Формирование профессиональных умений и навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Умение – способность применения полученных знаний на практике.

Навык – умения, доведенные до автоматизма.

Умения

Классификация Е. А. Милеряна:

1. Познавательные,

2. Обще трудовые политехнические,

3. Конструктивно – технические,

4. Организационно – технологические,

5. Операционно-контрольные.

Классификация Ю.З. Гильбуха (по каналу переработки информации)

1.Умения, используемые для приема информации (сенсорные умения, перцептивные умения, аттационные умения)

2. Умения, используемые для хранения и переработки информации (мнемические умения, мыслительные умения, сенсомоторные и перцептивно-моторные умения).

3. Умения, необходимые для передачи информации (речевые умения, коммуникативные умения).

В процессе трудовой деятельности происходит автоматизация некоторых умений или их компонентов (в зависимости от необходимости). Умения преобразуются в навыки.

Различают 4 этапа формирования навыка:

1. Предварительный: на данном этапе происходит формирование программы навыка. Происходит расчленение движения на компоненты. На этом этапе движения пробные, ориентировочные.

2. Аналитический: движения выполняются раздельно, но возникают отдельные связи между ними и возможность выполнять их чередования.

3. Синтетический: отдельные элементы движений объединяются в одно целое, появляется взаимосвязь движений, последовательность, иерархия. Регулятором на этом этапе выступает обобщенный образ какого-то предмета.

4. Автоматизация: происходит устранение лишних движений и мышечной напряженности, увеличивается скорость движений, контроль переходит от зрения к осязанию, образуется ритм движения. Человек может произвольно регулировать темп.

Восстановить навык снова легче, чем его образовать. 

 

 

Мотивы профессиональной деятельности

 

Ключевым моментом в любой деятельности является мотив, т.е. осознание человеком того, зачем он эту деятельность выполняет.

Выделяют:

à Материальные мотивы, направленные на вещи.

à Духовные мотивы, направленные на образы.

à Социальные мотивы, направленные на общение.

Если говорить о динамике мотивов, то в процессе труда она присутствует, т.е. в разное время на первый план выходят разные мотивы. Это связано с социально-экономическими условиями, обстоятельствами личной жизни.

Классификация мотивов трудовой деятельности Томашевского:

Ø Мотивы выгоды связаны с материальными вопросами. Выгода бывает материальная (зарплата, премия, жилье) и социальная (социальный престиж профессии).

Ø Мотивы безопасности. Возможные опасности:

- физическая;

- материальная;

- социальная (в виде общественных мер воздействия).

Ø Мотивы удобства: у человека имеется стремление выбирать среди доступных способов выполнения задания наиболее простой, требующий минимального физического или умственного напряжения. Человек считает любимой ту работу, степень трудности которой соответствует его индивидуальным возможностям.

Ø Мотивы удовлетворенности: этот мотив превышает мотив, связанный с материальными особенностями. Любая профессия имеет как действия, приносящие удовлетворения, так и неприятные, бытовые. Поэтому человек выполняет разные действия с разной старательностью.

Ø Мотив мнения товарищей основан на социальном престиже. Этот мотив наиболее значим для молодых людей, только вступающих в трудовую деятельность.

Все эти мотивы действуют одновременно, но они могут действовать в одном направлении или вступать между собой в противоречие. Это зависит от личностной ситуации. Бывают случаи, когда мотивы создают конфликтную ситуацию.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.