Психические состояния человека в трудовой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психические состояния – достаточно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой.

Асеев располагает психические состояния по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные во времени состояния (удовлетворенность, заинтересованность в работе). Эти состояния влияют на человека в целом и отражают психологический настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Они возникают под влиянием каких-то неполадок, конфликтов на работе. Со сглаживанием этой ситуации состояние работника выравнивается.

3. Состояния, возникающие периодически в трудовой деятельности. Например, утомление, монотонность (монотония), напряжение различных видов и т.д.

 

 

И.Д.Левитов: классификация по уровню напряжения:

1. Умеренное напряжение. Умеренное напряжение – это нормальное рабочее состояние. Сопровождается оптимальным напряжением физиологических функций организма, проявляется в хорошем самочувствии, хорошей работоспособности, стабильности в работе, уверенности. При умеренном напряжении обстановка на рабочем месте является привычной. Это оптимальные условия труда. Труд в оптимальном режиме характеризуется надежностью и эффективностью.

2. Повышенное напряжение. Это напряжение, которое сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных или необычных условиях. Экстремальными считаются те условия, которые требуют от человека максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы.

 

Факторы, повышающие напряжение:

1. Физиологический дискомфорт-несоответствие условий обитания нормативным треб-иям.

2. Чувство страха.

3. Дефицит времени.

4. Повышенная трудность задачи.

5. Повышенная значимость ошибочных действий.

6. Наличие помех.

7. Неуспех.

8. Дефицит информации для принятия решений.

9. Перегрузка информацией.

10. Конфликтные условия.

Напряжение может быть классифицировано в соответствии с теми функциями, которые преимущественно вовлечены в трудовую деятельность, при неблагоприятных условиях они больше всего подвергаются изменению:

1. Интеллектуальное напряжение вызвано частым обращением к интеллектуальным процессам, обусловлено большим количеством проблемных ситуаций.

2. Сенсорное напряжение вызвано неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем, т.е. органов чувств.

3. Физическое напряжение связано с повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат.

4. Эмоциональное напряжение вызывается конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью или длительным напряжением прочих видов.

5. Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов и принятием решения.

6. Напряжение ожидания вызвано необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

7. Утомление – это напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

8. Монотония (монотонность) – это напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивость внимания.

9. Политония – это напряжение, вызванное необходимостью переключения внимания в частых и неожиданных направлениях.

 

Состояния утомления

Наиболее подробную характеристику утомлению дал Н.Д. Левитов (50-60е гг. XX в.). Он выделил основные компоненты утомления:

1. Чувство слабосилия. Человек чувствует ослабленность сил и снижение своей работоспособности.

2. Расстройство внимания. Человек легко отвлекается, внимание может быть либо неустойчивым (хаотичным) либо человек вообще не может концентрироваться.

3. Расстройство в сенсорной области. При этом утомлению подвергаются те рецепторы, которые принимали участие в работе.

4. Нарушение в моторной сфере. Здесь утомление сказывается либо в замедленности действия, либо в их беспорядочности. Снижается точность движений, координация. Может произойти диавтомативация навыка.

5. Дефекты памяти и мышления. Прежде всего, утомляется механическая память. В состоянии утомления человек теряет способность догадываться, сообразительность и умственную организацию.

6. Ослабление воли. Страдает выдержка и самоконтроль, появляется раздражительность. Человек не может контролировать свою деятельность в процессе труда.

7. Сонливость. Возникает при сильном утомлении. Человек может заснуть даже в самом неподходящем месте, в неподходящее время. У организма включается механизм охранного торможения.

Существует динамика утомления. В ней выделяют 3 стадии:

à Усталость. Производительность труда не падает, после отдыха производительность труда восстанавливается. Усталость является сигналом к тому, что следует отдохнуть.

à На второй стадии появляются симптомы более серьезного утомления, например, расстройства в сенсорной области, чувство слабосилия, дефекты памяти и т.д. На этой стадии человек способен себя контролировать. Признак – несмотря на то, что в состоянии отдыха симптомы проходят, при возвращении к работе они появляются вновь. Опасность этой стадии в том, что она легко перерастает в третью стадию.

à Переутомление. Все симптомы налицо, появляются проблемы со сном, ослаблены волевые функции, работоспособность либо низкая, либо приобретает хаотичную форму, действия человека дезорганизованы. Чаще всего эта стадия сопровождается неврозом утомления – неврастенией.

Подверженность человека переутомлению зависит от индивидуальных особенностей человека: типа темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, возраста, интереса к работе, мотивации, волевых черт характера.

Существует изменение работоспособности в течение рабочего дня, недели и года.

Изменение работоспособности в течение дня:

1. Врабатываемость (в течение первого рабочего часа).

2. Период дообеденного максимума (2ой – 3ий час работы). На 4ом часу работы наступает снижение. На 4ом-5ом часу обед.

3. Вхождение в работу во второй половине дня (10-30 мин.).

4. Период послеобеденного максимума. Этот максимум ниже и короче, чем в первой половине дня (не более часа).

5. Период постепенного снижения работоспособности.

Эти периоды характерны для среднестатистического человека, но у некоторых людей кривые работоспособности индивидуальна.

Изменение работоспособности в течение недели:

1. Период врабатываемости понедельник.

2. Максимум приходится на среду.

3. Снижение работоспособности наступает в конце четверга и в пятницу.

4. Некоторое повышение наблюдается в субботу.

Изменение работоспособности в течение года:

1. Максимум приходится на зимние месяцы (январь).

2. Летом работоспособность минимальна.

3. Резкое снижение наблюдается весной.

Считается, что максимальная работоспособность для учащегося в период с 8 до 12 и с 17 до 19. После 19.00 наступает общее утомление (до 10-11), а днем – утомление, связанное с желанием спать.

Монотония

Монотония (монотонность) – субъективное состояние пониженной психической активности, которое возникает при длительной, постоянно повторяющейся работе, не требующей от работника личной инициативы и творческих способностей.

Симптомы монотонии:

Ø Физиологические симптомы:

o Кислородная недостаточность;

o Снижение кровяного давления;

o Снижение мышечного тонуса;

o Снижение мышечной активности;

o Уменьшение частоты пульса.

Ø Психологические симптомы:

o Снижение уровня внимательности и других психических функций;

o Чувство усталости;

o Сонливость;

o Ощущение неудовлетворенности;

o Нежелание работать.

Ø Симптомы результативности:

o Снижение эффективности и производительности труда;

o Изменение быстроты реакции;

o Снижение способности ориентироваться;

o Колебания производительности.

 

Возникновению монотонии способствуют следующие факторы:

1. Особенности труда: повторяющиеся операции, длительное занятие одной и той же работой, низкая степень сложности труда, незначительный размер поля обозрения, ограниченная подвижность (при работе сидя или стоя), отсутствие свободы в процессе работы.

2. Особенности производственной среды: полумрак на рабочем месте, недостаток цветовых раздражителей, тепло, наличие однообразных ритмичных звуков, отсутствие людей на рабочем месте.

3. Личностные и социальные факторы: отношение к своему труду и работе, особенности общения между людьми, специфические личностные характеристики (возраст, образование, умственное развитие и тип личности).

Возникновению монотонности способствует утомление, а также принятие лекарственных средств (например, снотворное) или алкоголя.

И всех перечисленных факторов главными являются условия работы.

Необходимо отличать монотонность от состояния психического насыщения. Это похожие состояния, но психическое насыщение возникает не вследствие повторяющихся операций, а у представителей творческих специальностей. Симптомы психического насыщения: волнение, нервозность, беспокойство, раздражительность и др. Часто эти состояния (психического насыщения и монотонии) возникают вместе, влияют на психику и вызывают невроз (неврастению как невроз утомления).

Н.Д. Левитов предлагает следующие пути предупреждения и преодоления монотонии:

à Мотивация, т.е. при выполнении однообразной работы нужно проникнуться ее необходимостью, видеть эту необходимость, четко представлять, для чего нужно заниматься этой работой. Необходимо видеть результаты своей работы и видеть ее значимость. Важную роль в этом играет руководство предприятия.

à Нужно постараться найти интересное в однообразной работе.

à Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы во время работы можно было отвлекаться и думать о чем-то интересном.

à Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатления от однообразной работы, например, перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух.

à Введение функциональной музыки, перерывы.

Эмоциональное напряжение

 

Эмоциональное напряжение сопутствует всем другим вида напряжения. Оно может проявляться в двух формах: возбудимой и тормозной. Возбудимая проявляется в повышенных двигательных реакциях, суетливости, излишней говорливости, раздражительности и т.д. Тормозная форма проявляется в состоянии угнетения и замедленности реакций, иногда до полного замирания.

Эмоциональное напряжение изучалось на поведении человека в экстремальных условиях. Экстремальными называются условия, при которых от человека требуется высокий уровень физической, физиологической и психической активности, иногда даже резко выходящих за пределы физиологической нормы.

Типы эмоционального напряжения:

1. Напряженный тип проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности.

2. Трусливый тип проявляется в сознательном уклонении человека от своих обязанностей, рабочих функций. Этот тип характеризуется пассивностью и стремлением оградить себя от вмешательства в ход событий.

3. Тормозной тип проявляется в полной заторможенности действий, доходящих до ступора – неспособности реагировать на происходящие действия. Аффект – отсутствие реакции.

4. Агрессивно-бесконтрольный тип опасен для окружающих. В основе лежит аффект по возбудимому типу. Отсутствует контроль.

5. Прогрессивный тип самый положительный. Его особенность в том, что при возникновении неожиданных и экстремальных условий люди повышают показатели своей работы. Происходит сознательная мобилизация сил.

Коррекции поддаются напряженный и трусливый тип. Напряженность может быть снята при организации специального обучения. Она возникает при неуверенности в своих силах. Трусливому типу могут помочь различные тренинги по снятию эмоций страха, уверенности в себе. Представители агрессивно-бесконтрольного и тормозного типа коррекции не подлежат, т.к. в основе лежит склонность к аффекту, расстройства в эмоционально-волевой сфере.

Пути повышения надежности человека на рабочем месте, особенно в экстремальных ситуациях:

1. Коррекция эмоционально-волевых качеств, которая позволяет человеку управлять своими эмоциями.

2. Научно обоснованный профессиональный набор кадров.

3. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Профпригодность и профотбор

При проблеме профпригодности и профотбора существуют 2 понятия: трудоспособности или пригодность к груду и профессиональная пригодность.

Трудоспособность или пригодность к труду – это понятие более широкое и общее. Здесь речь идет о способности человека трудиться вообще (дееспособность). Это понятие выражает пригодность человека к определенному виду труда, например, физическому или умственому.

Профпригодность – более узкое понятие. Оно означает полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей человека требования, предъявляемым конкртной работой.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.