Первичная медико-санитарная помощь – это комплекс профилактических, лечебно – диагностических, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических (в пределах установленных полномочий) и реабилитационных мероприятий, оказываемых населению медицинскими работниками в амбулаторно-поликлинических, больничных и стационарно-поликлинических учреждениях здравоохранения муниципального района и городского округа.
Первичная медицинская помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства.
В оказании первичной медико-санитарной помощи могут участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения, индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством.
Уровень работы первичного звена в наибольшей степени определяется показателями здоровья населения и экономической эффективностью деятельности.
Первичная медико-санитарная помощь направлена на укрепление здоровья населения и обеспечивает проведение мероприятий по профилактике болезней: предупреждение возникновения заболеваний и возможно раннее их выявление (проведение массовой вакцинации и иммунизации, патронажная работа медсестер во взаимодействии с социальной службой, проведение целевых и периодических медицинских осмотров, медицинских осмотров декретированных контингентов, обучение населения простейшим методам самообследования и самопомощи, путем создание специальных школ для населения).
Стратегическое направление реформы первичного звена - формирование общих врачебных практик (далее - ОВП) одновременно с изменением роли поликлиник.
Создание общеврачебных практик осуществляется на основе действующей системы оказания первичной медицинской помощи. В поликлиниках и амбулаториях для взрослых необходимо постепенно вместо участковых терапевтов вводить общеврачебную практику, финансируемую из средств муниципального бюджета. Особенно востребована организация работы первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики на селе.
В городской местности предпочтительнее организовывать групповые общеврачебные практики, в отдельных случаях, особенно в отдаленных микрорайонах, следует организовывать индивидуальные общеврачебные практики, как дополнительные структуры к имеющейся амбулаторной сети. В центры общей врачебной практики целесообразно включать социального работника, психолога и др.
Опыт работы врачей общей практики показывает, что они берут на себя более трети посещений к врачам специалистам, соответственно уменьшая число направлений на консультации и повышая удовлетворенность пациентов в отдельных видах специализированной помощи.
Основой реформирования первичного амбулаторного звена является экономическая мотивация субъектов медико-санитарной помощи: переход к структурированному подушевому финансированию амбулаторно-поликлинической помощи, к системе оплаты труда врачей и медицинских сестер с учетом численности и структуры обслуживаемого населения, оказываемых объемов медицинской помощи, качества и результатов лечения.
Поликлиника, постепенно трансформируясь в диагностическо - консультативные центры, сконцентрирует в своем составе специализированную консультативную, диагностическую, профилактическую и оздоровительную помощь, что позволит перейти от специализированной стационарной медицинской помощи к специализированной амбулаторно-поликлинической помощи. Оказание консультативно-диагностической помощи в условиях поликлиник возможно только при модернизации имеющегося лечебно-диагностического оборудования.
В структуре поликлиник развиваются службы ухода, центры медико-социальной помощи, дневные стационары и центры амбулаторной хирургии, стационар на дому, отделения и центры восстановительного лечения.
Для освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций (60% всех вызовов составляют обращения по поводу обострения хронических заболеваний) следует передать функции неотложной помощи в амбулаторное звено и в общеврачебные практики, путем создание отделений, кабинетов неотложной помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.