В учебном курсе Intel «Обучение для будущего» выполнен очень удачный синтез компьютерных технологий с педагогическими подходами.
Модернизация образования в России прочно связывается с инновационными технологиями обучения с помощью компьютеров. Важным средством информатизации обучения являются компьютерные обучающие системы (программы). Однако наибольшие перспективы с точки зрения информационного обеспечения образовательных технологий имеют стандартные программные средства для создания мультимедиа-презентаций и печатных учебных материалов, а также компьютерные телекоммуникационные сети.
В 2001-2003 годах по ряду программ федерального и регионального уровней в российские школы было поставлено значительное количество компьютеров, модемов, других периферийных устройств. Планируется продолжить программы технического перевооружения школы. Однако первый применения этих компьютеров в российских школах показал: учительство не готово применять компьютеры в учебном процессе по предметам, не связанным с информатикой. Им не хватает знания компьютерных технологий и практической подготовки. Нет к настоящему времени и достаточно распространенных и проверенных методик обучения, использующих в учебном процессе по различным предметам компьютер, программные средства и Интернет. Программа обучение для будущего ценна тем, что практически вооружает всем этим педагогов.
Весьма показателен опыт программы «Обучение для будущего», полученный в ходе ее реализации в США (по материалам Центра развития детей и технологий (Center for Children and Technology, CCT) Центра образовательной переподготовки (Education Development Center, EDC)).
Независимые оценки свидетельствует, что программа Intel «Обучение для будущего» серьезно повлияла на способность абсолютного большинства обучающихся по ней учителей использовать технические средства в учебном процессе, на концепцию и практику применения технических средств обучения в школах, а также на отношение к техническим средствам работниками управлений школьных округов.
• После завершения обучения учителя ощущают себя гораздо более подготовленными к применению технических средств, чем до обучения. В конце обучения 88% обучавшихся ощущали себя «довольно» или «очень хорошо» подготовленными для оказания помощи своим ученикам в применении технических средств в учебном процессе. Около 88% процентов ощущали себя «довольно» или «очень хорошо» подготовленными для того, чтобы включить технические средства в учебный план или использовать их в преподавании в своем классе или учебном предмете. И то, и другое говорит о значительном прогрессе в оценке учителями своей компетентности в данных областях за время их участия в программе Intel «Обучение для будущего».
• Навыки, приобретенные учителями благодаря программе Intel «Обучение для будущего», не будут лежать мертвым грузом. Абсолютное большинство (78%) обученных преподавателей заявили, что они реализовали разработанный ими в ходе занятий учебно-методический пакет полностью или частично. Большинство (60%) из тех, кто не реализовал свой учебно-методический пакет, заявили, что после прохождения программы внедрили в своих классах какие-либо иные мероприятия, активно использующие технические средства.
• Учителя расширяют набор средств программного обеспечения, используемых в работе с учениками. Наряду с ростом числа учителей, использующих программное обеспечение, которое использовалось в процессе обучения, наблюдается заметное увеличение числа учителей, использующих, помимо Microsoft Power Point и Publisher, и другое программное обеспечение.
• Существенным препятствием остается дефицит технических средств. Хотя учителя, обучающиеся по программе Intel «Обучение для будущего» и свидетельствуют о том, что их классы оснащены большим числом компьютеров, чем в среднем по стране, но договориться о выделении для их учеников достаточного времени для занятий на компьютерах по-прежнему остается одной из основных проблем. Отметим, что ситуация в школах США оказывается очень похожей на ситуацию в школах России!
• Группы единомышленников, сложившиеся в школах, оказывают друг другу реальную помощь. Учителя, обучающиеся по программе, помогают друг другу, организуя совместный доступ к техническим средствам, предоставляя компьютеры в своих классах в распоряжение коллег и вместе разрабатывая схемы учебных занятий.
• «Критическая масса» создает новые потребности в технических средствах. В школах с большим числом учителей, обучающихся по программе Intel «Обучение для будущего», возросшие потребности учителей в компьютерах для своих классов или доступе в компьютерные классы, подталкивает руководство школ к действиям по повышению обеспеченности компьютерами.
• Обученные преподаватели стремятся и дальше повышать свою квалификацию, встречая поддержку в школах. Некоторые школы, где число обучающихся по данной программе учителей велико, содействуют таким учителям в дальнейшем повышении квалификации, освоении технических средств обучения.
• Поддержка администрации играет важную роль, но весьма неодинакова в разных школах или регионах. Степень поддержки, оказываемой административно-хозяйственным персоналом во внедрении в данной школе технических средств, различается. Основные формы помощи администрации: обеспечение технических средств и обслуживающего технического персонала.
Исследования последних десяти лет показывают, что использование технических средств в классной работе может оказывать положительное влияние на целый ряд показателей успехов учащихся. Исследования, изучавшие реальные случаи применения технических средств в конкретных условиях, продемонстрировали улучшение оценок учащихся за выполнение стандартных контрольных работ, способность учеников к участию в научной работе и другой деятельности, требующей высоких умственных способностей, повышение заинтересованности и организационных навыков учащихся, развитие у них критического мышления и навыков совместной работы.
Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: в бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Несмотря на то что Россия занимает сейчас место в четвертом десятке в мире по уровню телефонизации (являющейся одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие компьютерных телекоммуникаций в стране), за последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили доступ ко множеству зарубежных телекоммуникационных сетей.
На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметен процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу образования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе. Особенно стремятся участвовать в этом процессе школы из глубинки, где уже есть современная телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний.
Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко, лат. communicatio - общение) - это в широком смысле все средства дистанционной передачи информации, такие как радио, телевидение, телефон, телеграф, телетайп, телекс, телефакс, а также появившиеся сравнительно недавно компьютерные телекоммуникации.
Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. Компьютерные телекоммуникации (или просто "телекоммуникации" в узком значении этого слова ) - это средства дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой (другие) при помощи модемов (или цифровых устройств) и телефонной (оптоволоконной) сети. Первые попытки создания компьютерных сетей для решения задач образования были предприняты за рубежом около тридцати лет назад.
На фоне интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом отечественная практика использования телекоммуникаций бедна успешными примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций учащимися в образовательных целях.
Использование компьютерных сетей для общения и доступа к удаленной информации требует появления новых подходов к обучению и делает возможным их создание. В образовательной практике могут найти применение все основные виды компьютерных телекоммуникаций:
- электронная почта;
- списки рассылки (List- серверы);
- электронные доски объявлений (BBS);
- телеконференции;
- WWW- сайты.
Особенно перспективные формы телекоммуникационного обучения:
- урок в режиме on-line;
- смешанный режим - компьютерные телекоммуникации и непосредственное общение учитель-ученик(и);
- дополнение к существующим учебным курсам и предметам.
Очевидно, что на начальных этапах внедрения образовательных технологий на основе компьютерных телекоммуникаций, могут возникнуть существенные трудности и помехи, среди которых:
- недостаточно насыщенный компьютерный парк учебных учреждений и индивидуальных пользователей;
- недостаточное развитие телефонных сетей и доступа к компьютерным телекоммуникационным сетям в России, их нестабильность;
- недостаточная компьютерная грамотность и информационная культура населения, что создает дополнительные психологические барьеры в развитии телекоммуникационных методов обучения.
Однако главной проблемой развития телекоммуникационного обучения являются создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся - не просто пассивные потребители информации, в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. Потребуется коррекция устаревшей модели обучения, на смену которой должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих положениях:
- в центре технологии обучения - учащийся;
- в основе учебной деятельности - сотрудничество;
- учащиеся играют активная роль в обучении;
- суть технологии - развитие способности к самообучению.
К задачам поддержки учебной работы учащихся группы относятся как обеспечение проведения учебных телекоммуникационных проектов, так и предоставление в распоряжение учащихся и педагогов средств безмашинной технологии для взаимодействия их внутри школы и изменения на этой основе методов и организационных форм учебной работы.
С целью повышения наглядности курс Intel продвигает в учебный процесс технологии мультимедийных презентаций, подготавливаемых с помощью MS Power Point.
Важную роль сохраняют ученические публикации – различного рода печатные материалы, подготавливаемые с помощью MS Word и Publisher. Перспективным компонентом курса является создание веб-страниц учебных проектов, которое также осуществляется с помощью MS Publisher. Внутришкольная локальная сеть - основной инструмент для обеспечения решения учебных задач с использованием этих программных средств.
Отметим, что овладение новыми информационными технологиями и программными средствами важно именно для педагогов. Несмотря на то, что школьники быстрее осваивают новые информационные технологии, без включения учителей в "новую информационную среду" радикальное повышение эффективности работы образовательных учреждений не возможно.
Все эти задачи достаточно новы и сегодня еще не всегда осознаются педагогами. Их появление связано со значительными изменениями существующей практики организации жизни в школе. Широкое продвижение компьютерной коммуникации должно поддержать, а иногда и стимулировать этот процесс.
Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internet обладает очень большими потенциальными возможностями в образовании. Возможности этой системы для поддержки свободного обмена информацией поразительны и практически безграничны. Рассмотрим основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте, основанные на классификации большого количества файлов, полученных в результате работы в Internet. Данный материал может помочь спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрированное с изучаемым учебным курсом.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.