Любое объединение предприятий, учреждений представляет собой единство трёх подсистем: технической, экономической и социальной.
Техническая подсистема – это комплекс рабочих мест, которые предъявляют к работнику определенные требования.
Экономическая подсистема определяется как совокупность основных и оборотных средств, распределение прибыли, оплата труда работников, издержки производства, траты, накопления и т.д.
В качестве социальной подсистемы выступают социальные организации. Социальная организация – это объединение работников, совместно производящих метериальные и (или) духовные ценности. Процесс труда организуется в рамках социальных организаций. Поэтому каждой социальной организации присущи следующие признаки:
j Наличие общеорганизационной цели. Как правило, в виде продукции предприятия.
j Горизонтальная специализация или разделение труда между работниками.
j Вертикальная специализация или разделение труда по принципу «начильник- подчиненный».
Специфической формой социальной организации является трудовой коллектив.
Классификация трудовых коллективов:
1. Классификация по виду деятельности и особенностям конечного продукта:
a. Коллективы производственной сферы;
b. Коллективы непроизводственной сферы, где конечным продуктом являются услуги (коллективы ЖКХ, бытового обслуживания, научные коллективы, коллективы органов управления).
2. Классификация по продолжительности существования:
a. Коллективы непрерывной деятельности;
b. Временные трудовые коллективы.
3. Классификация по форме собственности:
a. Коллективы, базирующие на государственной собственности;
b. Коллективы, базирующиеся на личной собственности.
Главным заказчиком на прикладные психологические исследования были организации. В настоящее время это фирмы, которые базируются на личной частной собственности. Самыми популярными темами являются удовлетворенность трудом, адаптация, аттестация кадров, психологический климат в коллективе.
Психологический климат в коллективе – это целостное состояние группы, относительно устойчивый, типичный для нее эмоциональный настрой, который отражает сложившиеся взаимоотношения между ее членами.
Выделяют три ряда отношений:
1. Отношения между членами коллектива по вертикали, т.е. взаимоотношения «начальник-подчиненный». Здесь анализируется стиль руководства, восприятие работниками своего руководителя, отношение руководителя к работникам, а также степень участия подчиненных к управлении коллективом.
2. Отношения между членами коллектива по горизонтали. Здесь анализируется сплоченность коллектива, степень удовлетворенности работников коллективом, межличностные отношения, конфликты и способы их разрешения.
3. Отношение работников к труду. Это удовлетворенность трудом и эффективность деятельности коллектива.
Психологические факторы сплочения коллектива:
1. Совместимость членов коллектива. Выделяют 2 вида совместимости: психофизиологическую и психологическую. Психофизиологичекая совместимость связана с синхронностью индивидуально психологической деятельности рабтников, т.е. с примерно равным уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, мышления), а также определенных свойств, касающихся этих процессов (скорость мышления, уровень внимания). Психологическая совместимость – это оптимальное сочетание личнстных свойств, т.е. черт характера, темперамента, способностей, взглядов, мировоззрений, ценностей. Несовместимость ведет к нарушению общения и рассогласованности действий, а это приводит к конфликтам и отрицательным эмоциям.
2. Действенная групповая эмоциональная идентификация. Проявляется в эмпатии, т.е. в умении проникнуться переживаниями другого человека, поддержке товарища по работе.
3. Личные качесва руководителя. Качества руководителя проявляются в организаторских способностях и в умении ладить с людьми.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.