Зарубежная психология труда:
Начало психологии труда можно отнести к концу XIX - начале XX столетия. Появляются первые работы, посвященные трудовой деятельности. Например: Тейлор. В его работах рассматривались вопросы профотбора, нормирования труда, оплаты труда, проблемы управления предприятиями. Психологических вопросов было не так-то много.
Изобретение и применение конвейера Форда стало толчком для развития психологии труда. Конвеерно-поточная система включала высокую скорость линии, там могли работать люди со специальной подготовки. Люди должны были обладать примерно одинаковой скоростью нервных процессов, уровнем внимания и др. Для этого необходим был профотбор. Из-за высокой скорости у человека была переутомляемость.
В 1912 г. Мюнстерберг издал книгу «психология и промышленная производительность», в ней психология труда рассматривалась как наука, отдельная психологическая дисциплина. В ней рассматривались все актуальные вопросы и по сей день: профотбор, проф. пригодность, приспособление человека к техники и техники к человеку, монотонии, утомления, рекламы и т.д.
1912 г . – возникновение психологии труда как отдельной дисциплины.
В дальнейшем психология труда за рубежом развивалась стабильно.
Развитие психологии труда в России:
Зарождение отечественной психологии труда связано с именем физиолога Сеченова. Он интересовался рефлекторной природой психических процессов, изучал ощущение и восприятие в трудовых актах. Он впервые поставил вопрос о заученных движениях – навыках. Он показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции, т.е. функции регулятора переходят от зрения к кинестезии. Работы Сеченова: «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня», «Участие нервной системы в рабочих движениях человека», «Очерк рабочих движений человека». В годы советской власти психология труда развивалась очень интенсивно. В 1921 году в Москве под председательством Бехтерева была проведена Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда. На ней был сделан ряд докладов по психологии труда. В 1925-1927 годах психология труда становится отдельной отраслью психологической науки. Оно называлась психотехника. 1925-1936 г. – психотехнический период. Родоначальником психотехники был психолог И. Н. Шпильрейн. Под его руководством было создано огромное количество лабораторий. Изучались психическое состояния в труде, профотбор, особенности конвейерного труда, изучались требования профессии к человеку, профессионально личностные качества. В 1936 г. Вышло постановление «об идеологических извращениях», критике подверглась и психология труда. Шпильрейна расстреляли. Все достижения были перечеркнуты. Возрождение можно отнести к началу 50-х годов. По инициативе Б.Н. Теплова в МГУ начинают читаться лекции по психологии труда. Появляются исследовательские группы по изучению вопросов трудовой деятельности. В середине 50-х годов организуется первая лаборатория и затем отдел по психологии труда. В 1957 г. проводится всесоюзное совещание по психологии труда. Особенностью 60-70-х годов является преодоление прикладного характера психологии труда. Ученые начинают заниматься теоретическими проблемами. 50-60 годы психотехника → психология труда. В психологию труда проникает личностный подход. В 60-70 годы из психологии труда выделяется инженерная психология. Она изучает особенности взаимодействия человека и техники. В 70-е годы многие психологические вузы выпускали многих специалистов для работы на промышленных предприятиях. Проводилось множество прикладных исследований, выпускалось множество статей. В настоящее время развитие идет прогрессивно, в психологию труда проникла психология личности. Изучается взаимодействие с компьютерами, главной задачей является повышение гуманизации труда.
Методы психологии труда
Выделяют 2 группы методов.
Основными являются:
v Наблюдение
v Эксперимент
v Экспликативные методы – беседа, опросники, сбор данных.
Специфические методы:
v Профессиограммы
v Психограмма
v Хронометраж
v Трудовой метод
Специфические методы предназначены для сбора информации, которая используется в теоретической и практической деятельности психолога. Методику сбора этих данных называют психологической профессиографией – это комплекс способов и средств, с помощью которых определяются особенности
профессий,
профессионально значимых свойств личности,
способностей,
знаний, умений, навыков,
психических состояний в труде,
т.е. это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда.
Принципы профессиографии сформулированы К.К. Платоновым:
1. Принцип комплексности,
2. Целенаправленности,
3. Надежности,
4. Дифференциации (изучение всех специальностей, входящих в данную профессию),
5. Типизации (объединение профессий в определенные группы),
6. Принцип перспективности,
7. Принцип реальности.
Сведения, которые собираются с помощью профессиограммы, объединяются в соответствии с 4-мя группами вопросов:
1. Какая работа (специальность, профессия, должность) анализируется и описывается? Что является предметом, целью данной работы? Какие виды деятельности она включает? Как они взаимодействуют между собой?
2. Какие условия и возможности предоставляет работа человеку? Какие объективные предпосылки хороших результатов работы? Что стимулирует и что сдерживает развитие личности работающего?
3. Какие внешние факторы: положительные и отрицательные, воздействуют на психику человека на рабочем месте? Что влияет на трудоспособность человека?
4. Какие особые или исключительные требования к психике человека предъявляет данная работа? Какие способности человека являются предпосылкой успешной работы? Какие качества не находят своего применения в данном труде?
Профессиография включает в себя:
1) Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
План профессиограммы:
1. Производственная характеристика профессии и ее специальности.
2. Экономическое значение профессии.
3. Социологические и социально-психологические характеристики профессии (социальный престиж профессии, особенности коллектива, межличностных отношений и т.д.).
4. Перечень знаний, умений и навыков, необходимых для данного вида деятельности.
5. Гигиеническая характеристика условий труда с выделением проф. вредностей.
6. Перечень физиологических требований, предъявляемых человеку и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности.
7. Составление психограммы.
2) Психограмма – перечень требований, предъявляемых психике человека данной профессии.
3) Хронометраж – определение времени, которое затрачивается на ту или иную работу или операцию.
4) Трудовой метод – в этом случае исследователь изучает ту или иную деятельность, сам становясь рабочим.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 276.