Какие изменения методов обучения несет курс «Обучение для будущего»?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       В российском образовании (как среднем, так и высшем) наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или «знаниевым». От учащегося требуется в первую очередь тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете) вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Интересно, что даже то, что называется экзаменационными вопросами, в действительности вопросами не является – в конце даже не ставится знак вопроса, а по строению – это лишь именные словосочетания. В рамках ассоциативного обучения в ответ на эти словосочетания учащийся должен воспроизвести некий ассоциативный ряд – изложить учебный материал.

Источником «знаний» для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает – если он по каким либо причинам «не устраивает» преподавателя, и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения при таком подходе является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, «ЗУН»). Естественно, что обучение при таком подходе приобретает теоретический характер.

Во многих развитых странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил название «Teacher centered education» - «обучение, в центре которого находится учитель». Этот подход считается прямой причиной снижения интереса школьников и студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом. Немаловажным является и тот факт, что неизбежная ориентация на теоретические знания при таком подходе (то, что преподавателю легче всего объяснять) уводит образовательный процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии.

Противоположным описанному является подход, в котором акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь «поддержку» этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и исподволь управляет ею, ставит перед учащимися значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель получила название «Student centered education» - «обучение, в центре которого находится учащийся». Педагог не является при таком подходе центром обучения, источником знаний и информации. В основе учебного процесса при этом оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и развитие личности обучаемых.

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В Новое время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект – замысел какого либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

Специфическое использование данный термин приобрел в образовательной практике. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта, но в любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

- развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитие критического мышления;

- самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

- решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующее деятельность специалистов какой-либо предметной области.

- представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

- сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографических или экономических проблем в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предпочитает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

       На основе анализа опыта проведения проектов можно построить их типологию:

1) по доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- информационные;

- творческие;

- игровые;

- практические;

- ознакомительно-ориентировочные;

2) по предметно-содержательным областям:

- монопроекты (в рамках одной предметной области);

- межпредметные;

3) по количеству участников и характеру контактов в проекте:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные;

- школьные;

- российские;

-международные.

4) по продолжительности выполнения проекта:

- краткосрочные;

- долгосрочные.

Несмотря на тематическое разнообразие проектов можно выделить следующие основные этапы и содержание проектной работы:

Этап Содержание деятельности
поисковый  Определение тематического поля и темы проекта.  Поиск и анализ проблемы.  Выдвижение гипотезы проекта.  Постановка цели проекта.  Обсуждение методов исследования
аналитический  Анализ имеющийся информации.  Поиск оптимального способа достижения цели проекта.  Построение алгоритма деятельности.  Пошаговое планирование работы.
практический  Выполнение запланированных шагов.
презентационный  Оформление конечных результатов. Подготовка и проведение презентации, «защиты» проекта
контрольный  Анализ результатов.  Корректировка.  Оценка качества проекта.

 

Наиболее характерные для учебных проектов организационные формы работы:

 

форма работы
групповое обслуживание, "мозговой штурм", "круглый стол"
самостоятельная работа учащихся
консультации с руководителем проекта
консультации с экспертами
экскурсии
лабораторная работа
творческий отчет, просмотр, «защита» проекта

 

 

Имеется успешный опыт проведения проектов самой разнообразной тематической направленности. Доминирующим в проекте могут быть, к примеру, такие содержательные аспекты:

- литературное творчество,

- естественно-научные исследования,

- экологические,

- языковые (лингвистические),

- культурологические (страноведческие),

- ролево-игровые,

- спортивные,

- географические,

- исторические,

- музыкальные.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

      

Рассмотрим основные требования к проектам различного типа:

 

Исследовательские проекты

 

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

 

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

 

Игровые проекты.

 

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

 

Информационные проекты.

 

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта -> предмет информационного поиска -> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов -> аналитическая работа над собранными фактами -> выводы -> корректировка первоначального направления (если требуется) -> дальнейший поиск информации по уточненным направлениям -> анализ новых фактов -> обобщение -> выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта -> заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка); -> результат (статья, реферат, доклад, видеофильм и пр.).

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.