Налоговое право: система, источники.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговое право, являясь подотраслью финансового права, представляет собой систему. Система налогового права является составной частью системы финансового права. Первичным элементом всей системы налогового права является норма налогового права, т.е. установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе установления и взимания налогов (сборов), обеспеченное мерами государственного принуждения.

Условно все нормы налогового права можно разделить на две части: Общую и Особенную.

В нормах Общей части устанавливаются система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, подлежащих уплате в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Федерации и местных налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. Нормы Особенной части регулируют исчисление и уплату отдельных видов налогов и конкретизацию прав и обязанностей налогоплательщиков по этим налогам.

Источниками налогового права являются акты национального и международного права, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Система источников налогового права, иерархически выстроенная по юридической силе актов, условно выглядит следующим образом.

I. Конституция Российской Федерации.

II. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

III. Законодательство о налогах и сборах (специальное налоговое законодательство), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

1)федеральное законодательство о налогах и сборах (или Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), включающее:

а) Налоговый кодекс РФ; б) иные федеральные законы о налогах и сборах;

2)региональное законодательство о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации;

3)нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах, принятые представительными органами муниципальных образований.

IV. Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (общее налоговое законодательство).

V. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

1)акты органов общей компетенции: а) указы президента; б) постановления правительства;

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами муниципальных образований;

2)акты органов специальной компетенции, т.е. ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.

 

I. Конституция Российской Федерации (ст.57–обязанностьуплаты налогов; в статьях74-76,83, 85, 90, 104, 106, 107 – полномочия Президента РФ, Правительства РФ, в налоговой сфере; в ст. 132 – полномочия органов самоуправления; в статьях 25, 35, 40, 41, 43, 46, 52, 53 – основы налогового статуса граждан).

II. Нормы международного права и международные договоры ( ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичный принцип приоритета международных норм перед нормами национального законодательства в сфере налогообложения предусмотрен ст. 7 НК РФ).

Международные договоры, заключенные с области налогообложения можно условно разделить на три группы.

1.Налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

2.Специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения (заключаются в области морского судоходства, в области воздушного транспорта, в области автомобильных перевозок).

3.Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. III. Законодательство о налогах и сборах (специальное налоговое законодательство).

1. Федеральное законодательство о налогах и сборах в соответствии со ст. 1 НК РФ состоит из:

а) Налогового кодекса РФ; б) принятых в соответствии с НК РФ федеральных законов о налогах и сборах.

2.Региональное законодательство о налогах представляет собой законодательство субъектов Российской Федерации о налогах. Оно состоит из принятых в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ.

3.Нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах, принятые представительными органами муниципальных образований.

IV. Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (общее налоговое законодательство).

V. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

1. К актам органов общей компетенции относятся:

а) Указы Президента РФ.

б) Постановления Правительства РФ.

2. Акты органов специальной компетенции (Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления).

В последнее время в России большое значение в регулировании налогообложения приобрели решения Конституционного Суда РФ.

Налоговое правоотношение.

Налоговое правоотношение - это урегулированное нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов, сборов и страховых взносов, налогового контроля, а также привлечения ответственности за нарушение налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности в области налогообложения

Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта,содержания.
В ст. 9 НК РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Субъектами налогового правоотношения являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
3) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
4) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления;
6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы (финансовые органы) - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом РФ.

 

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

 

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.


В соответствии со ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

 

Физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территорий Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговой правоотношение - обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения - связанные, но не идентичные понятия.

 

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
-присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
-требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

 


Налогоплательщики обязаны:
-уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
- в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

 

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
- об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях -в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

 

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

 

Налоговые агенты обязаны:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
- вести учет выплаченных налогоплательщиками доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

 

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 182, 185-189 ГК РФ).
Налоговый кодекс РФ закрепляет права и обязанности налоговых органов, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

 

Налоговые органы вправе:
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;
- приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органом необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам и другие права, предусмотренные НК РФ.

 

Налоговые органы обязаны:
-соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
-вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
-соблюдать налоговую тайну;
- направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Органы налоговой полиции полномочны:
- производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;
- проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности;
- осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;
— по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
— осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом Российской федерации «О федеральных органах налоговой полиции».












































































Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.