Совершенствование системы оплаты медицинской помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершенствование системы оплаты медицинской помощи, в первую очередь первичного звена здравоохранения будет способствовать решению следующих приоритетных задач:

- реструктуризации здравоохранения, более эффективному использованию ресурсов обязательного медицинского страхования;

- соответствию оплачиваемых объемов и структуры медицинской помощи финансовым ресурсам;

- стимулированию непрерывного повышения качества медицинской помощи.

Для реализации этих задач необходимо:

- внедрить наиболее эффективные способы оплаты стационарной медицинской помощи (за конкретный объем медицинской помощи, оказанной медицинским учреждением, в соответствии с продолжительностью лечения по нозологическим формам, т.е. за пролеченных больных, что создает условия для внедрения персонифицированного учета, с внесением затрат на медицинскую помощь в лицевые счета всех категорий застрахованных);

- перейти на перспективные способы оплаты амбулаторно - поликлинической медицинской помощи (подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи, позволяющее усилить профилактическую направленность деятельности медицинского учреждения, и в итоге, удешевить медицинскую помощь);

- разработать и применить новые подходы к оплате труда медицинских работников.

Внедрение в Московской области оплаты медицинской помощи по медико-экономическим стандартам должно способствовать:

- обеспечению сбалансированности государственных обязательств оказания населению бесплатной медицинской помощи и выделенных для этого финансовых средств;

- повышению эффективности использования финансовых ресурсов;

- обеспечению рационального сочетания между видами и уровнями оказания медицинской помощи и повышение на этой основе структурной эффективности здравоохранения, как инструмента реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;

- повышению уровня управляемости системой финансирования здравоохранения.   

Оплате подлежат только те объемы медицинской помощи, которые определены программой государственных гарантий. Эти объемы должны быть в максимально возможной степени увязаны с оценкой поступления финансовых средств из всех источников;

- усилению вневедомственного контроля качества медицинской помощи вследствие объективной оценки соответствия финансовых затрат ее объему и качеству;

- совершенствованию информационного обеспечения системы ОМС.

Развитие системы ОМС

   Решение данных вопросов организации медицинской помощи невозможно без развития системы обязательного медицинского страхования, как основного источника финансирования медицинской помощи населению, и решения одной из приоритетных задач – повышения эффективности использования ресурсов.

  Основными задачами в части модернизация системы обязательного медицинского страхования являются:

- совершенствование нормативной правовой базы по обязательному медицинскому страхованию;

- совершенствование финансирования медицинской помощи в системе ОМС для обеспечения рационального использования средств;

- обеспечение адресного использования средств ОМС;

- организация персонифицированного учета всех категорий застрахованных с внесением затрат на медицинскую помощь в их лицевые счета.

Реализация задач модернизации системы ОМС требует развития нормативной правовой базы системы здравоохранения в Московской области по вопросам расширения хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, повышения структурной эффективности системы здравоохранения, координации и взаимодействия государственного и муниципального уровней здравоохранения.

Имеющийся дефицит финансирования Московской областной программы обязательного медицинского страхования гражданам связан не только с общей нехваткой средств, но и с недостаточно эффективными планами реструктуризации объемов медицинской помощи по видам и закладываемыми в эту программу низкими финансовыми показателями.

 Диспропорции в развитии здравоохранения подчеркивают актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер по совершенствованию системы управления, финансирования отрасли и, прежде всего:

- упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

- предоставление реального права страховым медицинским организациям стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных;

- укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования за счет более полного сбора Единого социального налога и привлечению новых платежей за счет развития производства,

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньше, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС и ее стоимости;

- создание новой системы экономической мотивации для медицинских учреждений и медицинских работников;

- развитие информационного обеспечения;

- разработка и утверждение порядка формирования заказов (планов-заданий) медицинским организациям в рамках Московской областной программы ОМС.

Для определения объемов медицинской помощи и создания возможности планирования деятельности медицинских учреждений по выполнению объемов медицинской помощи с учетом структуры потребности населения, необходимо продолжить работу по формированию муниципальных заказов, планирование его размещения в соответствующих медицинских учреждениях и определение на этой основе планов-заданий медицинским учреждениям, разработка системы мониторинга реализации методов повышения структурной эффективности и Московской областной программы государственных гарантий.

Учитывая, что органы местного самоуправления муниципальных образований вправе принимать участие в софинансировании Московской областной программы обязательного медицинского страхования, необходимо провести подготовительные работы по увеличению их участия в финансировании муниципальных заказов.

Финансирование муниципального заказа – комплексного плана, содержащего объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципального образования на очередной год необходимо формировать на основе анализа объема и структуры потребности населения в медицинской помощи, необходимых финансовых ресурсах.

При этом система оплаты медицинской помощи в Московской области должна способствовать решению двух приоритетных задач:

- способствовать реструктуризации здравоохранения, обеспечить более эффективное использование ресурсов обязательного медицинского страхования, другими словами, обеспечить ресурсосбережение;

- обеспечить соответствие оплачиваемых объемов и структуры медицинской помощи финансовым ресурсам, запланированным Московской областной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, другими словами, обеспечить предсказуемость затрат.

Введение системы обязательного медицинского страхования увеличило объем финансовой отчетности медицинских учреждений, что, с точки зрения управления медицинским учреждением, лишь осложняет работу учреждения и запутывает официальную отчетность. В этой связи необходимо законодательно расширить организационно-правовые формы медицинских учреждений и предоставить им больше самостоятельности. 

Одним из важнейших аспектов деятельности системы ОМС является обеспечение защиты прав застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. В целях реализации этой задачи необходимо:

- конкретизировать государственные гарантии, осуществляемые по видам, объемам, условиям и порядку оказания медицинской помощи населению;

- восстановить и расширить практику диспансерного наблюдения за больными, диспансеризацию трудоспособного населения, а также лиц проживающих в сельской местности, детей, женщин репродуктивного возраста, разработать экономические стимулы с целью реализации данных мероприятий;

- установить единую систему стандартизации медицинской помощи;

- осуществить переход от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования бесплатной медицинской помощи по стандартам ее оказания вне зависимости от места ее предоставления;

- развивать систему вневедомственного контроля качества медицинской помощи, досудебную и судебную практику защиты прав граждан, работу с обращениями граждан, систему информирования населения о правах в системе ОМС.

 Московскому областному фонду ОМС совместно с Минздравом Московской области необходимо продолжить работу по управлению качеством медицинской помощи, как одной из наиболее важных задач в рамках современного реформирования здравоохранения.

Следующим важным направлением модернизации ОМС является реализация «Отраслевой программы управления качеством в здравоохранении на 2003-2007 годы», включая:

- унификацию подходов к оценке качества медицинской помощи, т.е. использование единой технологии для ведомственной и вневедомственной экспертиз качества медицинской помощи;

- наличие общих технологических подходов к оказываемой медицинской помощи для объективизации экспертизы качества медицинской помощи;

- возможность количественной оценки качества медицинской помощи;

- совершенствование нормативных документов по определению единых требований к принципам отбора материала для проведения экспертизы качества медицинской помощи;

- новый подход к документообороту и унификации учетных форм по экспертизе качества медицинской помощи;

- правовой контроль легитимности требований, предъявленных к медицинским учреждениям;

- обязательное выполнение условий оказания медицинской помощи, регламентированных имеющейся нормативной правовой базой.

Адресная медицинская помощь детям и неработающим пенсионерам, реализация социальных прав граждан.

Необходимо продолжить совместную работу с Пенсионным фондом Российской Федерации по финансированию дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, что обеспечит увеличение тарифов на медицинские услуги.

Это позволит в первую очередь улучшить лекарственное обеспечение, питание больных, приобрести изделия медицинского назначения, мягкий инвентарь, обеспечить своевременную выплату заработной платы медицинским работникам, уменьшит дефицит Московской областной программы ОМС.

Формирование персонифицированного учета неработающих пенсионеров позволит получить достоверные сведения по адресному использованию средств ОМС (в том числе и дополнительных платежей ПФР) для оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам по старости. Усилить контроль за целевым использованием средств ОМС.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед МОФОМС по прежнему остается реализация Федерального закона от 17.07.1999 № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 №122 –ФЗ и Постановления Правительства Российской федерации от 29.12.2004 №864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установления платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориям граждан»  в части дополнительного лекарственного обеспечения.

Реализация указанных нормативных правовых актов Российской Федерации позволит перераспределить часть объема дорогостоящей стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую, и, следовательно, рационально использовать финансовые средства.

 Информатизации системы ОМС и персонифицированный учет всех категорий застрахованных в системе ОМС

Одним из стратегических направлений деятельности является совершенствование информатизации системы ОМС Московской области, в том числе создание единого информационного пространства системы здравоохранения и ОМС, продолжение работ по внедрению информационной системы управления МОФОМС на основе проведения единой системно-технической политики, коллективного использования единых информационных, программных и вычислительных ресурсов.

Это позволит обеспечить информационное взаимодействие субъектов ОМС, определить объем необходимых средств для оплаты медицинской помощи, осуществлять контроль за их рациональным использованием.

Данные о фактических затратах на одного застрахованного позволят более обоснованно формировать размер страхового взноса на ОМС неработающих граждан и финансовые нормативы обеспечения Московской областной программы ОМС с учетом потребности населения в медицинской помощи в соответствии с его демографическим составом.

Внедрение в Московской области механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов, позволит обеспечить оптимальное соотношение между стационарной и амбулаторно-поликлинической помощью при сохранении достигнутого объема медицинской помощи, развивать стационарозамещающие технологии, обеспечить дальнейшее совершенствование первичной медицинской помощи путем формирования и развития вместо поликлиник самостоятельных общих врачебных практик, где главной фигурой становится врач общей практики (семейный врач).

Применение подушевого финансирования ОВП (с элементами фондодержания) и экономическое стимулирование врачей первичного звена создаст их заинтересованность в сохранении здоровья пациентов, позволит совершенствовать методы профилактики для решения основных проблем в состоянии здоровья населения, обеспечит лечение наиболее значимых заболеваний на основе новых эффективных методов; формировать экономическую самостоятельность медицинских учреждений с расширением спектра их организационно - правовых форм.

Решение вышеуказанных задач позволит сбалансировать объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы Московской областной программы ОМС, что обеспечит финансовую устойчивость системы ОМС для реализации предусмотренных законодательством прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.  

В целом это будет способствовать совершенствованию в Московской области системы управления качеством в здравоохранении, взаимодействию органов управления здравоохранением, МОФОМС и страховых медицинских организаций, развитию системы стандартизации, использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов, внедрению механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по повышению качества медицинской помощи в целях укрепления здоровья населения.

19. Повышение антитеррористической защищенности и устойчивости функционирования учреждений здравоохранения Московской области, работа службы медицины катастроф

Одним из приоритетных направлений деятельности органов управления здравоохранением должно стать повышение антитеррористической защищенности учреждений здравоохранения Московской области. Для достижения этих целей планируется дальнейшее совершенствование работы по следующим направлениям:

- совершенствование нормативной правовой работы (издание ведомственных нормативных правовых и организационно-методических документов);

- дальнейшее проведение инженерно-технических антитеррористических мероприятий (установка кнопок тревожной сигнализации, восстановление ограждений, оборудование контрольно-пропускных пунктов, установка на окнах первых этажей зданий распашных металлических решеток и т.д.);

- укрепление физической защиты учреждений здравоохранения, привлечение к их охране сотрудников вневедомственной охраны и частных охранных предприятий;

- организация строгого пропускного режима;

- установка в учреждениях здравоохранения телефонов с автоматическим определителем номера для выявления возможных террористов (в том числе и телефонных);

- проведение занятий и учений с сотрудниками учреждений здравоохранения по профилактике террористических актов и ликвидации их последствий.

Реализация вышеуказанных направлений позволит не только повысить безопасность учреждений здравоохранения но и минимизировать негативные последствия возможных террористических актов.

Приоритетным для органов управления здравоохранением должно стать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учреждений здравоохранения Московской области, для чего планируется:

- завершение обеспечения всех больничных учреждений автономными источниками электроснабжения (приобретение бензиновых или дизельных электрогенераторов);

- организация бесперебойного обеспечения больничных учреждений тепло- и водоснабжением;

- организация бесперебойного обеспечения питанием больных, находящихся на стационарном лечении;

- обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения.

Выполнение этих мероприятий позволит повысить устойчивость функционирования учреждений здравоохранения Московской области, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, как мирного, так и военного времени.

Совершенствование Службы медицины катастроф Московской области по вопросам подготовки специалистов по службе медицины катастроф (СМК) на базе ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, сотрудников оперативных служб Московской области (сотрудников ГИБДД, спасателей…), привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, по вопросам оказания первой медицинской помощи на базе Учебно-тренировочного центра медицины катастроф Московской области, населения по оказанию первой медицинской помощи и проведения занятий и учений по организации работы подразделений Службы медицины катастроф Московской области в условиях чрезвычайных ситуаций будет способствовать повышению уровня готовности специалистов к оказанию медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

Для повышения эффективности функционирования Службы медицины катастроф Московской области и оперативности ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций необходимо:

- формировать бригады экстренной медицинской помощи экстерриториального базирования Государственного учреждения здравоохранения Московской области «Территориальный центр медицины катастроф» (далее ГУЗ МО «ТЦМК») в медицинских округах;

- создать подразделения специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в ГУЗ МО «ТЦМК»;

- создать неснижаемый запас медикаментов и медицинского имущества на 500 пораженных в ГУЗ МО «ТЦМК»;

- создать учебно-тренировочный центр медицины катастроф Московской области;

- совершенствовать взаимодействия с оперативными службами других министерств и ведомств, дислоцированных на территории Московской области, Службой экстренной медицинской помощи г. Москвы, а также между подразделениями Службы медицины катастроф Московской области в системе медицинских округов.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 200.