Практико-ориентированные проекты.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы ,интересы самих участников результат ( газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематический внешней оценки проекта.

 

Рассмотрим основные типы проектов по содержательному аспекту.

Литературно-творческие проекты - весьма распространенный тип совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б.Робинсон, скрытую сокоординацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого, в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, пр.).

Экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе, и пр.).

Языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.

Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

Ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим или культурологическим.

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований, пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими, пр.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.

Рассмотрим более подробно лингвистические проекты, ориентированные на изучение иностранных языков. В этих проектах целями обучения выступают: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; формирование коммуникативной культуры.

Можно предложить следующую типологию телекоммуникационных проектов по иностранным языкам:

Языковые (лингвистические) обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.

Лингвистические, направленные на:

· изучение языковых особенностей ;

· изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.);

· изучение фольклора.

· Филологические, направленные на изучение:

· этимологии слов,

· литературные исследования,

· исследование историко-фольклорных проблем,

· творческие.

 

Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации. С точки зрения содержания, культурологические проекты могут быть:

· Историко-географические, посвященные:

истории страны, города, местности,

географии страны, города, местности.

· Этнографические, нацеленные на изучение:

традиций и быта народов,

народного творчества,

этнического состава народа, проживающего на данной територрии,

национальных особенностей культуры разных народов и т.д.

· Политические, цель которых ознакомление:

с государственным устройством стран,

с политическими партиями и общественными организациями,

со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику,

с законодательством страны и т.д.

· Посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.

· Экономические, повященные проблемам:

финансовой и денежной системы,

налогообложения,

инфляции и т.д.

 

Игровые и ролево-игровые телекоммуникационные проекты

· Ролево-игровые и игровые телекоммуникационные проекты, также как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).
С содержательной точки зрения игровые и ролево-игровые проекты могут быть следующих типов:

o Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели:- обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний.

o Имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной , встречающейся в жизни.

o Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.

o Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли ( политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов. Они будут рассмотрены в следующем пункте данного материала.

Возвращаясь к курсам Intel «Обучение для будущего» отметим, что главное в этом курсе – переход к проектному методу обучения, а не просто методика использования информационных технологий на занятиях.

Основное внимание в учебном плане программы Intel «Обучение для будущего» уделяется преподаванию и обучению, имеющим исследовательскую и тематическую направленность, а также соответствию учебных планов учебным стандартам. Этот учебный план был подготовлен Институтом компьютерных технологий (Institute for Computer Technology, ICT; www.ict.org) и корпорацией Intel.

Учебный план осуществляется по схеме «подготовь инструктора», когда старшие инструкторы ICT обучают инструкторов из округов или группы округов, а те, в свою очередь, должны будут в течение трех последующих лет подготовить по три группы из двадцати учителей каждая. В процессе обучения используется программное обучение корпорации Microsoft, основное внимание при этом уделяется применению программ PowerPoint и Publisher работающих под управлением ОС Windows* для создания учениками презентаций, Web-страниц, брошюр и бюллетеней. В процессе обучения рассматриваются также проблемы преподавания и организации учебного процесса, возникающие при использовании технических средств в работе с учащимися, а также ведение исследовательской работы в Интернете и вопросы интеллектуальной собственности.

Центральным пунктом учебного плана является разработка учебно-методического пакета учебного проекта, включающего примеры типовых работ учащихся, вспомогательные материалы и план реализации. Подобная схема позволяет учителям развить свои технические навыки в ходе выполнения учебного плана. Требуя разработки учебных материалов, имеющих непосредственное отношение к интересам и проблемам учителей, учебный план ставит их в центр учебного процесса.

Независимые исследования результатов обучения педагогов по данному курсу, проведенные Центром образовательной переподготовки / Центром развития детей и технологий (EDC/CCT) (США), свидетельствуют, что после обучения педагоги заметно чаще используют проектный метод обучения.

Многие учителя после обучения организовывали учащихся в классе в небольшие группы, совместно выполнявшие работу с применением технических средств. Около 64% респондентов опроса ответили, что «научиться работать коллективно» является «очень важной» задачей при обучении школьников использованию технических средств, однако эти учителя также отметили, что ограниченность технических ресурсов часто заставляла их прибегать к объединению учащихся в небольшие группы во время занятий по применению технических средств. Такой метод преподавания заставлял учителей быть особенно внимательными в вопросах организации. По словам некоторых педагогов, они поняли, что необходимо специально подбирать группы таким образом, чтобы все ученики принимали активное участие в занятии.

Другие учителя использовали иной метод: уточняли желаемый характер совместной работы и тщательно следили за тем, чем занимались учащиеся во время урока. В одном классе, где совместно преподавали два учителя, они сами разыгрывали работу в тандеме перед тем, как учащиеся приступали к работе.

После того, как учащиеся погружались в работу, учителя обходили класс, наблюдая, чем занимаются дети. Если они видели ученика, не принимающего участия в работе, учителя задавали ему вопросы по поводу изучаемого материала, что побуждало ученика включиться в работу. 

Методы, подобные вышеописанным, должны были снизить остроту проблемы,

названной учителями наиболее сложной при проведении групповой работы, а именно, того, как добиться равного вклада всех участников группы. «Вот чего трудно добиться, - сказала одна из учительниц, - так это того, чтобы [ученики] помогали [одноклассникам], а не делали [работу] за них». По ее мнению, нет ничего удивительного в том, что учащиеся использовали работу в группе как возможность самоутвердиться. «Им не часто подворачивается шанс помочь однокласснику... По большей части они работают по отдельности». Работа в группе за компьютером дает «[ученикам] шанс немножко блеснуть, показать, что они знают». 

Несмотря на трудности, создаваемые работой в группах, учителя в целом оценивали этот опыт как положительный. Один из учителей, руководивший работой по ботанике небольших групп, сказал: «Тут есть разница в том, что из этого получается. Даже когда надо понять, что такое фотосинтез. Даже дети, которые читают на уровне первоклассника, после того, как мы вот так позанимались, начинали это понимать, потому что они работали вместе с одноклассником, который все понимал и объяснял». 

Проектная работа заметно облегчает организацию учебного процесса с компьютерами. С утверждением «Мне было трудно контролировать учащихся, когда они работали за компьютерами» были «не согласны» или «совершенно не согласны» 82% респондентов. Однако отдельные вопросы, касающиеся организации учебного процесса, представляли собой проблему. Например, около половины всех респондентов согласились с тем, что «Ограниченность времени не дала мне довести урок до конца». Из-за дефицита техники возникли проблемы с расписанием, и учителям было трудно внедрить занятия с применением сложных технических средств в общий учебный план. По мнению многих учителей, немаловажно, чтобы учащиеся всех классов, где они преподают, одновременно

проходили одинаковый материал. Некоторые учителя предпочитали вовсе отказаться от многодневных уроков с использованием технических средств, если не получали доступа в компьютерный класс для всех классов, где вели занятия.

       Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с использованием компьютера в современном учебном процессе.

 

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.