Умение – способность применения полученных знаний на практике.
Навык – умения, доведенные до автоматизма.
Умения
Классификация Е. А. Милеряна:
1. Познавательные,
2. Обще трудовые политехнические,
3. Конструктивно – технические,
4. Организационно – технологические,
5. Операционно-контрольные.
Классификация Ю.З. Гильбуха (по каналу переработки информации)
1.Умения, используемые для приема информации (сенсорные умения, перцептивные умения, аттационные умения)
2. Умения, используемые для хранения и переработки информации (мнемические умения, мыслительные умения, сенсомоторные и перцептивно-моторные умения).
3. Умения, необходимые для передачи информации (речевые умения, коммуникативные умения).
В процессе трудовой деятельности происходит автоматизация некоторых умений или их компонентов (в зависимости от необходимости). Умения преобразуются в навыки.
Различают 4 этапа формирования навыка:
1. Предварительный: на данном этапе происходит формирование программы навыка. Происходит расчленение движения на компоненты. На этом этапе движения пробные, ориентировочные.
2. Аналитический: движения выполняются раздельно, но возникают отдельные связи между ними и возможность выполнять их чередования.
3. Синтетический: отдельные элементы движений объединяются в одно целое, появляется взаимосвязь движений, последовательность, иерархия. Регулятором на этом этапе выступает обобщенный образ какого-то предмета.
4. Автоматизация: происходит устранение лишних движений и мышечной напряженности, увеличивается скорость движений, контроль переходит от зрения к осязанию, образуется ритм движения. Человек может произвольно регулировать темп.
Восстановить навык снова легче, чем его образовать.
Мотивы профессиональной деятельности
Ключевым моментом в любой деятельности является мотив, т.е. осознание человеком того, зачем он эту деятельность выполняет.
Выделяют:
à Материальные мотивы, направленные на вещи.
à Духовные мотивы, направленные на образы.
à Социальные мотивы, направленные на общение.
Если говорить о динамике мотивов, то в процессе труда она присутствует, т.е. в разное время на первый план выходят разные мотивы. Это связано с социально-экономическими условиями, обстоятельствами личной жизни.
Классификация мотивов трудовой деятельности Томашевского:
Ø Мотивы выгоды связаны с материальными вопросами. Выгода бывает материальная (зарплата, премия, жилье) и социальная (социальный престиж профессии).
Ø Мотивы безопасности. Возможные опасности:
- физическая;
- материальная;
- социальная (в виде общественных мер воздействия).
Ø Мотивы удобства: у человека имеется стремление выбирать среди доступных способов выполнения задания наиболее простой, требующий минимального физического или умственного напряжения. Человек считает любимой ту работу, степень трудности которой соответствует его индивидуальным возможностям.
Ø Мотивы удовлетворенности: этот мотив превышает мотив, связанный с материальными особенностями. Любая профессия имеет как действия, приносящие удовлетворения, так и неприятные, бытовые. Поэтому человек выполняет разные действия с разной старательностью.
Ø Мотив мнения товарищей основан на социальном престиже. Этот мотив наиболее значим для молодых людей, только вступающих в трудовую деятельность.
Все эти мотивы действуют одновременно, но они могут действовать в одном направлении или вступать между собой в противоречие. Это зависит от личностной ситуации. Бывают случаи, когда мотивы создают конфликтную ситуацию.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 279.