Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими для работника и для нанимателя. Не секрет, что зарплатное законодательство постоянно меняется. Практически в любой бухгалтерии участок заработной платы является одним из самых трудоемких и сложных. Оно и понятно. Взять хотя бы тот факт, что любые начисления каждому работнику, как в учете, так и в налоговой отчетности надо отражать обособленно. А если в фирме трудится не один десяток сотрудников? Которым помимо зарплаты надо начислять больничные, отпускные, различные компенсации, пособия, премии, материальную помощь и, само собой, те или иные налоги и взносы со всех подобных выплат.
Основу всех трудовых взаимоотношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и ряд других нормативных правовых актов, которые обеспечивают государственные гарантии по оплате труда: величину минимальной заработной платы; размеры удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушение трудовых соглашений; установление продолжительности рабочего дня, отпуска и др.
Основные нормативные документы, которыми следует руководствоваться аудитору при проверке расчетов с персоналом по оплате труда, являются следующие:
1) Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 3321-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г. № 302-З. Определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. [1]
Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Систематизация и накопление информации в хронологической последовательности, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражение ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности должны осуществляться в регистрах бухгалтерского учета.
2) Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» №3373-XII от 8 ноября 1994г. (в редакции от 04.01.2010г. №109-З) [2]. Законом предусмотрены следующие виды аудиторских услуг: составление заключений о формировании уставного капитала, о состоянии и достоверности отчетности, о финансовом положении определенных субъектов хозяйствования (участников инвестиционных процессов, участников процессов приватизации, эмитентов ценных бумаг); услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов предприятия, информационному обслуживанию заказчиков, консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства.
3) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (в редакции постановления Министерства финансов от 26.05.2008 № 85) устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.[3]
4) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30.05.03 № 89 (в редакции постановления Министерства финансов от 25.06.2010 г. № 77), регламентирует содержание синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. [12]
5) Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (в редакции Декрета Президента от 28.05.2008г. № 9).[4]
Настоящий Декрет предоставляет нанимателям право заключения контрактов на срок не менее 1 года, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным.
Согласно п.2.5. Декрета контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в том числе:
• предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней;
• повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством).
Согласно п. 4 Декрета выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы.
При совпадении сроков выплаты заработной платы с государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их.
Средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 N 10). Но в соответствии со статьей 176 Трудового кодекса Республики Беларусь [9] наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска. Это незначительное противоречие двух законодательных актов. Сам собой встает вопрос: Так за сколько дней до начала трудового отпуска все-таки следует выплачивать средний заработок?
Выплата заработной платы руководителям организаций производится не ранее ее выплаты работникам данных организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной этим работникам.
6) Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка» (в редакции постановления Министерства труда от 19.03.2001г. №42).[10]
Настоящая инструкция обеспечивает единый порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выходного пособия, пособия по безработице, оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула и в других случаях, предусмотренных законодательством, кроме тех, когда законодательством Республики Беларусь установлен иной порядок его исчисления.
7) Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.03.2001г. № 21 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» (в редакции постановлений Министерства труда и социальной защиты от 27.05.2004г. №57) [11].
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (ЕТС) является инструментом тарифного нормирования оплаты труда работников и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
На ее основе с использованием других элементов тарифной системы: тарифной ставки первого разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей служащих, иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке, устанавливается тарификация выполняемых работ, профессий (должностей).
Настоящая Инструкция определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Инструкцией определено, что тарифная часть заработной платы работников состоит из тарифных ставок рабочих, должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих, фиксированных должностных окладов служащих.
Помимо Закона об аудите сферу аудиторской деятельности регулируют и иные законодательные акты Совета Министров Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Декретов Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 N 23) [5] аудиторская деятельность относится к лицензируемому виду деятельности. Для ее осуществления на территории Республики Беларусь аудиторские организации, в том числе и иностранные, и аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны получить специальное разрешение (лицензию) на аудиторскую деятельность.
Помимо перечисленных, к основным актам, регулирующим данную сферу общественных отношений, относятся постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 7 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» (в редакции постановлений Совета Министров РБ от 23.12.2008 N 2010) и иные акты Правительства Республики Беларусь, устанавливающие республиканские правила аудиторской деятельности.
На Министерство финансов возложены функции по государственному регулированию аудиторской деятельности и ведению реестра лицензий на аудиторскую деятельность. Национальный банк определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.
Основополагающими документами в сфере финансового контроля являются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в рамках осуществления ведомственного контроля, а также акты, определяющие организации, уполномоченные осуществлять такие проверки (ревизии), и полномочия их должностных лиц. Среди них можно выделить следующие нормативные правовые акты:
-Общая часть Налогового кодекса (в части проведения налоговых проверок); [7]
-Постановление Совет Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2005 г. № 415 «Об утверждении перечня документов, представляемых контролирующим органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами» (в редакции постановления Совета Министров от 28.04.2010г. №640); [14]
Вопросы осуществления ведомственного контроля регулируются следующими нормативными правовыми актами:
-Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» (в редакции Указов Президента от 09.03.2010г. №143); [8]
-Постановление Совет Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (в редакции постановления Совета Министров от 01.06.2007г. №736); [15]
-иные акты, в том числе республиканских органов управления, упорядочивающие отношения в области ведомственного контроля в соответствующих отраслях.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.