Планирование аудита расчетов по оплате труда.
Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, а также включает другие виды контрольной работы. В современном понимании "аудит" — это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству. Аудит как вид деятельности заключается в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта (самостоятельного хозяйственного подразделения), или информации о таком положении и функционировании и осуществляется компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования, положения или информации.
Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
· открытых акционерных обществ;
· банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
· бирж;
· коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
· страховых организаций, страховых брокеров;
· резидентов Парка высоких технологий;
· организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
· иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро. (ст. 3, Закон Республики Беларусь от 08.11.1994 N 3373-XII "Об аудиторской деятельности")
Финансовый аудит представляет собой независимую деятельность уполномоченных на то организаций и специалистов по проведению экспертизы и анализа, финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет.
Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют право:
· самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
· проверять у аудируемого лица регистры бухгалтерского и налогового учета, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности; (в ред. Закона Республики Беларусь от 25.06.2007 N 240-З)(см. текст в предыдущей редакции)
· получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;
· привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;
· получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;
· отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству;
· осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг. (ст. 10, Закон Республики Беларусь от 08.11.1994 N 3373-XII "Об аудиторской деятельности")
Для проведения аудиторской проверки необходимо составить договор оказания аудиторских услуг, где аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. (Приложение 15,16)
Бухгалтерский учет в ОДО «Юливер» ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.
Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с применением программы «ГЕДЫМИН». Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, а также ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, представленных аудиторской организации, аудитору - индивидуальному предпринимателю на проверку.
Проведение аудита не освобождает аудируемое лицо от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям законодательства.
Бухгалтерский учет в ОДО «Юливер» осуществляется бухгалтерией в составе трех человек.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых, и финансовых ресурсов, осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов, проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных фондов, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности.
Бухгалтеры выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет товарно-материальных ценностей, топлива, издержек обращения, денежных средств, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за оформления путевых листов), подготавливают данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следят за сохранностью бухгалтерских документов, оформляют их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Предприятием, в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (в редакции постановления Министерства финансов от 26.05.2008 № 85), разработана учетная политика предприятия на 2010 г. в целях бухгалтерского и в целях налогового учета (приложение 1). Она в полном объеме раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности; а именно: критерии разделения имущества на основные средства и предметы, способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, порядок распределения издержек обращения, метод учета выручки, признание операционных и внереализационных доходов и расходов прибыли от оказанных услуг и другие способы, без знания о применении которых пользователем бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота и результатов деятельности предприятия.
Для эффективного проведения контроля любой стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия аудиторская деятельность должна быть запланирована.
План-программа проверки операций по расчетам с персоналом по оплате труда разработана в соответствии с Правилами аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г. № 128.
Таблица 2.1 – План-программа проверки расчетов с персоналом
№ п/п | Перечень аудиторских процедур по реализации плана аудита | Срок проведения | Исполнитель | Рабочая документация аудитора | Примечание | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде | ||||||||||
1.1 | Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение) | 02.08.10 | Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки | |||||||
1.2 | Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и по гражданско-правовым договорам | 03. 08.10 | Штатное расписание, наряды, правила внутреннего трудового распорядка | |||||||
2. Аудит системы начислений заработной платы | ||||||||||
2.1 | Проверка обоснованности начислений заработной платы | 05. 08. 10 | Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание | |||||||
2.2 | Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат | 06. 08. 10 | Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы | |||||||
2.3 | Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей | 09. 08. 10 | Расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени | |||||||
Продолжение таблицы 2.1
| ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы | ||||||||||
3.1 | Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога | 10. 08. 10 |
| Документы, предоставленные сотрудником на использование стандартных налоговых вычетов | ||||||
3.2 | Проверка правильности удержаний по исполнительным листам | 10. 08. 10 |
| Исполнительные листы | ||||||
3.3 | Проверка правильности подотчетных сумм | 10. 08. 10 |
| Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО) | ||||||
3.4 | Проверка депонированных сумм по заработной плате | 10. 08. 10 |
| Книга учета депонированной заработной платы, касса | ||||||
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда | ||||||||||
4.1 | Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе | 11. 08. 10-12. 08. 10 |
| Лицевые счета, расчетно-платежные документы |
| |||||
4.2 | Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета | 13. 08. 10-16. 08. 10 |
| Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно-сальдовые ведомости |
| |||||
Период проверки: июль 2010 г.
Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:
¾ круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
¾ наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
¾ наличие технических средств контроля;
¾ наличие технологии контроля;
¾ контролируемые параметры.
Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено, что рабочие места бухгалтерии полностью автоматизированы; все применяемые алгоритмы расчетов по оплате труда соответствуют требованиям нормативной документации; главный бухгалтер организации не осуществляет контроль по предотвращению ошибок во время работы бухгалтера по начислению заработной платы.
Из беседы с главным бухгалтером установлено, что контроль за начислением заработной платы осуществляется только на конечной стадии расчетов, т.е. при составлении чека и подписания ведомостей на выдачу заработной платы.
Внутренний контроль в ОДО «Юливер» можно охарактеризовать на среднем уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно повышает возможность сопоставления данных.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 305.