Система оказания лекарственной помощи населению Московской области представляет собой ряд мероприятий по достижению наиболее полного удовлетворения потребности граждан в необходимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их в достаточном ассортименте, объеме, соответствующего качества и по приемлемым ценам в соответствии с утвержденными стандартами оказания гарантированной медицинской помощи.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются гарантированное лекарственное обеспечение амбулаторной и стационарной помощи в рамках программы государственных гарантий, в том числе обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, регулирование оптовых поставок лекарственных средств, реализация целевых программ лекарственного обеспечения населения.
В свою очередь, одним из приоритетных направлений данного вида деятельности является совершенствование действующей системы поступления медикаментов в учреждения здравоохранения и аптечные организации муниципальной и государственной формы собственности.
В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению дальнейшее совершенствование получают:
- отработка механизмов государственного регулирования цен на лекарственные средства;
- государственная поддержка отечественных производителей лекарственных средств путем гибкой системы различных льгот и стимулов в соответствии с действующим законодательством;
- совершенствование организации лекарственной помощи и управления фармацевтической деятельностью.
В целях эффективного расходования государственных бюджетных средств, направляемых на льготное обеспечение граждан медикаментами, предусматривается разработка и внедрение жесткой системы учета и контроля этих средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению, стандартов лекарственного обеспечения.
Важно постоянное проведение анализа имеющихся перечней лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых для лечения отдельных категорий граждан, в отношении которых приняты меры социальной поддержки, с последующим утверждением изменений и дополнений к ним.
В целях уменьшения дефектуры и организации более полноценного лекарственного обеспечения населения Московской области необходима координация работы органов управления здравоохранением муниципальных образований с лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными организациями в части своевременного формирования потребности в лекарственных средствах по международным непатентованным наименованиям с учетом возможности синонимической замены.
Дополнительно планируется разработка и установка в лечебно-профилактических учреждениях и аптечных организациях, задействованных в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, единой автоматизированной системы учета лекарственных средств. В связи с этим, а также для уменьшения трудозатрат и исключения технических ошибок при оформлении льготных рецептов на лекарственные средства гражданам, внедряется автоматизированная система, которая позволит производить выписку рецептов компьютерным способом и ускорить получение лекарственных средств в аптечных организациях.
Для выполнения данных мероприятий планируется оснащение рабочих мест по выписке рецептов в лечебно-профилактических учреждениях и мест отпуска лекарственных средств в аптечных организациях с учетом внедрения технологии штрих-кодирования. Данная технология позволит снизить трудозатраты медицинского и фармацевтического персонала, ускорит процесс лекарственного обеспечения граждан, повысит эффективность и доступность лекарственной помощи на уровне ЛПУ-аптека.
Внедрение единой автоматизированной системы даст возможность обеспечить всех участников дополнительного лекарственного обеспечения актуальной и достоверной информацией о врачах, лечебно-профилактических учреждениях, аптечных организациях, задействованных в реализации мер социальной поддержки; гражданах, имеющих право на получение государственной социальной помощи; а также наличии необходимых лекарственных препаратов в аптечных организациях.
Для планирования работы в этом направлении необходимо отметить, что Московская область является одним из крупных регионов Российской Федерации, и по числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Во избежание ухудшения финансово-экономического положения аптечной сети, банкротства, закрытия аптек, увольнения высококвалифицированных специалистов, необходимо увеличить экономическую заинтересованность всех участников программы дополнительного лекарственного обеспечения.
Уделить особое внимание выполнению Федерального закона в части организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе за составлением заявок (потребности) на лекарственные препараты, поставку лекарственных средств в аптечные организации, организацию оплаты вознаграждения за оказание услуг по отпуску медикаментов отдельным категориям граждан.
Формирование в рамках государственных и муниципальных заказов списков лекарственных средств для адресного льготного обеспечения граждан, а также перечней и объемов лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, СПИД, онкологические заболевания и т.д.);
реализация целевых программ по лекарственному обеспечению групп населения с социально значимыми заболеваниями.
В области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств предполагается:
совершенствование конкурсной процедуры и обеспечение гласности в выборе оптовых поставщиков лекарств, заключение тарифных договоров с оптовыми поставщиками;
обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов;
стимулирование постоянного обеспечения установленной номенклатуры лекарственных средств и контроль ее обеспечения в розничной продаже.
Продолжить работу по созданию государственной аптечной сети Московской области, которая позволит в дальнейшем обеспечить наиболее эффективное выполнение основных социальных программ в сфере лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения Московской области, создать государственную аптечную службу, наиболее эффективно контролировать процесс лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, за счет:
- централизованных поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- осуществления мероприятий по стабилизации розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Выполнение данных мероприятий должно быть направлено на усиление контроля за процессом гарантированного лекарственного обеспечения граждан Московской области.
В целях обеспечения бесперебойной, качественной и своевременной лекарственной помощи населению Московской области, в том числе отдельным категориям граждан, в отношении которых приняты меры социальной поддержки, на территории Московской области создается единая государственная аптечная сеть путем передачи муниципальных аптечных организаций, как имущественных комплексов, в государственную собственность Московской области.
В тоже время, в реализации данной системы оказания лекарственной помощи имеются и нерешенные организационные проблемы, на что указывает увеличение количества обращений граждан в различные органы государственной исполнительной власти по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Изменение системы лекарственного обеспечения пока не привело к желаемым результатам, в связи с чем в период до 2010 года необходимо принятие законодательных актов по улучшению действующей системы оказания лекарственной помощи населению.
Основными направлениями совершенствования системы лекарственного обеспечения являются:
- организация гарантированного лекарственного обеспечения населения на территории Московской области, в том числе граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
- улучшение качества оказания лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения и аптечных организациях;
- организация работы, направленная на предотвращение поступления фальсифицированной и забракованной продукции в аптечную сеть Московской области;
- создание условий для деятельности аптечных организаций муниципальной и государственной формы деятельности;
- создание и поддержка государственной аптечной сети Московской области.
15. Совершенствование кадровой политики и медицинского образования
Эффективное развитие системы здравоохранения в Московской области в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских и фармацевтических кадров (далее – кадры), как главного ресурса здравоохранения.
Основная цель кадровой политики в здравоохранении на период до 2010 года состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом здравоохранения, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных управленческих и мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить здравоохранение кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению.
Реализация кадровой политики в здравоохранении будет осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям:
- формирование оптимальной численности и структуры кадров;
- совершенствование дополнительной профессиональной подготовки кадров;
- управление кадровыми ресурсами здравоохранения.
Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы формирования численности и структуры кадров, их рационального размещения и эффективного использования должно соответствовать основным стратегическим направлениями развития здравоохранения Московской области.
Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи с развитием института врача общей (семейной) практики, ориентация на расширение объемов внебольничной помощи населению, внедрение новых подходов к дифференцированной оплате труда медицинских работников требуют организации проведения мониторинга численности медицинских кадров по отдельным специальностям, углубленного учета их качественных признаков, формирования и ведения регистров отдельных категорий медицинских работников.
Продолжится сотрудничество с высшими медицинскими учебными заведениями по организации целевой подготовки кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием для Московской области. При этом основное внимание будет обращено отбору абитуриентов из числа профессионально ориентированных выпускников школ, организации медицинских классов в общеобразовательных школах.
Дальнейшее развитие получит формируемая в Московской области двухуровневая система среднего медицинского и фармацевтического образования, а также целевая подготовка специалистов среднего звена на основе заключаемых договоров между учреждениями здравоохранения и средними медицинскими учебными заведениями области.
Особенности обеспечения кадрами здравоохранения Московской области предопределяет необходимость формирования дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы, в интересах функционирования отрасли.
Качество квалификационного уровня кадров, их профессиональной подготовки и переподготовки играет особую роль в условиях модернизации и структурного реформирования здравоохранения.
Повышение квалификационного уровня кадров на основе дальнейшего развития системы совершенствования непрерывного образования. В основу стратегии развития системы дополнительного профессионального образования заложена необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом структурной перестройки здравоохранения, его потребности в конкретных специалистах. Объемы последипломной подготовки кадров должны формироваться на основе соответствующих заказов органов и учреждений здравоохранения.
Основной задачей на предстоящий период является организация последипломной подготовки кадров для развития института врача общей (семейной) практики, предусмотренное в установленном порядке повышение квалификации врачей участковых терапевтов, врачей участковых педиатров, а также медицинских сестер участковых.
Дальнейшее развитие должна получить система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.
Необходимо адекватное финансовое обеспечение деятельности медицинских образовательных учреждений области, укрепление и развитие их материально-технической базы. Особое внимание требуется подготовке и повышению квалификации преподавательского состава.
Организация управления кадровыми ресурсами здравоохранения в соответствии с принципами и требованиями современной теории научного управления человеческими ресурсами, а также на современном этапе является необходимым условием сохранения и развития кадрового потенциала здравоохранения Московской области с учетом особенностей комплектования его кадрами.
Действенность кадровой политики и системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения напрямую зависит от поддержания высокого профессионального уровня руководящего состава, формирования резерва руководящих работников, обладающих необходимыми организационными навыками и современными знаниями в области управления.
Необходимость проведения комплексного системного анализа структуры, деятельности и обеспечения всех звеньев здравоохранения кадровыми ресурсами с учетом как их количественного состава, так и качества подготовки требует усиление координации управленческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях.
Одним из важнейших направлений деятельности, влияющих на сохранение и успешное восполнение медицинских кадров, является дальнейшее улучшение социально-экономического положения и уровня жизни работников здравоохранения.
Необходимым условием повышения мотивации специалистов к качественному результату труда и привлечения высококвалифицированных кадров должно рассматриваться улучшение качества рабочей среды, включающей в себя вопросы заработной платы, создания соответствующих условий труда и использования рабочего времени.
Стратегическим направлением реформирования системы оплаты труда в здравоохранении является подготовка к переходу на отраслевые системы оплаты труда, в основе построения которых - переход от сметного финансирования к финансированию по конечному результату.
Необходимо продолжить осуществление контроля за качеством технических характеристик медицинского оборудования и транспорта в целях предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.