В 8 «А» классе учатся 26 учеников, из них 15 мальчиков и 11 девочек (Приложение 1). Практически все ученики учатся вместе с самого первого класса. Смена классного руководителя класса происходила два раза: с 1 по 5 класс их классным руководителем являлась Смертина И.А., с 5 до начала II четверти 8 класса – Соловьёва О.В., а на данный момент их классным руководителем является Накоскина В.К.. Традицией класса является то, что они каждый год перед новым годом ездят в пригородные лагеря города Тюмени.
При изучении структуры и организации класса я использовала несколько методов: социометрию, наблюдение и беседы с учениками и учителями, изучила учебную мотивацию, психологический климат в классе.
С помощью проведенной методики «Мой коллектив» (Лутошкин А.Н.) можно сказать что, данный ученический коллектив находится на среднем уровне развития, таким образом, 8 «А» класс можно назвать «Мерцающим маяком» (Приложение 2). То есть в таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, а также бывать вместе. В классе есть такие люди, на которых можно опереться, это Кармазин А., Бадрызлов Д., Финк М., Щукин А.. А также он заметно выделяется среди других классов своей индивидуальностью. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.
Для изучения межличностного отношения и уровня сформированности классного коллектива я использовала социометрию. Величиной социометрического ограничения было 5 выборов. Каждый ученик класса должен указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию. Инструкция. «Если бы ты попал на необитаемый остров, на котором тебе пришлось бы прожить целый месяц в тяжелых условиях, кого из класса – пятерых человек, ты бы взял с собой? Напишите на бланке свою фамилию и слово «возьму»: поставьте на 1 место того, кого бы вы взяли в первую очередь, во – вторую и т.д. Затем, на другой стороне бланка напишите того, кого из класса ты бы точно ни за что не взял с собой на остров? (Количество человек не ограничено). Но, если в классе вы в принципе можете с этим человеком ужиться, поставьте напротив его фамилии прочерк».
Социометрия показала, что наибольшее число голосов получили двое Кармазин А. (10), Бадрызлов Д. (9) (Приложение 3). Исходя, из наблюдений, можно сказать, что авторитет их основан на большом наличии у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие. А также в классе они ведут себя открыто с одноклассниками и готовы подать им руку помощи в трудную для них минуту.
А вот наибольшее число отрицательных выборов получили четыре ученика: Чубарова Л. (-10), Шишкин В. (-8), Бродт Л. (-7), Стерлядкина К. (-6). Социометрия не позволяет установить мотивы отвержения, поэтому я предполагаю, что попали они в число отвергаемых из-за своей замкнутости, высокомерии и нежелании идти на контакт с другими учениками.
А также по социограмме видно, что дружба между полами у данного класса только начала образовываться. Поэтому в классе до сих пор существуют две группировки, лидерами которых являются Кармазин А. и Финк М.
Для этого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными полами, взглядами, мнениями.
Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 4 и 5 (14 человек), есть даже один отличник Созонов Максим победитель различных олимпиад и конкурса «Шаг в будущее». Даже по проведенной методике «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» видно что, в классе преобладает II уровень учебной мотивации. Таким образом, это еще раз доказывает, что у учащихся продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учебе.
Но в классе есть и ученики, со сниженной учебной мотивацией которые менее успешно справляются с учебой, таких в классе 12 человек. А вот дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей (Приложение 5).
В школе существуют различные кружки и спортивные секции. Более 60% учащихся занимаются в различных организациях не только в школе, но и за пределами школы. Увлекаются плаванием, рисованием, футболом, танцами, баскетболом, музыкой, теннисом, борьбой, журналистикой и английским языком.
По результатам методики Фидлера Ф. «Психологический климат в коллективе» можно с уверенностью сказать, что эмоциональный и психологический климат в классе положительный. В классе преобладает дружелюбие, взаимное согласие, теплота, сотрудничество и успешность во всем. Ученики открыты и терпимы к чужому мнению (Приложение 6).
5. Методическая разработка и самоанализ самостоятельно проведенного внеклассного мероприятия «Наш дружный класс»
Дата 3.12.2009
Время 13.10 – 14.10
Класс 8 «А» 13 – 14 лет
Кабинет № 114
Провели: Елина Екатерина Владимировна и Крестьянникова Юлия Игоревна.
Цель: создание условий для сплочения коллектива.
Задачи:
1. повысить уровень взаимоотношений в классе;
2. научить детей находить положительные качества в каждом члене коллектива;
3. научить детей чувствовать настроение другого человека.
Форма: игровой тренинг
Материалы: два волейбольных мяча, два чемодана
Время проведения: 1 час
Правила группы:
1. активность;
2. «не перебивать»;
3. принцип «Я» высказывания.
Вводная часть
Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: подготовить учащихся к взаимодействию.
Ведущий: «Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем у вас необычное внеклассное мероприятие в виде игрового тренинга. Сейчас мы сядем в один круг, и каждый должен будет поприветствовать друг друга и рассказать немного о своем настроении на данный момент.
Основная часть
Упражнение 2 «Коленочки»(5-7 минут)
Цель: научить детей чувствовать друг друга и быть внимательными.
Все играющие должны сидеть в одном кругу вплотную друг к другу.
Ведущий: «Левая рука каждого играющего лежит на правой коленке левого соседа, а правая – на левой коленке правого соседа. Задача – по очереди рук хлопать по коленкам. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или далее просто поднял руку, то его «ошибшаяся» рука выбывает из игры (убирается за спину)».
Все играют в игру минут 5. После завершения игры ведущий благодарит всех.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 287.