Современные социокультурные проблемы науки о физической культуре.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физическая культура и спорт как социокультурные явления на протяжении всей истории человечества претерпевали на себе влияние производственных отношений, экономики, политики и идеологии, достижений науки, философии, искусства. В то же время физическая культура и спорт сами влияют на общественную жизнь, виды человеческой деятельности, например, на образование, науку, культуру, искусство и др.

История физической культуры как социокультурного явления сложна и интересна - от ее зарождения до сегодняшнего дня. Поэтому проблема возникновения физической культуры и ее дальнейшее развитие всегда привлекала исследователей и специалистов, изучающих ее историю. Эта проблема — одна из основных в науке о физической культуре и спорте. Сегодня существует не сколько теорий раскрывающих вопрос возникновения физической культуры в истории человечества.

Согласно первой теории, выдвинутой в конце XIX — начале XX в. немецким философом Шиллером (1984), человек развивался физически и умственно благодаря труду, а сам труд возник из игры. Исходя из этого, в жизни общества игра исторически предшествует труду, т. е. труд есть «дитя» игры.

Вторая — теория магии — более современная теория происхождения физической культуры. Она впервые была предложена английским ученым Рейнаком. По Рейнаку, физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение.

Согласно третьей теории Спенсера (Англия) — избыток биологической энергии — физическая культура представляется инстинктом. Но если это так, то общество не несет ответственности за пороки, порождаемые инстинктом, а значит и физической культурой.

Четвертая теория — материалистическая. Она изложена в работах Г. В. Плеханова и разработана в специальном исследовании Н. И. Пономаревым. Согласно им, возникновение физической культуры определяется влиянием объективных и субъективных факторов.

Ошибочность первых трех теорий состоит в том, что в них имеет место попытка доказать, что признаки физического воспитания проявляются уже у животных. В этих теориях не учтены различия между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Мнение о возникновении физической культуры из религиозных обрядов первобытных людей также неверно, так как физические упражнения человек стал применять до появления религии.

 

16. Специальное и неспециальное физкультурное образование: проблемы и пути решения.

Роль физкультурного образования в формировании физической культуры личности.

Образование – уникальное общественное явление, определяющее прогресс всей человеческой цивилизации. Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека и должно осуществляться для человека и ради человека, должно быть ориентировано только на него.

Физкультурное образование отражает процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания. В процессе физкультурного образования происходит овладение системой научных знаний, познавательных и двигательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных, физических и других качеств личности, развитие творческих сил и способностей.

Основное отличие от специального образования, которое дается в средних и высших физкультурных учебных заведениях, заключается в том, что неспециальное физкультурное образование осуществляется личностью порой самостоятельно, зачастую индивидуально. В этом случае образование нового, сверх природного уровня развития физических качеств, двигательных навыков идет стихийно, самостоятельно в процессе жизни, бытовой, профессиональной, спортивной деятельности. То же самое относится и к овладению специфическими знаниями из области физической культуры.

На современном этапе перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его состоит в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

Самодеятельность в сфере неспециального физкультурного образования возникает как естественный процесс деятельности, стимулируемой социальными и культурными потребностями личности и общества. Ее содержание и результаты в значительной степени детерминированы (обусловлены) социальными условиями жизни, быта, деятельности личности в человеческом окружении.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 895.