Пенсионный фонд РФ – государственный внебюджетный фонд, предназначенный для обязательного пенсионного страхования в РФ.
Финансово-правовой статус пенсионного фонда определен: Бюджетным Кодексом, федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 №167-ФЗ и "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 №173-ФЗ.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
- лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физ. лица
- индивидуальные предприниматели и частные адвокаты
Застрахованными лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие оп трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, самостоятельно-обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные адвокаты).
Страховым случаем признается: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:
- страховых взносов
- средств федерального бюджета
- сумм пеней и иных финансовых санкций
- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда
- добровольный взнос физ. лиц и организаций
- иных источников, не запрещенных законодательством.
Средства бюджета РФ имеют целевое назначение и направляются на:
- выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти
- доставку пенсии
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда
- иные цели, предусмотренные законодательством
Размер страховых взносов для работодателей установлен 22% от фонда оплаты труда, из них 16% идет на финансирование страховой части и 6% на финансирование накопительной части. Накопительная часть предусмотрена только для лиц моложе 1967г.р.
Уплата сумм авансовых платежей в Пенсионный фонд производится ежемесячный в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда, но не позднее 15 числа месяца. За просрочку платежа начисляются пени в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки от неуплаченной суммы взносов.
Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П=СЧ+НЧ где
П – размер пенсии за месяц
СЧ - страховая часть ( СЧ=ПК/Т - ПК- пенсионный капитал
Т- период дожития (19 лет, 228 мес)
НЧ – накопительная часть пенсии (НЧ=ПН/Т )
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины, достигшие возраста 60 лет при наличие не менее 5 лет страхового стажа.
Финансово-правовой режим Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования - денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование - это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования - финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ.
В рамках развития концепции перехода от финансирования затрат бюджетных учреждений (сметное финансирование) к финансированию услуг, которые те предоставляют населению (нормативно-подушевое финансирование), обязательное медицинское страхование рассматривается как преимущественный механизм финансирования здравоохранения. Участие страховых медицинских организаций и обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи также отвечает перспективным направлениям совершенствования управления государственными и муниципальными финансами.
Программными документами на долгосрочную перспективу (Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 год) предусмотрен постепенный переход за счет увеличения объема средств, концентрируемых в фондах обязательного медицинского страхования, к одноканальному финансированию учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.
В Законе РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные, некоммерческие, финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов - в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов РФ.
Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:
1) страховых взносов, уплачиваемых работодателями на обязательное медицинское страхование
2) трансфертов из федерального бюджета:
а) субсидий на обязательное медицинское страхование неработающих (детей);
б) субсидий, связанных с отдельными расходными обязательствами РФ и субъектов РФ в рамках социальной помощи;
в) дотаций на покрытие дефицита бюджета Фонда;
3) доходов от размещения временно свободных средств Фонда, включая средства нормированного страхового запаса;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая использование средств нормированного страхового запаса.
К расходам Фонда относится также трансферт Фонду социального страхования Российской Федерации.
За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.
Доходы и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования условно можно разделить на две группы:
1) финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
2) отдельные расходы, связанные с обязательствами РФ и субъектов РФ в сфере здравоохранения и социальной помощи.
Основную часть доходов территориальных фондов составляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан, взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, а также трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Структура доходов территориальных фондов дифференцирована по различным субъектам РФ в зависимости от структуры населения, экономической ситуации в регионе и соответственно объема трансфертов из Федерального фонда. В целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления от работодателей на обязательное медицинское страхование работающих граждан над поступлениями за неработающих. Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов).
В состав расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования входят расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.
Движение средств в системе обязательного медицинского страхования проходит по следующей схеме. Суммы страховых взносов работодателей зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства. Управление Федерального казначейства платежными поручениями перечисляет средства на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет поступлений из бюджетов субъектов РФ, а также дотаций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 309.