Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридическая ответственность – это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками: а) государственным принуждением; б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние; в) наступлением для правонарушителя неблагоприятных последствий, что и составляет сущность наказания.

Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками: 1) данная ответственность установлена непосредственно бюджетным законодательством (причем, только Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами); 2) к ответственности привлекается субъект бюджетного правоотношения; 3) ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний, предусмотренных нормами бюджетного законодательством ; 4) в основании ответственности лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение бюджетного законодательства; 5) ответственность состоит в применении специфических бюджетных санкций; 6) привлечение к бюджетно-правовой ответственности производят органы, исполняющие бюджеты; 7) привлечение к ответственности осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством; 8) бюджетно-правовая ответственность является средством обеспечения надлежащего исполнения требований бюджетного законодательства.

При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели. Первая цель – обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Вторая цель – наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений. Третья цель – защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений. В рамках финансовой ответственности ответственность за нарушения бюджетного законодательства формирует особый вид ответственности – бюджетно-правовую ответственность. Бюджетно-правовая ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера.

Характеризуя правовой статус субъектов Российской Федерации в системе ответственности за нарушение бюджетного законодательства, отметим следующие обстоятельства: Во-первых, субъекты Российской Федерации не правомочны устанавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства (в форме как административной, так и бюджетно-правовой ответственности). Такую ответственность правомочны устанавливать лишь уполномоченные федеральные органы государственной власти. Однако, во-вторых, именно нарушение бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации может выражать собой объективную сторону бюджетно-правового или административного бюджетного правонарушения, которое будет лежать в основании привлечения правонарушителя соответственно к бюджетно-правовой или административной ответственности; В-третьих, субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны привлекать правонарушителей к бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений, в порядке установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. В-четвертых, субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны возбуждать дела о привлечении правонарушителей к административно- правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства путем составления протокола о совершении бюджетного правонарушения. В-пятых, субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти сами могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей. В-шестых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющие бюджеты, а также их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

3 основания привлечения к ответственности:

  1. Фактическая - бюджетное нарушение
  2. Нормативная. Норма права, в соответствии с которой привлекают к бюджетно-правовой ответственности (БК РФ)
  3. Процессуальная. Акт компетентного органа, на основании которого мы привлекаем лицо к ответственности

 

Бюджетное нарушение - это совершенное в нарушении бюджетного законодательства и иных нпа, регулирующих бюджетное правоотношение, и договоров соглашении, на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы, действии (бездействие) финансового органа, главного распорядителя, распорядителя, получателя, главного администратора доходов бюджета за совершение которого бюджетным кодексом предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

 

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами федерального казначейства на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органами муниципального финансового контроля.

 

Бюджетные меры принуждения:

 

  1. Бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету
  2. Бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной систему другому бюджету
  3. Бесспорное взыскание пении за несвоевременный возврат средств бюджета
  4. Приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением субвенции
  5. Передача уполномоченному пор соответствующему бюджету части полномочии главного распорядителя, распорядителя, и получателя бюджетных средств

 

Порядок применения мер принуждения устанавливается финансовым органом.

 

Под уведомлением понимается документ органа государственного финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основание для применения бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условии предоставления межбюджетного трансферта, бюджетного кредита, или использованных не по целевому назначению средств.

При выявлении нарушении орган внешнего государственного муниципального финансового контроля (счетная палата, контрольно-ревизионные органы субъектов), органы направляют не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия, уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушения органы внутреннего государственного муниципального финансового контроля не позднее 60 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия, уведомление о применении бюджетных мер принуждения. С момента получения уведомления финансовым органом в течение 30 календарных дней применяются меры принуждения. Если нарушена процедура, сроки в составлении передачи уведомления в финансовый орган, то финансовый орган может принять решение об отказе в применении мер принуждения.

 

Субъект, имеющий полномочия в применении мер бюджетного нарушения - федеральное казначейство.

 

Виды бюджетных нарушении, предусмотренных БК:

1. Нецелевое использование бюджетных средств. Это направление средств бюджета бюджетной системы РФ, и оплата денежных обязательств в целях несоответствующие полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой и иным документам, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. За нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем, распорядителем и получателем бюджетных средств, влечёт за собой передачу полномочии уполномоченному по соответствующему бюджету указанных лиц. Если указанные лица использовали по нецелевому назначению предоставленные межбюджетные трансферты, а также кредиты бюджетной системы, то в данном случае, влечёт бесспорное взыскание суммы средств. Приостановление (сокращение) предоставленных межбюджетных трансфертов.

2. Невозврат, либо несвоевременный возврат бюджетного кредита влечёт бесспорное списание суммы, непогашенной остатка бюджетного кредита и пении, за его несвоевременный возврат. И (или) приостановление бюджетных трансфертов.

3. Не перечисление, либо небо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, влечёт бесспорное взыскание суммы платы за пользование кредитом и пени, может быть приостановление межбюджетных трансфертов.

4. Нарушение условий предоставления бюджетных кредитов, влечёт бесспорное взыскание бюджетных средств, либо приостановление межбюджетных трансфертов.

5. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. Они не связанны с нецелевым использованием. Влечёт бесспорное взыскание суммы средств или предоставление межбюджетных трансфертов.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.