Методы управления – это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Экономические методы (экономическое стимулирование, материальная ответственность, ценообразование, кредитование, налогообложение) носят косвенный характер управленческого воздействия.
Социально-психологические методы управления основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей – отношений к земле, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.
В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.
Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а принципы сознательно формируются в интересах практики и применяют их в зависимости от конкретных условий. Из основных принципов можно выделить следующие принципы:
Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся противоречий теории и практики, объективных и субъективных факторов.
Принцип системности и комплексности предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно.
Принцип централизованности и децентрализованности заключается в том, что централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках целостной системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, что позволяет быстро и оперативно реагировать на изменения ситуации.
Принцип пропорциональности отражает рациональное соотношение управляющей и управляемой частей системы, так как увеличение и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта (управляющей подсистемы).Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления, включая информационные операции по подготовке и реализации решений.
Принцип делегирования полномочий означает передачу задач и полномочий управляющей структуре, которая принимает на себя ответственность за их выполнение.
Принцип обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового действия, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном заданном состоянии.
Требования и основные этапы процесса системы управления
Требования к системе управления:
Устойчивость способность системы сохранять некоторое свое качество в процессе управления, несмотря на оказываемые влияния как со стороны, так и изнутри. Устойчивость по Ляпунову — при любом воздействии окружающей среды система может за определенное время или в пределе приблизиться к той линии поведения, которой придерживалась до воздействия;
Оперативность — свойство процесса управления укладываться в обозначенные сроки.
Гибкость способность быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Это необходимое, но недостаточное условие эффективного управления.
Непрерывность — отсутствие пауз и перерывов между после последовательными стадиями процесса. Это необходимое условие эффективности управления.
Основные законы и принципы управления реализуются в процессе формирования этапов процесса управления:
- сбор и обработка информации, ее анализ,
- диагноз и прогноз, систематизация (синтез),
- установление цели,
- выработка решения, направленного на достижение цели,
- последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений,
- организация деятельности для выполнения решения,
- контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение), сбор и обработка информации о результатах деятельности,
- и новый цикл этого непрерывного процесса.
Таким образом, управление – это вид деятельности, который состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
Вопросы для самоконтроля
Лекция 2
Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.