 50 Учебника). Затем тьютор излагает принципы защиты авторского права (стр. 51-52 Учебника), предлагает студентам пройти тест по авторскому праву. После прохождения теста проводится обсуждение мер по защите авторских прав. Для активизации дискуссии тьютор ставит вопросы типа: «Зачем необходимо соблюдать авторское право?», «С какими примерами нарушения авторских прав вы сталкивались?», «Как нужно было поступать в этих случаях с точки зрения соблюдения авторских прав?» и др.  
5. Создание списка ресурсов, полезных в работе над проектом.   Знакомство с существующими в Интернете поисковыми машинами, поиск материалов в Интернете. Тьютор побуждает студентов к созданию списка ресурсов, полезных в работе над проектом, знакомит с существующими в Интернете поисковыми машинами и приемами поиска информации, оказывает индивидуальную помощь студентам и дает советы по поиску тематической информации в Интернете (стр. 60 - 64 Учебника). Студенты под руководством тьютора выполняют поиск и отбор материалов для проектов. Тьютор дает здание на самостоятельную работу по поиску в Интернете и аннотированию полезных ссылок, накоплению в папках проекта файлов из Интернета. Тьютор обращает внимание на сайт поддержки программы http://www.iteach.ru. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют поиск и накопление материалов для проекта.
6. Использование мультимедийных энциклопедий в проектной деятельности. Установка энциклопедий, поиск в них материалов. Обсуждение качества отобранных и аннотированных материалов. Тьютор демонстрирует студентам приемы установки на компьютер мультимедийной энциклопедии, поиска в ней информации, полезной для проектов Студенты выполняют поиск и сохранение материалов в папках проекта. В конце занятия тьютор организует сообщения студентов о найденных и аннотированных ими материалах, обсуждение качества найденных материалов.
7. Дискуссия: использование мультимедийных презентаций в учебном процессе, вариантов использования MS PowerPoint. Ознакомление с примерами мультимедийных презентаций и создание презентации от лица учащихся. Тьютор организует обсуждение возможностей и вариантов использования мультимедийных презентаций в учебном процессе (стр.80-81 в Учебнике). Если обсуждение идет недостаточно активно, он побуждает студентов высказываться по кругу, стимулирует дискуссию вопросами типа «Чем может помочь преподавателю мультимедийная презентация на занятиях?», «Чем полезна презентация, которую проводит преподаватель, школьнику/студенту?», «Только ли во время изложения учебного материала можно использовать презентацию?» и др. Можно провести игру – «Придумай вариант использования презентации в обучении», проигравшим считается тот, до кого дошла очередь высказываться, но кто не смог придумать свой вариант.   Свернув дискуссию, тьютор демонстрирует презентации, размещенные на компакт-диске к учебнику в разделе Модуль 3: Занятие 1, побуждает студентов провести планирование содержания презентации от лица учащегося по задуманному проекту (стр. 84- 88 Учебника), с заполнением бланка планирования и сценария презентации в учебнике и на компакт-диске в разделе Модуль 3: Шаблоны и бланки. Затем студенты переходят к созданию презентации в программе PowerPoint (стр. 89 -116 Учебника). В качестве задания на самостоятельную работу студентам предлагается завершить создание презентации.  
8. Обзор и обсуждение критериев оценивания мультимедийных презентаций. Разработка критериев оценки презентаций, создание таблицы оценки. Обсуждение и анализ созданной презентации по критериям оценки. Тьютор кратко излагает требования к мультимедийным презентациям (стр. 117 – 120 учебника), демонстрирует Критерии оценивания (и организует их обсуждение) из раздела компакт-диска Модуль 3: Занятие 2: Шаблоны и бланки. Затем студенты создают с помощью текстового редактора Word таблицы оценки собственных презентаций (стр. 120 – 123 Учебника). Тьютор побуждает студентов продемонстрировать созданные ими от лица учащихся презентации и обсудить их соответствие только что разработанным Критериям оценивания. В качестве задания для самостоятельной работы предлагается выполнить корректировку описания проекта (Стр. 124 Учебника).
9. Обсуждение идей и возможностей MS Publisher для использования в учебном процессе. Просмотр примеров, планирование и создание публикации от лица учащегося. Аналогично тому, как это было с презентациями, тьютор организует обсуждение вариантов использования публикаций и возможностей программы Publisher в учебном процессе и внеурочной деятельности. Идеи использования публикаций заносятся в учебник на стр. 132. Тьютор демонстрирует примеры информационных бюллетеней и буклетов из раздела Модуль 4: Занятие 1: Примеры публикаций учащихся компакт-диска и побуждает студентов перейти к заполнению листа планирования публикации (стр. 138 – 141 Учебника и электронного шаблона из раздела Модуль 4: Шаблоны и бланки компакт-диска. Затем студенты переходят к созданию собственной публикации пользуясь стр. 141 – 165 Учебника. Задание на самостоятельную работу – завершение создания публикации.
10. Знакомство с примерами критериев оценивания, обсуждение и разработка критериев оценивания публикаций.   Оценивание публикаций с точки зрения разработанных критериев. Групповое обсуждение публикаций учащихся. Тьютор кратко излагает требования к публикациям (стр. 166 – 167 учебника), демонстрирует Критерии оценивания (и организует их обсуждение) из раздела компакт-диска Модуль 4: Занятие 2. Затем студенты создают с помощью текстового редактора Word таблицы оценки собственных публикаций. Тьютор побуждает студентов продемонстрировать созданные ими от лица учащихся публикации (при наличии технических возможностей печатает их на бумаге и раздает студентам) и обсудить их соответствие только что разработанным Критериям оценивания. В качестве задания для самостоятельной работы предлагается выполнить корректировку описания проекта (Стр. 170 Учебника).
11. Обсуждение идей по использованию электронных таблиц MS Excel и их возможностей для создания дидактических материалов. Знакомство с примерами дидактических материалов в виде электронных таблиц и их создание для проектной деятельности. Тьютор организует обсуждение вариантов использования электронных таблиц Excel в учебном процессе (стр. 176 – 177, 196 Учебника), демонстрирует примеры дидактических материалов из раздела Модуль 5: Занятие 1: Дидактические материалы компакт-диска. Затем студенты переходят к созданию дидактических материалов для разрабатываемых проектов (стр. 178 – 195 Учебника). В качестве задания для самостоятельной работы дается – завершение создание дидактических материалов, корректировка описания проекта (стр. 197 Учебника).
12. Обсуждение идей использования MS Word и MS Publisher для создания дидактических материалов и способов их использования в проектной работе. Знакомство с примерами материалов и создание дидактических материалов в текстовом редакторе.  Тьютор излагает и обсуждает со студентами возможности использования в учебном процессе дидактических материалов, созданных с помощью Word и Publisher (стр. 203 – 206, 228 - 230 Учебника), демонстрирует примеры материалов, содержащиеся в разделе Модуль 6: Занятие 1: Дидактические_материалы в электронном приложении. Затем студенты приступают к созданию дидактических материалов для самостоятельной работы учащихся на основе стр. 207 – 227 Учебника. Во время самостоятельной работы они завершают создание материалов, корректируют описание проекта (стр. 231 Учебника).
13. Обсуждение полноты и качества созданных дидактических материалов для проекта. Обсуждение возможностей использования Интернет-технологий в проектной деятельности для общения учащихся. Знакомство с примерами веб-страниц проектов. Планирование и представление учебного проекта с помощью веб-страницы от лица школьника. Обсуждение функциональных особенностей веб-сайтов и содержание веб-сайтов проектов. Тьютор побуждает студентов продемонстрировать созданные ими дидактические материалы (при возможности они печатаются и раздаются), организует обсуждение их качества и полноты. Студентам нужно продумать и записать (в Учебнике, стр. 237) идеи по доработке дидактических материалов. Затем тьютор демонстрирует ряд веб-сайтов (стр. 238 – 239 Учебника) методического характера и стимулирует обсуждение возможностей веб-сайтов для поддержки самостоятельной и проектной деятельности учащихся. Тьютор демонстрирует студентам примеры презентаций проектов из раздела Модуль 7: Занятие 1, организует обсуждение представлений и веб-сайтов проектов по вопросам на стр. 241 – 243 Учебника, а также заполнение листа планирования представления проекта, описания структуры проекта (стр. 244 – 248, 251 Учебника, шаблоны в разделе Модуль 7: Шаблоны и бланки компакт-диска). Затем студенты переходят к созданию представления проекта с методическими рекомендациями, а также примерной веб-страницы проекта от лица школьника (стр. 252 – 256). В качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить поиск и познакомиться с веб-страницами учебного характера, а также завершить создание веб-страниц по разрабатываемому проекту.
14. Обсуждение возможностей использования электронной почты в разрабатываемых проектах. Работа с электронными письмами в MS Outlook Express. Сетевой этикет (игра: какие правила сетевого этикета нарушены?). Тьютор организует обсуждение возможностей использования электронной почты и других Интернет-технологий (чатов, ICQ, видеоконференций) для организации общения между учащимися из разных мест, работающими над одним проектом. Тьютор демонстрирует приемы работы с почтовым клиентом MS Outlook Express (стр. 257 – 263 Учебника). Затем студенты подготавливают и пересылают электронные сообщения друг другу. В конце занятия Тьютор организует обсуждение-игру «Какие правила сетевого этикета нарушены», демонстрируя электронные письма, содержащие нарушение сетевого этикета. Во время самостоятельной работы студенты должны попрактиковаться в электронной переписке, в том числе подготовить и разослать письма для поиска партнеров участия в проекте (стр. 264 – 265 Учебника).
15. Дискуссия на тему опасности и принципы безопасной работы в Интернете. Знакомство с примерами проектных веб-сайтов и создание веб-сайта проекта от лица преподавателя. Тьютор излагает основные опасности при работе в Интернет и приемы их предотвращения, знакомит с сайтами, посвященными информационной безопасности (стр. 277 - 279 Учебника, см. Модуль 8: Дискуссия в группе: Веб-сайты). Проводится дискуссия между студентами о видах и причинах возникновения опасностей при работе в Интернет, а также способах противостояния им.   Тьютор демонстрирует примеры веб-сайтов проектов (Модуль 7: Веб-сайты, Модуль 7: Занятие 1: Веб-сайты электронного приложения, а также веб-сайты, рекомендованные на стр. 266 – 267 Учебника), организует обсуждение их функциональных особенностей, идей и структуры веб-сайтов по разрабатываемым студентами проектам (стр.267 – 270, 275 - 276 Учебника). Затем студенты приступают к созданию веб-сайтов проектов с помощью программ Word, Publisher, Pront Page от лица преподавателя на основе стр. 280 – 311 Учебника и шаблонов из раздела Модуль 8: Шаблоны и бланки. Задание для самостоятельной работы – завершение создания веб-сайта от лица преподавателя.
16. Анализ разработанных веб-сайтов в соответствии с имеющимися критериями оценивания. Обсуждение созданных веб-сайтов. Дискуссия об организации проведения учебного проекта в школе. Тьютор организует обсуждение существующих и выработку собственных критериев оценки проектных веб-сайтов (стр. 312 – 315 Учебника, Критерии оценивания в разделе компакт-диска Модуль 8: Шаблоны и бланки). Затем организуется просмотр и коллективное обсуждение и оценивание веб-сайтов проектов, созданных студентами( стр. 321 Учебника). В заключение занятия – дискуссия об организации проведения учебного проекта в школе (стр. 322 – 326). Тьютор стимулирует обсуждение студентами приемов организации работы учащихся при реализации проекта. Студенты составляют план проведения проекта.   Задание для самостоятельной работы – корректировка описания и материалов проекта (стр. 316 учебника).
17. Корректировка материалов проекта и подготовка их к защите. Поиск дополнительных ресурсов и грантовой (призовой) поддержки проекта. Тьютор коротко излагает рекомендации по поиску дополнительных ресурсов и грантовой (призовой) поддержки проекта (стр. 329 – 332 Учебника, Модуль 9: Веб-сайты электронного приложения). Затем студенты, консультируясь с тьютором, корректируют материалы проекта и готовят их к защите, готовят защитное слово (стр.333, 339 Учебника).
18. Защита проекта, анализ и обсуждение хода защиты, оценка проекта, внесение корректив в описание проекта, сохранение материалов, очистка рабочих папок, итоговое анкетирование. Тьютор организует демонстрацию и «защиту» проектных материалов, разработанных в ходе всего курса, их обсуждение и оценку. Можно рекомендовать назначать 2 «оппонентов» из числа студентов или приглашенных на защиту лиц для оценки и обсуждения проектных материалов (стр. 343 – 344). В заключение проводится заполнение форм оценки обучения по программе «Обучение для будущего», анкета выходного контроля. Тьютор побуждает студентов высказаться на форуме программы в Интернете по адресу http://www.iteach.ru.   Студенты выполняют резервное сохранение разработанных материалов, удаляют папки. Проводится вручение свидетельств.  

 

 

       Важным элементом учебного процесса являются презентации, которые может использовать преподаватель. На компакт-диске, являющемся приложением к учебнику, имеется целый набор презентаций, облегчающий преподавателю подготовку к занятиям. Однако мы можем рекомендовать преподавателям подготовить свои собственные презентации по каждому модулю, учитывающие особенности рабочей программы и тематического наполнения каждого занятия.

Презентация по каждому занятию может включать следующие разделы:

•Цели занятия

•Содержание работы

•Трудности

•Находки

•Предложения

Приведем пример презентации, составленной по данному плану и посвященной 1-му модулю курса.

Цели модуля

После изучения модуля обучаемые смогут:

•Назвать особенности проектной технологии обучения (проектного метода);

•Выбрать тему для своего проекта;

•Сформулировать проблему и подобрать задания для работы учащихся.

Содержание работы:

Представление программы «Обучение для будущего»;

Знакомство;

Представление проектного метода;

Знакомство с разработанными УМП;

Выбор темы учебного проекта;

Начало работы с визитной карточкой проекта

Трудности:

•Обоснование целесообразности использования проектного метода;

•Формулировка основополагающего вопроса;

•Разработка заданий для учащихся.

Находки:

•Ожидания и вопросы преподавателям программы (рефлексия);

•Черные и белые оппоненты при обсуждении тем и основополагающих вопросов;

•Представление преподавателя и участников группы «Расскажи мне о себе» (не только профессия, но и хобби)

Предложения:

•Жаль, что из новой версии учебника ушли домашние задания. В модуле 1 была хорошая сравнительная таблица (разные способы представления информации на компьютере);

•Первый опыт работы по новому модулю показывает, что участникам программы немного трудно заполнять визитку проекта (много близких по содержанию пунктов), может быть, несколько упростить;

•Использовать готовую систему папок (иначе требуется много времени на их создание).

 

 

Исследовательские проекты

 

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

 

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

 

Игровые проекты.

 

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

 

Информационные проекты.

 

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта -> предмет информационного поиска -> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов -> аналитическая работа над собранными фактами -> выводы -> корректировка первоначального направления (если требуется) -> дальнейший поиск информации по уточненным направлениям -> анализ новых фактов -> обобщение -> выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта -> заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка); -> результат (статья, реферат, доклад, видеофильм и пр.).

 

Свободная переписка.

Возможно, это наиболее часто используемая структура телекоммуникационной деятельности, аналогичная переписке по обычной почте. Поскольку переписка между учащимися требует большего внимания, чем многие преподаватели могут ей уделить, можно развернуть свободный обмен электронной почтой между группами. Свободная переписка является прекрасным источником при изучении иностранных языков, культурных традиций различных народов и т.д.

Вот пример вводного сообщения от группы французских учащихся, желающих узнать о том как в других странах изучаются компьютерные технологии :

" Здравствуйте ! Мы - группа 13-16-тилетних учащихся технологической школы им. Ромена Роллана в пригороде Парижа. На занятиях по технологиям ученики должны разработать проект, связанный с технологиями и компьютерами. Мы хотим переписываться с вами, чтобы узнать о вас больше:

- Что представляет собой ваш класс ?

- Где находится ваша школа ?

- Изучаете ли вы технологии ?

- Что вам больше всего нравится делать ?

Мы хотели бы также переписываться о различных компьютерных играх. "

 

Глобальный класс.

При этой разновидности структуры переписки два или более класса (находящиеся где угодно) могут совместно изучать одну и ту же тему, обсуждая то, что они сейчас изучают по заранее определенному графику.

Вот пример "электронного расписания" месячных проектов по ознакомлению с опасностью СПИДа:

1-15 февраля. Регистрация.

1-5 марта. Что представляет собой вирус СПИДа?

8-12 марта. СПИД и образование.

15-19 марта. Выявление СПИДа.

22-26 марта Обмен мнениями о СПИДе.

Предложения для обсуждения и отработки на весь срок проекта включаются в план. Хорошо бы вывесить на стенд сообщения от учащихся, преподавателей и ученых на тему проекта. Побуждайте своих учащихся готовить сообщения на эту тему или на любую другую, которую они хотели бы обсудить с вами. Эти сообщения должны быть красиво оформлены на специальном стенде, чтобы их могли видеть другие учащиеся, родители, администрация, посетители. Учащиеся и учителя участвуют в обсуждении темычерез электронную почту.

 

3) Электронные "встречи".

Электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений могут также дополняться синхронным общением в реальном времени. При этом общение между учащимися и их "гостем" происходит путем поочередной печати на клавиатуре с использованием возможности "переговоров", допускаемой многими системами электронной почты.

 

Электронное обучение.

Специалисты различных профилей из ВУЗов, частных и государственных учреждений, предприятий или школ, связанные через интернет, могут явиться электронными преподавателями для учащихся, желающих познакомиться со специальными темами в интерактивном режиме. Так, например, в учебных целях может быть организовано общение учащихся с руководителями, политиками, писателями и другими экспертами в определенной сфере деятельности. Другая разновидность такого рода проекта - когда в качестве "электронных педагогов" выступают студенты старших курсов некоторых ВУЗов по отношению к школьникам в других городах и даже странах. Получила известность поисковая служба под названием “Электронные Эмиссары”, спонсируемая Техасским центром образовательных технологий и Техасским университетом в Остине. Она помогает желающим найти и установить контакты с экспертами в различных областях знаний во всех странах мира. С ее помощью преподаватели и их классы находят друг друга, разрабатывают структуру учебного проекта и обучаются посредством электронной почты.

 

Ролевые игры.

В проектах, основанных на ролевых играх, участники общаются друг с другом, играя определенную роль. К примеру, профессор истории университета Вирджинии Дженнингс Ваггонер становится Томасом Джефферсоном для нескольких классов средних школ, изучающих историю. В проекте, спонсируемом госдепартаментом образования штата Небраска и университетом Небраски в Омахе, студенты старших курсов по электронной почте играют роли главных персонажей книг, которые учащиеся средних школ Восточной Небраски изучают со своими учителями. Существует большое количество таких проектов исторической направленности.

 

Работа с информацией

 

Некоторые из наиболее успешных образовательных телекоммуникационных проектов построены на сборе, обработке, сопоставлении учащимися различного рода представляющей интерес информации.

 

Информационный обмен.

Имеется много примеров тематического обмена информацией, которые могут рассматриваться как телекоммуникационые проекты.

Учащиеся всего мира и их учителя собирают:

- народные игры;

- жаргонные слова;

- шутки;

- пословицы;

- народные сказки;

- местную сельскохозяйственную информацию;

- информацию о здоровье;

- описания местных и национальных праздников;

- афоризмы;

- туристическую информацию о городах.

В проектах этого типа может участвовать много классов и управление ими не становится чрезмерно сложной задачей для учителей. Это весьма плодотворное приложение телекоммуникационных средств, поскольку дети оказываются одновременно создателями и потребителями информации, которой они обмениваются. Проекты такого типа обычно начинаются с приглашения к участию, которое рассылается учителем одного из классов.

 

Электронные публикации.

Другой вид сбора и обмена информацией связан с электронной подготовкой и публикацией общего труда, такого как газета, альманах или литературный журнал. Имеется много примеров таких проектов. Так, известен проект совместного написания "Всемирной поэмы мира", которая несколько раз обходит весь земной шар от класса к классу, которые добавляют к ней по куплету, прочитав ранее добавленное другими классами к этой электронной поэме.

 

Создание базы данных.

Некоторые проекты обмена информацией используют не только сбор информации, но и ее организацию в виде базы данных, которую участники проекта и другие учащиеся могут использовать для обучения. Примером такого проекта является проект "Времена года", имеющего целью привести учащихся к пониманию причин смены времен года и их особенностей в различных климатических зонах. В ходе проекта учащиеся собирают данные и создают базу данных, содержащую информацию о погоде. Отметим, что удачные проекты этого типа хорошо структурированны; они имеют определенное расписание, ясно сформулированные условия участия, побуждают учителей (часто путем заполнения регистрационных форм) следовать определенным руководствам.

 

Совместное решение задач

 

Совместное решение задач может оказаться новым, очень перспективным наполнением образовательной телекоммуникационной среды. Проекты могут быть основаны как на соревновании, так и на сотрудничестве, но примеры существующих проектов показывают, что учителя и учащиеся предпочитают сотрудничество.

 

Поиск информации.

В on-line проектах этого типа учащиеся должны использовать различные источники информации (электронные или бумажные) для решения задач. Им дается также ключ к решению. Известна географическая игра, в которой каждой из 20 участвующих групп учащихся дается однотипный набор информации о месте размещения их школы ( широта, долгота, часовой пояс, численность населения, расстояние до столицы страны и т.д.). Координаторы игры перемешивают эти данные, а все учащиеся, используя справочную информацию (карты, атласы, географические справочники, и т. д,) находят города и ставят им в соответствие информацию. Побеждает тот класс, который установит наиболее точное соответствие.

 

Электронное сочинение.

Известны канадские проекты, в которых классы регулярно посылают сочинения в телеконференции. Другие учащиеся могут следить за работой такой электронной литературной секции. К проекту привлекаются профессиональные писатели, которые дают свои критические конструктивные заметки, делятся секретами мастерства, публикуют отрывки из своих произведений, над которыми они работают.

 

Моделирование.

On-line моделирование - это такие телекоммуникационные проекты, которые требуют, возможно, наибольшей координации и поддержки,. Однако эффективность обучения и увлеченность участников вполне оправдывают дополнительные затраты времени и усилий со стороны организаторов прокта. Среди успешных проектов on-line моделирования назовем следующий. Моделируется космическая программа “Шаттл”. Школы всего мира играют различные роли в моделируемом полете космического корабля “Шаттл”. Исследование включает маневр стыковки с другим “Шаттлом”, управление полетом с наземного пульта управления, приземление в различных местах, наблюдение обсерватории солнечных возмущений и т.д. Координация и коммуникации между пультом управления Шаттла и другими школами осуществляется через распределенную конференцию на индивидуальных интерактивных сетевых системах. Электронная почта пересылается очень быстро, ежечасно публикуются отчеты, даже возможны электронные переговоры в реальном масштабе времени между пультом управления, астронавтами и вспомогательными подразделениями. Известна прекрасная серия проектов моделирования международных событий и проблем, а также разрешении глобальных конфликтов. Упомянем проект IDEALS, основанный на моделировании учащихся деятельности и поведения высокопоставленных дипломатов, представляющих различные страны на международной конференции. Они должны, например, выработать текст договора об использовании океанских ресурсов или о будущем Антарктиды.

 

Социальные проекты.

У граждан мира, живущих в XXI веке, не должно вызывать удивления то, что Интернет служит средой для гуманитарных межкультурных телекоммуникационных проектов, ориентированных на деятельность, в которых участвуют будущие руководители планеты - наши дети. Так, проект Planet использует консорциум шести связанных с Интернет образовательных сетей, представители которых работают вместе над созданием проектов полезной, важной общественной деятельности, в которой дети впервые ощущают ответственность за решение глобальных проблем огромной важности.

В течение первых месяцев работы проекта Planet, его участники писали в ООН петиции протеста против событий в Югославии, методом мозгового штурма разрешали политическую ситуацию в Сомали, планировали и искали источники финансирования орошения засушливых местностей Никарагуа. Потенциал таких проектов для мультидисциплинарного, устремленного в будущее, построенного на истинном сотрудничестве обучения несомненен.

К сожалению, большинство учебных компьютерных проектов, функционирующих в Интернет и разработанных в США, в России неизвестно. Учебные телекоммуникационные проекты, появившиеся в Российских сетях, к сожалению остаются поверхностными и бессистемными и с трудом вписываются в предметную систему российского образования.

В ближайшие годы наилучшими перспективами обладают такие технологии обучения с использованием компьютерных телекоммуникаций, которые основаны на телекоммуникационной поддержке традиционных форм обучения и носят характер коллективно выполняемых под руководством педагога учебных проектов.

Такой характер имеют, в частности, получившие известность российские телекоммуникационные образовательные проекты, ориентированные на среднюю школу, таких как Дистанционные обучающие олимпиады (по географии – ДООГ и информатике -ДООИ), красноярский Интернет-фестиваль, телекоммуникационные олимпиады по 10 школьным предметам, разработанные и проводящиеся специалистами из Воронежского педагогического университета и др.

       Помимо овладения информационными технологиями телекоммуникационные учебные проекты стимулируют у учащихся формирование деловой культуры, пунктуальности, умения ценить, экономить и правильно распределять время. Телекоммуникационные проекты, требующие высокой организованности и соблюдения сроков этапов могут явиться важным методом формирования деловой культуры выпускников российских школ.

Важным условием проведения телекоммуникационного проекта является соблюдение ее локальными организаторами определенных принципов поведения, своеобразного морального кодекса, требующего:

- максимальной беспристрастности, объективности локального организатора проекта на всех этапах его проведения; попытки "помочь" своей команде, "подкорректировать" материалы проекта лишают его какого-либо смысла;

- оперативности реагирования по Интернет; обычные в "человеческих" системах задержки на 2-3 дня, а то и больше недопустимы при использовании Интернет, обеспечивающего доставку информации на противоположную сторону Земли за считанные минуты;

- демократичности локального организатора в его работе с участниками проекта; важно постоянно помнить, что его деятельность должна быть направлена на максимальное развитие активности, инициативы и самостоятельности участников проекта, их общей, деловой, речевой культуры, эстетических вкусов.

Отметим, что вопреки распространенному в России мифу, что школы США полностью обеспечены компьютерной техникой, это на самом деле не так. Однако более половины опрошенных преподавателей располагают лишь 2 - 5 компьютерами, что меньше, чем тот минимум в 6 - 8 компьютеров на класс, который признается в США необходимым для плодотворного и систематического применения учащимися технических средств.

Помимо трудностей с обеспечением учебного процесса техническими средствами американские педагоги сталкиваются и с консервативным отношением к педагогическим инновациям со стороны органов управления образованием – «округами». Так, в отчете об исследовании той же организации говорится о том, что определенные препятствия на уровне округа мешают полноценно реализовать программу Intel «Обучение для будущего» и оказать с ее помощью устойчивое влияние на то, как формируются программы профессиональной переподготовки в области использования

технических средств. Многие из этих проблем чисто технического свойства; например, в некоторых округах не позволяют применять программное обеспечение, дающее возможность эффективно использовать Интернет; в некоторых округах не разрешены новейшие программные разработки, связанные с переподготовкой; наконец, в отдельных округах техническое обеспечение в целом находится на низком уровне.

Ограничения на использование программного обеспечения, применяемые округами, иногда могут быть достаточно строгими, тем самым, отучая учителей использовать Интернет в качестве источника информации для разработки и проведения уроков. Некоторые допущенные к применению округами программы не позволяют учащимся получать из Интернета то, что им нужно для выполнения заданий. Связываться с администрацией округа и выяснять с ней этот вопрос долго и не очень удобно. Как объяснил один из инструкторов: «У нас существуют многие ограничения, и нет возможности свободно работать в сети; запрещено все, что связано с религией. [Чаты, религиозные и игровые сайты находятся под запретом.] Надо связаться [с администрацией округа] и объяснить им, что тебе нужен доступ [к заблокированному сайту], но дело не стоит того, чтобы идти через все инстанции».

Американские учителя рассказывали, как они бывают разочарованы, когда программы, получаемые по линии переподготовки, не могут работать на аппаратных средствах, используемых у них в школе или округе. Школы не располагают достаточным количеством технического персонала, способного оперативно и качественно обслуживать компьюты, обновлять и переустанавливать программные средства. У многих округов не хватает технических возможностей, чтобы использовать последние версии ПО. Отдельные учителя никак не могут повлиять на то, какое программное обеспечение устанавливается в компьютерных классах. В некоторых округах, особенно в крупных, они не определяют даже того, что устанавливают на компьютерах в их классах.

Некоторые округа не предоставляют школам соответствующего технического персонала, и не организуют обслуживания техники, приобретенной по программе Intel «Обучение для будущего». Как пожаловался один работник администрации: «Мы находимся в состоянии хронической неудовлетворенности тем, как работает обслуживающий персонал, который присылает администрация округа», когда учителя сталкиваются с техническими затруднениями.

 

Какие изменения позиции педагога по отношению к учащимся и отношениях учащихся заложены в курсе «Обучение для будущего»? Как изменяется позиция органов управления и администрации школ по отношению к педагогам?

 

Курс «Обучение для будущего» предполагает изменение позиции педагога по отношению к учащимся.

Существуют особенности педагогических технологий, характерные для российского образования и отличающие его от образования в развитых странах. К ним в первую очередь следует отнести теоретичность обучения и доминирующую роль педагога в обучении.

Развитие школы в советский период шло по пути углубления научно-теоретических знаний по всем предметам школьной подготовки. С одной стороны, углублялось научное содержание дисциплин, с другой - все больший удельный вес приобретали лекционные, зачетные виды учебной работы. Характерным моментом в этом отношении было выдвижение советской дидактикой принципа научности обучения, не получившего признания нигде в мире. Обратной стороной эволюции советского образования стали широко распространенные методы обучения, ориентированные на доминирование педагога в учебном процессе: объяснение учебного материала, опрос у доски, контроль обученности по воспроизведению учебного материала. Крайним проявлением такой ориентации является авторитаризм, диктаторские методы работы многих учителей. Модернизация общества, естественно, потребует внесения корректив в такую образовательную практику, радикального изменения технологических приемов и стиля общения педагогов с обучаемыми. Обучение должно быть более практичным, ориентированным на деятельность как в отношении содержания обучения, так и в смысле методов обучения. Большую часть управления обучением придется передать самим учащимся. Общение между педагогом и учащимися при этом должно стать более демократичным, лишенным авторитаризма.

В российском образовании наиболее широко распространен стиль деятельности педагога, являющийся авторитарным. Ответственность за результаты обучения в этом случае полностью лежит на педагоге. Он единолично управляет ходом занятий, учебной деятельностью обучаемых, которая носит индивидуальный характер (т.е. не предполагается сотрудничество и продуктивное общение обучаемых, обмен ими информацией).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Очень положительным в курсе «Обучение для будущего» является момент, связанный с созданием педагогами учебных материалов «от лица» учащихся, примеров презентаций, публикаций и веб-страниц. Это заставляет педагога стать на позиции ученика, лучше понять механизм учебной деятельности и мотивации своих учеников.

Весьма важным является аспект курса, связанный с детальной разработкой критериев оценки работ учащихся.

Данный курс влияет также на взаимоотношения учителей, прошедших переподготовку, с коллегами. По данным опроса, учителя, прошедшие переподготовку, берут на себя также передачу своих навыков и опыта коллегам. Около 57% опрошенных подтвердили, что после переподготовки они «стали чаще заниматься устранением неисправностей, связанных с применением у себя в школе технических средств обучения», и 57% подтвердили, что «в большей мере приняли на себя роль лидера в вопросах применения технических средств» у себя в школе. Это было особенно выражено у тех респондентов, в чьих школах было мало или вовсе не было других учителей, обучавшихся по программе Intel «Обучение для будущего».

В исследованных школах США программа Intel «Обучение для будущего» привела к появлению нового контингента учителей: активно внедряющих в преподавание технические средства, осваивающих в качестве лидера учительского коллектива самые передовые навыки и опыт с помощью инструктора, опирающихся на поддержку коллег, также прошедших программу переподготовки. Эти перемены в структуре учительского состава послужили катализатором перемен следующего уровня, затронувших школу в целом. Это были случаи, когда «критическая масса» учителей, обучавшихся по программе Intel «Обучение для будущего», стремилась внедрить технические средства, расширяя свои требования к администрации школ и округов.

То, насколько школьная администрация помогает обученным преподавателям, зависит от ряда факторов, таких как личный интерес работника администрации к техническим средствам. Однако, если было организована переподготовка администрации школ по программе «Обучение для будущего», с ее стороны наблюдается полная поддержка этой программы.

Наличие или отсутствие поддержки со стороны школьной администрации серьезно влияет на возможности учителей по внедрению технических средств. Именно администрация выделяет финансовые и организационные ресурсы на поддержку усилий учителей, именно администрация создает и устанавливает правила, которые определяют, что учителя могут и должны делать у себя в классе.

Для российских школ и органов управления образованием весьма ценен следующий опыт школ США. Различие между администрацией, болеющей за дело, и администрацией безразличной проявилось особенно ярко в одном из исследованных школьных округов, где школам предоставлялось право назначать какого-либо учителя школьным техническим консультантом на полную ставку. Однако подобное решение было возможно лишь за счет увеличения численности классов: поскольку такой специалист приравнивался к учителям на полной ставке, тем школам, которые пошли на такой шаг, пришлось бы распределить его учеников по классам других учителей. Были изучены две средние школы, условно говоря «HiTech», где директор решил назначить такого технического консультанта, и «SmallClass», директор которой решил этого не делать.

В школе «HiTech» администрация решительно поддерживала внедрение современных технических средств, а также программу Intel «Обучение для будущего». Хотя округ никак не стимулировал учителей к тому, чтобы они прошли переподготовку по программе Intel «Обучение для будущего», директор школы «HiTech» изыскала в школьном бюджете деньги на то, чтобы купить со скидкой компьютер каждому из своих учителей, прошедшему переподготовку. Вот слова этого директора: «Мы ввели полную ставку для технического консультанта за счет увеличения учительской нагрузки так как чувствовали, что тут этот человек для нас нужнее, чем в качестве преподавателя в классе».

Решив обзавестись полноценной штатной единицей технического консультанта, школа «HiTech» смогла приступить к некоторым изменениям, требовавшим от учителей использования современных технических средств. Директор рассказывает: «Например, другие школы ведут учет посещаемости на бумаге. Мы сразу начали вести его на компьютере. Переписка у нас теперь в основном идет по электронной почте. Редко какое из моих распоряжений выходит в бумажном виде».

Школа намерена обязать всех преподавателей общественных дисциплин ежегодно внедрять использование технических средств в преподавание как минимум одной учебной темы. Тем самым должно быть обеспечено ознакомление всех учащихся с техническими средствами обучения в рамках основного учебного плана.

Учитывая тот климат взаимной поддержки, который удалось создать в школе

директору, неудивительно, что учителя школы «HiTech» решили передать свои компьютеры в общий компьютерный класс и позволить разместить его в помещении их учительской.

Школа «SmallClass» предпочла обходиться без штатной единицы технического консультанта, к большой досаде школьного координатора по техническим вопросам, которому теперь приходится целыми днями преподавать информатику, одновременно обслуживая работу сети, а также всех компьютеров административного и преподавательского персонала, да еще и давать учителям этой школы методические консультации по использованию технических средств.

Доступ к технике ограничен. «Теоретически учителя, которые хотят провести

занятие в компьютерном классе, могут сюда прийти», - рассказал один из учителей. . «Но координатор по техническим вопросам ведет занятия по другому графику, который не совпадает с учительским расписанием».

Учителя школы «SmallClass», прошедшие переподготовку по программе Intel

«Обучение для будущего», не получили никаких компьютеров. По словам координатора по техническим вопросам, администрация школы даже не попыталась использовать положенную скидку или организовать какую-либо иную крупную закупку техники для учителей, обученных корпорацией Intel.

       Как все это похоже на ситуацию в школах России!

 

 

Рекомендации по проведению опросов и анкетирований в ходе проектов.

 

Если слушатели курсов решили проводить опрос в своем проекте, то нужно дать им прояснения по некоторым часто возникающим проблемам.

Новый специфический метод проведения исследований. - Интернет-опросы или так называемые он-лайновые опросы. Первоначально такие опросы применялись для изучения собственно аудитории Интернета, затем в маркетинговых исследованиях (исследованиях рынка) и с целью изучения поведения избирателей. Сегодня они проводятся по различным темам, но более всего как опросы общественного мнения.

Что изучать? Как найти тему?

Темы могут быть выбраны в ходе специальных дискуссий и обсуждений педагогов и ребят. На тему исследования может на­толкнуть конкретная ситуация, случай. Подс­казка темы, возможно, будет обнаружена при анализе сочине­ний на свободную тему детей, материалов детской прессы, пред­ложений родителей. План учебно-воспитательной работы на следу­ющий учебный год, тематика планируемых педсоветов и методичес­ких семинаров помогут выбрать первые темы. Советуем для начала сконцентрировать свое внимание на одной - двух.

 

Могилев А.В.

(Воронежский государственный педагогический университет)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего»

Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.