Предмет и задачи психологии труда
Объектом психологии труда является человек в процессе создания потребительских ценностей, человек в труде. Человека в труде изучает множество дисциплин. Проблема комплексного изучения человека в труде ставится Б. Ананьевым.
Основные задачи:
- повышение производительности труда (результативность),
- гуманизация труда: профилактика профессиональных заболеваний и переутомлений, профилактика профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для развития личности.
Для решения этих задач проводятся следующие мероприятия:
- санитарно – гигиенические (освещенность, увлажненность),
- организационные мероприятия,
- профессионально психологический подбор кадров.
- изучение психологического климата в коллективе, его оптимизация.
Структура курса:
1. Структура и динамика профессионально значимых свойств личности.
2. Изучение структуры умений и навыков.
3. Изучение трудовых установок и мотивов трудовой деятельности.
4. Изучение состояний человека в труде и профилактике этих состояний.
5. Изучение проблемы проф. пригодности и профотбора.
6. Особенности трудовой адаптации.
7. Проблем профориентации проф. подготовки.
Методы психологии труда
Выделяют 2 группы методов.
Основными являются:
v Наблюдение
v Эксперимент
v Экспликативные методы – беседа, опросники, сбор данных.
Специфические методы:
v Профессиограммы
v Психограмма
v Хронометраж
v Трудовой метод
Специфические методы предназначены для сбора информации, которая используется в теоретической и практической деятельности психолога. Методику сбора этих данных называют психологической профессиографией – это комплекс способов и средств, с помощью которых определяются особенности
профессий,
профессионально значимых свойств личности,
способностей,
знаний, умений, навыков,
психических состояний в труде,
т.е. это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда.
Принципы профессиографии сформулированы К.К. Платоновым:
1. Принцип комплексности,
2. Целенаправленности,
3. Надежности,
4. Дифференциации (изучение всех специальностей, входящих в данную профессию),
5. Типизации (объединение профессий в определенные группы),
6. Принцип перспективности,
7. Принцип реальности.
Сведения, которые собираются с помощью профессиограммы, объединяются в соответствии с 4-мя группами вопросов:
1. Какая работа (специальность, профессия, должность) анализируется и описывается? Что является предметом, целью данной работы? Какие виды деятельности она включает? Как они взаимодействуют между собой?
2. Какие условия и возможности предоставляет работа человеку? Какие объективные предпосылки хороших результатов работы? Что стимулирует и что сдерживает развитие личности работающего?
3. Какие внешние факторы: положительные и отрицательные, воздействуют на психику человека на рабочем месте? Что влияет на трудоспособность человека?
4. Какие особые или исключительные требования к психике человека предъявляет данная работа? Какие способности человека являются предпосылкой успешной работы? Какие качества не находят своего применения в данном труде?
Профессиография включает в себя:
1) Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
План профессиограммы:
1. Производственная характеристика профессии и ее специальности.
2. Экономическое значение профессии.
3. Социологические и социально-психологические характеристики профессии (социальный престиж профессии, особенности коллектива, межличностных отношений и т.д.).
4. Перечень знаний, умений и навыков, необходимых для данного вида деятельности.
5. Гигиеническая характеристика условий труда с выделением проф. вредностей.
6. Перечень физиологических требований, предъявляемых человеку и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности.
7. Составление психограммы.
2) Психограмма – перечень требований, предъявляемых психике человека данной профессии.
3) Хронометраж – определение времени, которое затрачивается на ту или иную работу или операцию.
4) Трудовой метод – в этом случае исследователь изучает ту или иную деятельность, сам становясь рабочим.
Мыслительное свойство
Б.М. Теплов назвал данный вид мышления практическим. В классификации видов мышления существует две разновидности мышления:
1. Практическое мышление. Особенности:
o Оно непосредственно включено в практическую деятельность человека. Результаты тут же подвергаются проверке.
o Всегда создается план операций, который имеет отношение к реальным объектам или процессам.
o Почти всегда имеется жесткий лимит времени, который делает невозможным выдвижение нескольких гипотез.
2. Теоретическое мышление.
В.Н. Пушкин в дальнейшем изучал данный вид мышления. Он дал ему другое название – оперативное мышление. Изучая деятельность диспетчера, он выделил функции оперативного мышления:
1. Планирование – мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени.
2. Контроль и регулирование – специальная деятельность по выполнению намеченного плана.
3. Решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах.
4. Диагностика, необходимая при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.
Волевые свойства. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, которая выражается в совершении целенаправленных действий и умении преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Волевые качества оказываются решающими при:
- непредвиденных изменениях производственной ситуации (аварии, неисправности).
- негативных психических состояний в труде (утомление, монотонность и т.д.).
- недостаточной мотивации к трудовой деятельности.
Умения
Классификация Е. А. Милеряна:
1. Познавательные,
2. Обще трудовые политехнические,
3. Конструктивно – технические,
4. Организационно – технологические,
5. Операционно-контрольные.
Классификация Ю.З. Гильбуха (по каналу переработки информации)
1.Умения, используемые для приема информации (сенсорные умения, перцептивные умения, аттационные умения)
2. Умения, используемые для хранения и переработки информации (мнемические умения, мыслительные умения, сенсомоторные и перцептивно-моторные умения).
3. Умения, необходимые для передачи информации (речевые умения, коммуникативные умения).
В процессе трудовой деятельности происходит автоматизация некоторых умений или их компонентов (в зависимости от необходимости). Умения преобразуются в навыки.
Различают 4 этапа формирования навыка:
1. Предварительный: на данном этапе происходит формирование программы навыка. Происходит расчленение движения на компоненты. На этом этапе движения пробные, ориентировочные.
2. Аналитический: движения выполняются раздельно, но возникают отдельные связи между ними и возможность выполнять их чередования.
3. Синтетический: отдельные элементы движений объединяются в одно целое, появляется взаимосвязь движений, последовательность, иерархия. Регулятором на этом этапе выступает обобщенный образ какого-то предмета.
4. Автоматизация: происходит устранение лишних движений и мышечной напряженности, увеличивается скорость движений, контроль переходит от зрения к осязанию, образуется ритм движения. Человек может произвольно регулировать темп.
Восстановить навык снова легче, чем его образовать.
Состояния утомления
Наиболее подробную характеристику утомлению дал Н.Д. Левитов (50-60е гг. XX в.). Он выделил основные компоненты утомления:
1. Чувство слабосилия. Человек чувствует ослабленность сил и снижение своей работоспособности.
2. Расстройство внимания. Человек легко отвлекается, внимание может быть либо неустойчивым (хаотичным) либо человек вообще не может концентрироваться.
3. Расстройство в сенсорной области. При этом утомлению подвергаются те рецепторы, которые принимали участие в работе.
4. Нарушение в моторной сфере. Здесь утомление сказывается либо в замедленности действия, либо в их беспорядочности. Снижается точность движений, координация. Может произойти диавтомативация навыка.
5. Дефекты памяти и мышления. Прежде всего, утомляется механическая память. В состоянии утомления человек теряет способность догадываться, сообразительность и умственную организацию.
6. Ослабление воли. Страдает выдержка и самоконтроль, появляется раздражительность. Человек не может контролировать свою деятельность в процессе труда.
7. Сонливость. Возникает при сильном утомлении. Человек может заснуть даже в самом неподходящем месте, в неподходящее время. У организма включается механизм охранного торможения.
Существует динамика утомления. В ней выделяют 3 стадии:
à Усталость. Производительность труда не падает, после отдыха производительность труда восстанавливается. Усталость является сигналом к тому, что следует отдохнуть.
à На второй стадии появляются симптомы более серьезного утомления, например, расстройства в сенсорной области, чувство слабосилия, дефекты памяти и т.д. На этой стадии человек способен себя контролировать. Признак – несмотря на то, что в состоянии отдыха симптомы проходят, при возвращении к работе они появляются вновь. Опасность этой стадии в том, что она легко перерастает в третью стадию.
à Переутомление. Все симптомы налицо, появляются проблемы со сном, ослаблены волевые функции, работоспособность либо низкая, либо приобретает хаотичную форму, действия человека дезорганизованы. Чаще всего эта стадия сопровождается неврозом утомления – неврастенией.
Подверженность человека переутомлению зависит от индивидуальных особенностей человека: типа темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, возраста, интереса к работе, мотивации, волевых черт характера.
Существует изменение работоспособности в течение рабочего дня, недели и года.
Изменение работоспособности в течение дня:
1. Врабатываемость (в течение первого рабочего часа).
2. Период дообеденного максимума (2ой – 3ий час работы). На 4ом часу работы наступает снижение. На 4ом-5ом часу обед.
3. Вхождение в работу во второй половине дня (10-30 мин.).
4. Период послеобеденного максимума. Этот максимум ниже и короче, чем в первой половине дня (не более часа).
5. Период постепенного снижения работоспособности.
Эти периоды характерны для среднестатистического человека, но у некоторых людей кривые работоспособности индивидуальна.
Изменение работоспособности в течение недели:
1. Период врабатываемости понедельник.
2. Максимум приходится на среду.
3. Снижение работоспособности наступает в конце четверга и в пятницу.
4. Некоторое повышение наблюдается в субботу.
Изменение работоспособности в течение года:
1. Максимум приходится на зимние месяцы (январь).
2. Летом работоспособность минимальна.
3. Резкое снижение наблюдается весной.
Считается, что максимальная работоспособность для учащегося в период с 8 до 12 и с 17 до 19. После 19.00 наступает общее утомление (до 10-11), а днем – утомление, связанное с желанием спать.
Монотония
Монотония (монотонность) – субъективное состояние пониженной психической активности, которое возникает при длительной, постоянно повторяющейся работе, не требующей от работника личной инициативы и творческих способностей.
Симптомы монотонии:
Ø Физиологические симптомы:
o Кислородная недостаточность;
o Снижение кровяного давления;
o Снижение мышечного тонуса;
o Снижение мышечной активности;
o Уменьшение частоты пульса.
Ø Психологические симптомы:
o Снижение уровня внимательности и других психических функций;
o Чувство усталости;
o Сонливость;
o Ощущение неудовлетворенности;
o Нежелание работать.
Ø Симптомы результативности:
o Снижение эффективности и производительности труда;
o Изменение быстроты реакции;
o Снижение способности ориентироваться;
o Колебания производительности.
Возникновению монотонии способствуют следующие факторы:
1. Особенности труда: повторяющиеся операции, длительное занятие одной и той же работой, низкая степень сложности труда, незначительный размер поля обозрения, ограниченная подвижность (при работе сидя или стоя), отсутствие свободы в процессе работы.
2. Особенности производственной среды: полумрак на рабочем месте, недостаток цветовых раздражителей, тепло, наличие однообразных ритмичных звуков, отсутствие людей на рабочем месте.
3. Личностные и социальные факторы: отношение к своему труду и работе, особенности общения между людьми, специфические личностные характеристики (возраст, образование, умственное развитие и тип личности).
Возникновению монотонности способствует утомление, а также принятие лекарственных средств (например, снотворное) или алкоголя.
И всех перечисленных факторов главными являются условия работы.
Необходимо отличать монотонность от состояния психического насыщения. Это похожие состояния, но психическое насыщение возникает не вследствие повторяющихся операций, а у представителей творческих специальностей. Симптомы психического насыщения: волнение, нервозность, беспокойство, раздражительность и др. Часто эти состояния (психического насыщения и монотонии) возникают вместе, влияют на психику и вызывают невроз (неврастению как невроз утомления).
Н.Д. Левитов предлагает следующие пути предупреждения и преодоления монотонии:
à Мотивация, т.е. при выполнении однообразной работы нужно проникнуться ее необходимостью, видеть эту необходимость, четко представлять, для чего нужно заниматься этой работой. Необходимо видеть результаты своей работы и видеть ее значимость. Важную роль в этом играет руководство предприятия.
à Нужно постараться найти интересное в однообразной работе.
à Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы во время работы можно было отвлекаться и думать о чем-то интересном.
à Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатления от однообразной работы, например, перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух.
à Введение функциональной музыки, перерывы.
Эмоциональное напряжение
Эмоциональное напряжение сопутствует всем другим вида напряжения. Оно может проявляться в двух формах: возбудимой и тормозной. Возбудимая проявляется в повышенных двигательных реакциях, суетливости, излишней говорливости, раздражительности и т.д. Тормозная форма проявляется в состоянии угнетения и замедленности реакций, иногда до полного замирания.
Эмоциональное напряжение изучалось на поведении человека в экстремальных условиях. Экстремальными называются условия, при которых от человека требуется высокий уровень физической, физиологической и психической активности, иногда даже резко выходящих за пределы физиологической нормы.
Типы эмоционального напряжения:
1. Напряженный тип проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности.
2. Трусливый тип проявляется в сознательном уклонении человека от своих обязанностей, рабочих функций. Этот тип характеризуется пассивностью и стремлением оградить себя от вмешательства в ход событий.
3. Тормозной тип проявляется в полной заторможенности действий, доходящих до ступора – неспособности реагировать на происходящие действия. Аффект – отсутствие реакции.
4. Агрессивно-бесконтрольный тип опасен для окружающих. В основе лежит аффект по возбудимому типу. Отсутствует контроль.
5. Прогрессивный тип самый положительный. Его особенность в том, что при возникновении неожиданных и экстремальных условий люди повышают показатели своей работы. Происходит сознательная мобилизация сил.
Коррекции поддаются напряженный и трусливый тип. Напряженность может быть снята при организации специального обучения. Она возникает при неуверенности в своих силах. Трусливому типу могут помочь различные тренинги по снятию эмоций страха, уверенности в себе. Представители агрессивно-бесконтрольного и тормозного типа коррекции не подлежат, т.к. в основе лежит склонность к аффекту, расстройства в эмоционально-волевой сфере.
Пути повышения надежности человека на рабочем месте, особенно в экстремальных ситуациях:
1. Коррекция эмоционально-волевых качеств, которая позволяет человеку управлять своими эмоциями.
2. Научно обоснованный профессиональный набор кадров.
3. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Профпригодность и профотбор
При проблеме профпригодности и профотбора существуют 2 понятия: трудоспособности или пригодность к груду и профессиональная пригодность.
Трудоспособность или пригодность к труду – это понятие более широкое и общее. Здесь речь идет о способности человека трудиться вообще (дееспособность). Это понятие выражает пригодность человека к определенному виду труда, например, физическому или умственому.
Профпригодность – более узкое понятие. Оно означает полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей человека требования, предъявляемым конкртной работой.
Таблица профпригодности (ограничения при различных заболеваниях)
Болезни | Противопоказанные профессиональные факторы |
1. Болезни органов дыхания 2. Заболевания сердечно-сосудистой системы 3. Болезни органов зрения 4. Болезни нервной системы 5. Болезни опорно-двигательного аппарата 6. Болезни органов пищеварения 7. Болезни почек и мочевыводящих путей 8. Болезни кожи | 1. Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсичными веществами, значительное физическое напряжение 2. Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами, работа на высоте и у движущихся механизмов 3. Работа с мелкими деталями; работа, требующая постоянного ношения очков; значительное физическое напряжение; запыленность 4. Нервное и эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами 5. Вынужденная рабочая поза, значительное физическое напряжение, работа на высоте и у движухся механизмов 6. Контакт с токсичными веществами; значительное физическое напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания 7. Неблагопрятный микроклимат; контакт с токсичными веществами; вынужденная рабочая поза; работа, свзяанная с нарушением режима питания 8. Контакт с раздражающими и токсичными веществами, неблагоприятный микроклимат, запыленность, постоянное загрязнение и увлажненность |
Предмет и задачи психологии труда
Объектом психологии труда является человек в процессе создания потребительских ценностей, человек в труде. Человека в труде изучает множество дисциплин. Проблема комплексного изучения человека в труде ставится Б. Ананьевым.
Основные задачи:
- повышение производительности труда (результативность),
- гуманизация труда: профилактика профессиональных заболеваний и переутомлений, профилактика профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для развития личности.
Для решения этих задач проводятся следующие мероприятия:
- санитарно – гигиенические (освещенность, увлажненность),
- организационные мероприятия,
- профессионально психологический подбор кадров.
- изучение психологического климата в коллективе, его оптимизация.
Структура курса:
1. Структура и динамика профессионально значимых свойств личности.
2. Изучение структуры умений и навыков.
3. Изучение трудовых установок и мотивов трудовой деятельности.
4. Изучение состояний человека в труде и профилактике этих состояний.
5. Изучение проблемы проф. пригодности и профотбора.
6. Особенности трудовой адаптации.
7. Проблем профориентации проф. подготовки.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.