Системный подход как методологическая ориентация исследования, его значение для формирования теоретического знания в сфере физической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Системный подход – это принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения, а также принцип, руководящий общей стратегией исследования. Системный подход заключается, прежде всего, в осознании, что подлежащий исследованию объект является системой – составным объектом, свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Системный подход предполагает замену выражения свойств системы через свойства ее компонентов, на поиск определения свойств системы как единого целого.

В условиях интегрирования отраслей знания формировались принципы системности, теория и методология системного анализа, системный подход и системный метод. Задача системного исследования - унифицировать отдельные отрасли знания, указав на то, каким образом закономерности пограничных областей могут быть поняты в качестве частных случаев более общих закономерностей. Системный подход предполагает установление связей между составными частями изучаемого объекта как единого целого и рассмотрение его в конечном итоге в виде системы. Наряду с методологией успешность научного исследования во многом зависит от выбора методов исследования, соответствующих цели и задачам научной работы.

На современном этапе наука в области ФКиС имеет весьма сложную структуру. Она является органической частью философских, педагогических, социальных, естественных и медицинских наук. Вопрос о предмете науки в области ФКиС до сих пор остается открытым. Поэтому применение системного подхода при рассмотрении теории и методики науки о ФИС является, безусловно, важным и необходимым.

 

Основополагающие социокультурные концепции физической культуры.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социокультурной роли спорта как социального института, как сферы человеческой деятельности и феномена культуры. Неоспоримым фактом современной цивилизации стал колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Процессы глобализации, наряду с другими факторами, были стимулированы и развитием современного спорта, который стал своего рода «разрушителем» границ.

Спорт не развивается изолированно от других областей социальной практики. Он создает вокруг себя определенную социокультурную среду: спортивные сооружения оказывают влияние на планировку городов; развилась мощная индустрия производства спортивных товаров и услуг; спортивные праздники и шоу рождают новые специфические средства выразительности; интенсивно развиваются массовые коммуникации в сфере спорта. Спорт оказывает существенное влияние на имидж современного человека, на стиль его жизни. Можно сказать, что спорт, как социокультурный институт - это специфический вид общественного производства, в рамках которого воспроизводится определенный тип взаимодействий, складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы, а нередко и своего рода «идолы», то есть, несомненно, можно говорить о заметном влиянии спорта на массовое сознание.

Развитие социокультурной функции спорта, обогащение функционального поля таких её центральных понятий и идей, как «спортивная культура», «телесное» и «духовное» начала личности, «социальная защита спортсмена», «социокультурное пространство физической культуры» и т.д., является актуальной проблемой современности. Спортивная деятельность может служить и служит во все времена мощным фактором социально-культурного развития общества.

 

Проблема понимания человека как целостности и ее реализация в физической

Культуре.

Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Все это свидетельствует (особенно в связи с процессами гуманизации нашего общества) о чрезвычайной значимости в XXI веке культуры и ее вида - физической культуры.

Выявление роли физической культуры во всестороннем развитии личности в нашей стране всегда было предметом интенсивного исследования ученых и связывалось прежде всего с осмыслением сущности физического воспитания, а позднее и физической культуры, спорта.

Идея целостности человека уже достаточно давно стоит и на повестке дня в теории и практике физической культуры. В большей мере она связывалась с воздействием физических упражнений одновременно как на физическое, так и на духовное развитие человека. Это подчеркивал П.Ф. Лесгафт, заостряя внимание на идее психофизического единства человека.

Физическое воспитание, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно влияет и на формирование его личности, что в его процессе могут и должны решаться задачи умственного, эстетического, нравственного и других видов воспитания; вопросы развития научного мировоззрения, идейной убежденности, высокой внутренней и внешней культуры и др. При этом все задачи должны решаться лишь "...через деятельность и в процессе деятельности. Это не только расширяет роль физического воспитания как фактора всестороннего развития личности, но и непосредственно обусловливает успех его самого.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 1080.