Правовое регулирование и принципы межбюджетных отношений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Межбюджетные отношения – это отношения между публичными образованиями по вопросам регулирования, организации и осуществления бюджетного процесса. Основным методом регулирования таких отношений являются межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Выделяют следующие виды трансфертов:

1. Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установлений ограничений и условий, на выравнивание бюджетной отчетности. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки. Общий объем дотаций определяется исходя из минимального уровня бюджетной обеспеченности.

2. Субсидии – это межбюджетные трансферты, которые предоставляются на безвозмездной безвозвратной основе в целях софинансирования либо совместных расходных обязательств, либо расходных обязательств других уровней бюджета. Субсидии предполагают всегда долевое финансирование, где доли заранее не установлены, и в отличии от дотаций носят целевой характер. Совокупность субсидий бюджета субъектов РФ из федерального бюджета образуют Федеральный фонд софинансирования расходов.

3. Субвенции – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для бюджетов других уровней, для решения последними задач, возникших при осуществлении переданных полномочий. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Содержание межбюджетных отношений базируется на кон­ституционном механизме распределения бюджетных прав между органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления. Самой широкой компетенцией в области регулирования бюджетных правоотношений наделены органы государственной власти Российской Федерации. Более ограниченным перечнем бюджетных прав обладают субъекты РФ и органы местного самоуправления.

Точкой отсчета на пути к реформированию межбюджетных отношений стало постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах». Политика государства в сфере межбюджетных отношений нацелена на выравнивание доходной части нижестоящих бюджетов до минимально необходимого уровня, который, в свою очередь, устанавливается на базе минимального социального государственного норматива (социального стандарта), представляющего собой расчетные показатели, применяемые на всех уровнях бюджетной системы.

Отсутствует механизм обеспечения реальной самостоятельности бюджетов регионального и муниципального уровней.

Вопрос о межбюджетных отношениях приобретает актуальность в сложносоставных государствах. Россия представляет собой федеративное государство, в котором субъекты Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.

73 Конституции РФ). Кроме того, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ).
Важнейшей основой и гарантией самостоятельности как субъектов Федерации, так и муниципальных образований является их обеспеченность финансовыми ресурсами.


В результате бюджетная система Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты городских и сельских поселений (ст. 10 БК РФ).

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Их сторонами являются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, ибо именно они являются собственниками средств соответствующих бюджетов. Однако Бюджетный кодекс РФ не четко указывает на содержание межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения можно определить и как отношения, возникающие между различными публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Наиболее яркая форма проявления межбюджетных отношений — отношения по выделению межбюджетных трансфертов, урегулированные БК РФ.


Межбюджетные отношения строятся на основе определенных принципов, которые включены в общий перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации (гл. 5 БК РФ).

 

Принципы межбюджетных отношений:
1)принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ).
2) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ).

3) принцип самостоятельности бюджетов реализуется в динамической взаимосвязи с принципом единства бюджетной системы .
4) принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ).

 










Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.