Приступая к маркетинговому исследованию, прежде всего, необходимо убедиться, что это нужно фирме для улучшения результатов предпринимательской деятельности за счет более полного удовлетворения нужд и потребностей существующих и потенциальных покупателей.
Иными словами, нужно четко определить нужды и потребности данных покупателей, установить важность решения рассматриваемой проблемы в их более полном удовлетворении и сделать соответствующие предложения по обеспечению эффективной предпринимательской деятельности. Эти предложения будут более обоснованны и действительно смогут обеспечить соответствующий эффект от их реализации, если тщательно продумать и спланировать весь процесс маркетингового исследования [2].
С учетом сказанного И. Л. Акулич выделяет шесть основных этапов маркетингового исследования (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Процесс маркетингового исследования
На первом этапе обосновывается необходимость проведения исследования и оговаривается круг вопросов, подлежащих рассмотрению. На основе этого составляется документ, санкционирующий проведение исследования.
Подробный план исследования составляется на втором этапе. В нем чётко формулируется цель исследования, оговариваются решаемые задачи, указываются предполагаемые результаты, а также приводится смета на проведение исследования.
На третьем этапе проводится сбор информации. Процессу сбора предшествует определение круга требуемых исходных данных, установление источников информации и выбор методов её сбора.
Анализ собранной информации и её интерпретация осуществляются на четвёртом этапе. Обработка данных проводится в соответствии со сформулированными задачами исследования. При этом выделяют наиболее важные моменты исследования, а исходные данные упорядочиваются, объединяются и сводятся в соответствующие таблицы.
На пятом этапе подготавливается отчёт о проведённом исследовании. Он содержит изложение всех выявленных в процессе исследования как позитивных, так и негативных для фирмы моментов, с учётом которых формулируются соответствующие рекомендации и даётся их обоснование. Такие отчёты передаются всем заинтересованным лицам.
На шестом этапе с учётом сделанных рекомендаций по результатам исследования руководством фирмы разрабатываются и принимаются соответствующие маркетинговые решения, призванные устранить выявленные недостатки, что должно обеспечить более эффективную предпринимательскую деятельность фирмы [2].
Таким образом, в программе и структуре маркетингового исследования предусмотрены и задействованы основные моменты исследования: разработка концепции исследования, формирование информационного банка, создание информационной системы маркетинга. Центральным моментом исследования является анализ собранных и обработанных материалов, составление ситуационных и других моделей, прогнозы рыночных процессов.
Г. А. Черчилль полагает, что существуют следующие три вида маркетинговых исследований:
Разведочное исследование. Проект исследований, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему. Он особенно полезен для разбиения широкой и неопределённой формулировки проблемы на небольшие и более конкретные формулировки проблем.
Описательное исследование. Проект исследований, в котором основное внимание уделяется определению частоты возникновения того или иного события или установлению взаимоотношений между двумя переменными. В основе его лежит гипотеза.
Каузальное исследование. Проект исследований, в котором основное внимание уделяется установлению причинно-следственной связи. Как правило, такие исследования проводятся в форме эксперимента, поскольку именно эксперименты наилучшим образом подходят для установления причинно-следственных связей.
Однако, как пишет Г. А. Черчилль, необходимо иметь в виду следующие особенности. Различия между тремя видами исследований не являются абсолютно чёткими. Эффективность исследований в заданной ситуации зависит от их грамотного использования. Наконец, необходимо отметить, что данные виды маркетинговых исследований можно рассматривать как стадии одного непрерывного процесса (рис. 1.4).
Рисунок 1.4 – Взаимосвязь между проектами исследований
Разведочные исследования, как правило, предшествуют всем другим видам исследований.
Нечёткая формулировка проблемы приводит к необходимости проведения разведочных исследований, в то время как конкретная причинно-следственная гипотеза ведёт к непосредственно экспериментальным исследованиям [11].
И. К. Беляевский несколько по-другому приводит данную классификацию. Помимо разведочного и описательного исследований, он выделяет:
- экспериментальное исследование, которое проводится с целью проверки выдвинутой гипотезы (например, о наличии причинно-следственной связи каких-либо показателей);
- казуальное, или аналитическое исследование, проводимое для выявления и моделирования связей деятельности фирмы с факторами окружающей среды [3].
Учитывая сказанное, Б. Е. Токарев предлагает следующие критерии классификации маркетинговых исследований:
- по источникам получения информации;
- по характеру получаемой информации;
- по систематичности проведения исследований;
- по способу организации проведения;
- по местам проведения исследований.
Подводя итог, следует отметить, что при классификации маркетинговых исследований необходимо принимать во внимание наличие нескольких главных факторов, сопутствующих проведению маркетинговых исследований, а именно: тип используемой информации, метод сбора информации, систематичность проведения исследований, место проведения, вид получаемой информации, способ организации процесса.
Всё это приводит к необходимости классификации маркетинговых исследований по нескольким критериям: происхождение источников информации, количественный и качественный характер получаемой информации, степень регулярности исследований, кто их проводит [9].
2 Организация, планирование и проведение конкретного маркетингового исследования на предприятии
Дата: 2019-12-10, просмотров: 335.