ОСНОВЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО ЯЗЫКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Голодные времена

 

Фраза из Фульгенция — Мифологии , I. (См.: Novari, 1899, р. 114).

Подробный перечень бедствий и продовольственных кризисов, обрушившихся на Италию в IV–VI вв., см.: Ruggini, 1961, р. 152–176, 466–489. Об общеевропейской ситуации см.: Doehaerd, 1971.

О демографической картине в Европе, кроме классической работы Beloch (1908, ecc.), можно обратиться к: Russell, 1958; Reinhard — Armengaud, 1961; Durand, 1977; Biraben, 1979; синтез у McEvedy — Jones, 1978. Для нас особенно полезной оказалась книга Livi Bacci, 1987.

Отрывок из Григория Турского взят из: Historia Francorum , VII, 45. Прокопий — De bello gothico , II, 20.

О покаянных книгах см.: Vogel, 1969. О том, чем эти тексты могут быть полезны при изучении истории питания: Muzzarelli, 1982; Bonnassie, 1989.

Отрывок из Павла Диакона в: Historia Langobardorum , II, 4.

 

Варвары и римляне

 

По поводу рассматриваемых здесь тем см.: Duby, 1973, р. 22–32; Montanari, 1988, р. 13–22.

О питании римлян см. основополагающий труд: André, 1981.

О важности (хотя не первостепенной, а отнесенной в культуре на второй план) использования невозделанных земель в римскую эпоху см.: Giardina, 1981; Traina, 1986.

Об образе охоты в греческом мире см.: Longo, 1989; о римской охоте и ее по преимуществу «экзотическом» характере основополагающей остается работа: Aymard, 1951.

Строки Овидия — Метаморфозы , XIII, 652–654. Плутарх — Жизнеописание Алкивиада , 15.

О центральной роли овцеводства в римской экономике см.: Gabba — Pasquinucci, 1979.

О раздаче императорами пищи римскому народу см.: Mazzarino, 1951, р. 217 ss.; Corbier, 1989, p. 121.

Отрывок из Цезаря — De bello gallico , VI, 22. Из Тацита — Germania , XXIII. Прокопий о лапландцах: De bello gothico , II, 15; о маврах: De bello vandalico , IV, 2. Из Иордана я использовал: Getica , LI, 267 (о малых готах); XXIV, 122–123 (о гуннах); III, 21 (о лапландцах ср. Павел Диакон, Historia Langobardorum , I, 5).

Выражение «растение цивилизации» см.: Braudel, 1979, р. 83.

Об истории свиньи Мак Дато (Scéla Mucce Meic Dathó) см.: Sayers, 1990, p. 93, а также Grottanelli, 1981, p. 137–138.

Цитата из Гесиода — Труды и дни , 106 и сл. О Демокрите и Дикеархе см.: Longo, 1989, р. 13–17. О Платоне: Vattuone, 1985, р. 188 (относительно Законов , VI, 782 bc.). Вергилий — см.: Георгики , II, 815–821. Варрон — De re rustica , II, 11. Утверждение Пифагора передано Диогеном Лаэртским в Жизни философов , VIII, I, 35. Миф о золотом веке см.: Le Goff, 1988, p. 227 ss. О вегетарианских философиях Античности: Haussleiter, 1935; о пищевых табу на мясо: Simoons, 1981.

 

Мясо для сильных

 

Кроме Montanari, 1988, р. 15–16 см.: Id., 1979, passim; об установлении после V в. новых отношений, как культурных, так и производственных, между человеком и природой: отношений, которые позволяют широко использовать невозделанные земли.

Отрывок из Плутарха — Жизнеописание Кориолана , 3.

Отрывок из Цельса — De medicina , II, 18.

По поводу трактата Анфима (De observatione ciborum epistula ad Theudericum regem Francorum ) cm.: Montanari, 1988, p. 207–208. Там же (p. 24–25, 47) об имеющейся в культурах связи между потреблением мяса и идеологией насилия, Распоряжение Лотаря (Concilium et capitulare de clericorum percussoribus, a. 814–827) в Capitularia regum francorum , I, n. 176 (Monumenta Germaniae Historica, Leges, I).

 

Хлеб (и вино) для Бога

 

О пищевых символах христианского культа, утвердившихся не без противодействий и альтернатив между I и II вв. см.: Vogel, 1976. О правилах питания у евреев прежде всего: Soler, 1973.

О «продвижении образа» символической христианской еды снова отсылаю к: Montanari, 1988, р. 14–15.

Восхваление Амвросия — в Исповеди Августина, V, 13.

Проповедь Августина: Patrologia Latina , 46, col. 835; там же, 52 (LXVII) проповедь Петра Христолога, из которой заимствована следующая цитата.

По поводу распространения виноделия в Северной Европе следует иметь в виду, что в VIII–IX вв. вроде бы имело место некоторое потепление климата: см.: Duby, 1973, р. 11–12, и особенно: Le Roy Ladurie, 1982, p. 287 ss. Но этого недостаточно, чтобы объяснить явления, носящие скорее культурный и «человеческий» характер.

Vita Remigi Хинкмара приведена в Monumenta Germaniae Historica, Scriptores Rerum Merovingicarum , III (cap. 19, p. 311 — цитированный эпизод). Ссылка на Библию — I Книга Царей (III Книга Царств), 17:16.

В том же издании находится и Vita Carileffi , из которой цитируется гл. 7.

Из Vita Columbani Ионы использованы главы в следующем порядке: 27, 16, 17.

О решениях Ахенского собора см.: Monumenta Germaniae Historica, Concilio , II, p. 401.

Эпизод с монахами Фульды взят из биографии Рабана Мавра: Rabani Mauri Vita altera , в Patrologia Latina , 107, col. 73.

Отказ сына Генриха II пить вино передает Уолтер Мэп в De nugis curialium , V, 2; там же, IV, 15 — стол Илиспона.

О достоинствах аббата Уго см.: Gilo, Vita Hugonis , I, 5 (ed. E. H. J. Cowdrey, Memorials of Abbot Hugh of Cluny в Studi Gregoriani, XI, 1978, p. 17–175).

 

Обжорство и посты

 

О «мере» и «чрезмерности» как ценностях культуры см.: Montanari, 1989, p. XIV–XVIII.

Биография Александра Севера, составленная Элием Лампридием, содержится в: Storia Augusta ; я цитирую гл. XXXVII.

Из Ксенофонта цитируется Управление домом , VII, 6. Светоний — см.: Жизнеописание цезарей , III, 42.

Об ономастике, заимствованной из животного мира, см.: Fumagalli, 1976, р. 6–7.

Об образе «великого едока» в культуре см.: Montanari, 1979, р. 457–464.

Эпизод с Адельгизом взят из Cronaca di Novalesa , III, 21 (a cura di G.C. Alessio, Torino, 1982, p. 169–171).

Фраза Аристофана — из комедии Ахарняне .

О воздержанности Оддона см.: Vita Odonis в Patrologia Latina , 133, col. 51. Эпизод с герцогом Сполето рассказан Лиутпрандом Кремонским в: Antapodosis (Liutprandi Opera , ed. J. Becker, Hannover-Leipzig, 1915, p. 18). Оценка Никифора Фоки и Оттона Великого в: Relatio de legatione constantinopolitana (там же, p. 196–197).

О синоде 1059 г. см.: Monumenta Germaniae Historica, Concilio aevi karolini , II, p. 401. См. также: Rouche, 1984, p. 278–279.

О монастырском питании см.: Montanari, 1988, p. 63 ss. (там же, р. 20–21 — о большей строгости правил на Севере, чем в средиземноморском регионе).

Об утопии (крестьянской ли?) страны Кукканья см. далее: «Изобилие бедняков».

Подсчеты рационов питания — в Rouche, 1973, 1984.

Цитирую по Moulin, 1978, р. 104.

Сведения об отношении к питанию Карла Великого приведены у Эйнхарда, Vita Karoli Magni , cap. 22, 24 (ed. G. H. Pertz, Hannover 1863).

 

«Terra et silva»

 

О чрезвычайно разнообразном характере окружающей среды и способов производства с VI по X в. см.: Montanari, 1979; Id., 1984, p. 5 ss.; о многообразном понятии «недорода»: Montanari, 1988, р. 36–37.

Два отрывка из Григория Турского взяты из Historia Francorum , X, 30; III, 37. Андреа из Бергамо см.: Historia в Monumenta Germaniae Historica, Scriptores rerum italicarum et germanicarum saecc. VI–XI , p. 229. Annales Fuldenses опять же в Monumenta Germaniae Historica, Scriptores , I, p. 387.

Опись, на которую я ссылаюсь, приведена в Breve de curte Milliarina (Мильярина в Эмилии, собственность монастыря Св. Джулии в Брешии), в книге Inventari altomedievali di terre, coloni e redditi . Roma, 1979, p. 203–204. Датировка описи VIII веком (a не X, как это считалось ранее) является результатом недавних исследований Б. Карбони.

Щуку Сидоний Аполлинарий воспевает в Carmina , 24 (Monumenta Germaniae Historica, Auctores Antiquissimi , VIII). Форели Григория Турского — в Liber in gloria martyrum , 75 (Monumenta Germaniae Historica, Scriptores Rerum Merovingicarum , I, p. 539). Шире об этом предмете см.: Montanari, 1979, p. 293–295. О рыбе важно посмотреть также: Zug Tucci, 1985.

 

Цвет хлеба

 

Сведения о кризисе пшеницы и подъеме второстепенных злаков (в первую очередь ржи) см. в: Montanari, 1979, р. 109 ss.

Плиний говорит о ржи в Естественной истории , XVIII, 40.

Об урожаях зерновых см.: Montanari, 1984, р. 55 ss.

О типологии хлеба и его цвете см.: Id., 1990, р. 309–317 (р. 304 ss. — важность каши из второстепенных зерновых). См. также: Bautier, 1984 (р. 37 — противоречивые оценки ржаного хлеба). О епископе Лангра пишет Григорий Турский, Vitae Patrum , VII, 2 (Monumenta Germaniae Historica, Scriptores Rerum Merovingicarum , I, 2, p. 237). Об особой важности полеводства для Южной Италии и о приверженности этого региона к римской модели см.: Montanari, 1988, р. 124 ss.

Определение Рабана Мавра в De universo , 22, 1 (Patrologia Latina , 111, col. 590).

О значении засолки для хранения мяса и рыбы см.: Montanari, 1988, р. 184–186. Определение соли Исидором в Etymologiae , XVI, 2 (заимствовано из Плиния — Естественной истории , XXXI, 9).

 

Использовать природу

 

О сирийском отшельнике (Vitae Patrum , IV, IX в Patrologia Latina , 73, col. 822) и его культурных импликациях см.: Montanari, 1990, р. 281 ss.

О лесе как «пустыне» для западных аскетов см.: Le Goff, 1983.

О «подвижности» границы между домашним и диким см.: Montanari, 1990, р. 297 ss. (и André, 1981, р. 49, аналогичное наблюдение относительно римской эпохи). О «культуре огорода» см.: Montanari, 1979, р. 309–371. Там же, р. 271, о лесном быке и домашнем олене; р. 49, сочетание «болото — садок». О сходстве свиней и диких кабанов: Baruzzi — Montanari, 1981.

Хильдегарда из Бингена цитируется по Subtiliatum diversarum naturarum creaturarum libri novem , I, Praefatio (Patrologia Latina , 197, coll. 1126–1127).

Стычка Брунхильды и Менелея в Vita MeneleiMonumenta Germaniae Historica, Scriptores rerum merovingicarum , V, p. 150–151). Там же, III, Vita Leonardi , см. главу 8. Там же отрывок из Vita Iohannis abbatis Reomaensis Ионы. О разном отношении к миру природы монастырской культуры и культуры знати см.: Montanari, 1988а, в особенности р. 67–68.

О стычках сельских общин с сеньориальной властью (вначале чаще всего монастырской) за владение лесами и соответствующими правами пользования ими см.: Fumagalli, 1978, р. 87–88; Montanari, 1979, р. 90–93. Об экстенсивном характере «средневекового» земледелия (но оно оставалось таким вплоть до XVIII в.) см. ниже, «Вынужденный выбор».

 

ПЕРЕЛОМ

 

 

Вынужденный выбор

 

О двух инвентарных описях Боббио в IX в. см.: Montanari, 1979, р. 469 (со ссылкой на Fumagalli, 1966).

То, что я назвал «афоризмом Броделя» — Braudel, 1979, р. 81.

Об урожайности зерновых см: Montanari, 1984, р. 55–85, и другие работы, которые там цитируются.

О «вынужденном выборе», т. е. о средневековой колонизации, см.: Fumagalli, 1970, р. 328; 1976, р. 5; Montanari, 1979, р. 471–472; о различии между плодородным и неплодородным лесом: Montanari, 1984, р. 32 ss., 156 ss., об экстенсивном характере средневекового земледелия (и о порочном круге, выйти из которого позволит лишь включение в севооборот кормовых культур на рубеже XVIII и XIX вв.): Slicher van Bath, 1962, p. 332 ss.

О посадках плодовых каштанов, особенно начиная с XI–XII вв., см.: Toubert, 1973, I, р. 191–192; работа более общего характера — Cherubini, 1984, р. 147–171.

Выстраивая хронологию голодовок в Европе между 750 и 1100 гг., я опираюсь на Bonnassie, 1989, р. 1043–1044. Перечень голодовок во Франции, составленный в XVIII в., приведен в: Braudel, 1979, р. 46.

Отрывок из Рауля Глабера — в Historiae , IV, 10 (последнее издание, под ред. M. Prou, 1886 г.). Другие сведения о голодовках см.: Le Goff, 1965; там же о распространении эрготизма в Европе в XI в.

 

Позиция силы

 

О событиях, которые привели к тому, что крестьянские общины лишились прав на пользование необработанными землями и эти права перешли к власть имущим, см.: Montanari, 1984, р. 159 ss. См. также: Zug Tucci, 1983.

О насилиях, творимых сеньорами в XI в.: Fumagalli, 1978, р. 243–249.

Цитата из Ph. Jones, 1980, p. 214.

О том, как субстантивизировался термин «общинный», «общий» (comune), см.: Montanari 1988b, p. 122.

О восстании в Нормандии в X в. см.: Hilton, 1973 (там же о восстаниях 1381 и 1525 гг.).

«Правило», составленное Абеляром для Элоизы, содержится в Письме VIII.

Bataille de Caresme et de Charnage (строки 38 ss. об отвращении, какое питают бедняки к Великому посту) — издание G. Lozinski, Paris, 1933. Об общественно-экономических условиях, в которых возник этот текст, см.: Chevalier, 1982, р. 194–195.

 

Хлеб наш насущный…

 

Определение Исидора Севильского в Etymologiae , XX, II, 15.

О навязчивой идее хлеба как в экономическом, так и в культур ном плане см.: Montanari, 1984, р. 157, 201 ss.

Сведения о голоде 843 г. см. в: Annales Bertiniani (Monumenta Germaniae Historica, Scriptores , I, p. 439). О голоде 1099 г. в Швабии и размышления по поводу «рациональных ответов» на кризис см.: Bonnassie, 1989, р. 1045. Рассказ Рауля Глабера (голод 1032–1033) — в Historiae , IV, 12.

О трактатах по агрономии, появившихся в мусульманской Испании, см.: Bolens, 1980 (цитаты р. 470–471).

Отрывок о голоде 779 г. взят из Vita Benedicti Anianensis , см. также: Montanari, 1979, p. 433. Там же, р. 438, примечание 48, о голоде в Бельгии в 1095 г.

О социально-экономическом значении «обращения к фуражу» см:. Montanari, 1984, р. 163.

Цитата из Бонвезино далла Рива в De magnalibus Mediolani , IV, 14; издание на итальянском языке под ред. М. Corti, Milano, 1974, p. 98.

О потреблении белого хлеба в деревнях Тосканы см.: Pinto, 1982, р. 129 ss. О преобладании производства (но не всегда потребления) фуражного зерна в Южной Италии см.: Montanari, 1988, р. 124.

Цитируемое стихотворение Гильома Аквитанского называется «Рыжий кот».

Умберто ди Романс см.: Sermo XXX ad conversos , в Maxima bibliotheca veterum patrum , XXV, Lyon 1677, p. 470.

Джованни Серкамби см.: Novelle , CLII (под ред. G. Sinicropi, Bari, 1972, II, p. 733).

 

Чревоугодие города

 

Отрывок из Кассиодора — в Variae , VII, 29 под ред. A. J. Fridh в Corpus Christianorum Series latina , XCVI, Turnholti, 1973).

О позднеримской организации снабжения продовольствием см. главным образом: Ruggini, 1961.

О процессе возврата к деревенской жизни, который в зрелое Средневековье охватывал все сферы общественной жизни (экономику, культуру, институты), см.: Fumagalli, 1976.

Тезис о том, что деревня смогла «высвободить» энергию, когда не стало угнетающей связи с городом и муниципальными организациями, и это послужило основной предпосылкой нового расцвета рыночных отношений (сначала в деревнях, затем и в городах) в X–XI вв. поддерживает Bois, 1989.

О продовольственной политике средневековых городов см.: Montanari, 1988b, p. 113 ss. (об аналогичном содержании «публичных» установлений и «частных» договоров: Montanari, 1984, р. 163). См. также: Реуег, 1950; Pinto, 1978, р. 107 ss.

Thesaurus rusticorum Паганино Бонафеде издан в сборнике Rimatori bolognesi del Trecento , под ред. L. Frati, Bologna, 1915 (цитируются строки 169–170, p. 108).

Английские трактаты по агрономии XIII–XIV вв. опубликованы в: D. Oschinsky, Walter of Henley and other Treatises on Estate Management and Accounting , Oxford, 1971.

О различных типах муки, упомянутых в болонских уложениях, см.: Statuti di Bologna dell’anno 1288 , под ред. G. Fasoli e P. Sella, I, Città del Vaticano, 1937, p. 123.

О сугубо городской «маркировке» потребления пшеницы, нового status-symbol’a, к которому стремятся все общественные слои, несмотря на отмеченные исключения, см.: De La Roncière, 1982, p. 430–431 и по всей книге.

 

Есть много, есть хорошо

 

Отрывок из Бонавентуры, содержащийся в Quod renunciationem , см.: Mollat, 1978, p. 151 (там же, р. 180, ссылка на Матфея Парижского).

Относительно Риккобальдо из Феррары (Rerum Italicarum Scriptores , IX, p. 128) см.: Montanari, 1984, p. 166.

О «Хельмбрехте» Вернера Садовника см.: Martellotti, 1984.

«Песнь о Гийоме» см.: J. Frappier, Les chansons de geste du cycle de Guillaume d’Orange , Paris, 1955–1965, I, p. 126–127.

В книге под редакцией A. Martellotti и E. Durante Libro di buone vivande. La cucina tedesca dell’età cortese , Fasano, 1991; на с. 20 находится замечание, приведенное в нашем тексте (там же, с. 21–22, цитаты из Кретьена де Труа, о котором см. также: Le Goff, 1982).

Об изобретении «хороших манер» основной источник по-прежнему Elias, 1969.

О гастрономической «инициации» Тиранта Белого см.: Crous, 1990, Tudela — Castells, 1990.

 

Гастрономия и голод

 

De contemptu mundi Иннокентия III можно прочесть в Patrologia Latina , 217 (цитируемые отрывки в coll. 723–724).

О распространении пряностей еще до 1000 г. см.: Laurioux, 1983; 1989 (там, на с. 206, цитата из Жуанвиля).

О свежести потребляемых мяса и рыбы и об ошибочной интерпретации применения специй см.: Flandrin — Redon, 1981, p. 402; Rebora, 1987, p. 1520 ss.

О средневековой гастрономии вообще см.: Henisch, 1976; Laurioux, 1989а.

О Ordinacions Педро III Арагонского (к которому мы еще вернемся) отсылаю к Montanari, 1990а («комнатные» пряности упоминаются в книге II, гл. 2).

О связи фармакологии и гастрономии см.: Plouvier, 1988.

Цитата из Rebora, 1987, р. 1523, там же, р. 1441, 1147 и далее, о различиях между «буржуазными» и «куртуазными» кулинарными книгами.

О том, как Бернард укорял клюнийских монахов, о «Статутах» Петра Достопочтенного и «Уставе» Ульриха см.: Montanari, 1988, р. 90.

Le Goff, 1977 — мечта о сказочном Востоке.

Цитаты из новелл: G. Sercambi, Novelle , CVIIII (I, p. 480), об использовании рецептариев профессиональными поварами; там же, LXXV (р. 330), об обычае горожан прибегать к «поварням»; G. Sermini, Le novelle , XXIX (под ред. G. Vettori, Roma, 1968, p. 494) — рассказ о Меоччо.

Отрывок из Салимбене Пармского см. в: Cronica , ed. G. Scalia, Bari, 1966, I, p. 322.

Сравнительный анализ рецептов «бланманже» в европейских кулинарных книгах см.: Flandrin, 1984, р. 77–78; р. 81 — следующая цитата.

О том, как связана доступность печей в городах и центральное место пирогов в гастрономии, см.: Rebora, 1987, р. 1513–1518. (p. 1518–1519 — о связи между «высокой» и «народной» кухнями).

О пирогах, которые пекли во время голода 1246 г., см.: Chronicon Parmense , в Rerum Italicarum Scriptores , IX, p. 772.

 

КАЖДОМУ СВОЕ

 

 

Возвращение голода

 

О «возвращении голода» говорит Le Goff, 1965, p. 305.

О европейских голодовках XIV в. см.: Mollat, 1978, р. 182–185. В частности, о голодовках в Италии см.: Pinto, 1978. О данных из хроник см. также: Montanari, 1984, р. 202, 206–207.

О противоречивой связи между питанием и болезнями см.: Livi Bacci, 1987. Biraben, 1975, p. 147 — приведенная цитата. Наблюдение относительно Нидерландов — в Slicher van Bath, 1962, p. 123. Что до влияния чумы на демографию, Helleiner, 1967, р. 12, все еще считает достоверной общую оценку в 25 %, которую более ста лет назад предложил J. F. Hecher. Однако для некоторых регионов имеются и более высокие оценки, до 50–60 % и выше.

 

Плотоядная Европа?

 

Отрывок из Маттео Виллани: Historia , I, 5 (Croniche storiche di Giovanni, Matteo e Filippo Villani , Milano, 1848).

Отрывок из Джованни де Муссиса — в Chronicon Placentinum (Rerum Italicarum Scriptores , XVI, p. 581–582). Он комментируется также в Rebora, 1987, p. 1502–1504.

Braudel, 1979, p. 168 ss. — о «плотоядной Европе» (оттуда взяты некоторые из приведенных примеров). Abel, 1937 (и 1935) — о гипотезах по поводу эволюции потребления мяса, с опорой на предшествующие исследования, в частности G. Schmoller. Mandrou, 1961, p. 967, — оценка этих гипотез.

О прочих данных, использованных нами, см.: Dyer, 1986; Wyczanski — Dembinska, 1986; Van der Wee, 1963; Neveux, 1973; Slicher van Bath, 1962, p. 116 и по всей книге; Stouff, 1969 и 1970; Aymard — Bresc, 1975; Giuffrida, 1975; Chevalier, 1958; Fiumi, 1959 и 1972; Le Roy Ladurie, 1966. Некоторые общие сведения см.: Bennassar— Goy, 1975.

В отношении потребления баранины во второй половине XIV в. как некоей «моды», идущей вразрез с традиционными обыкновениями (в первую очередь это, конечно, касается потребления свинины), очень показателен случай Флоренции, рассмотренный в De La Roncière, 1982, p. 707 passim. Ср.: Redon, 1984, p. 123. Археологические источники тоже подтверждают эти данные, см.: Tozzi, 1981; Beck Bossard, 1984, p. 25 (там, на с. 20, — о деревенской привязке потребления свинины). Данные о Форе приведены в: Alexandre Bidon — Beck Bossard, 1984, p. 69. Об интенсивном развитии овцеводства (в частности, отгонного), главным образом в связи с увеличением производства шерсти, см.: Slicher van Bath, 1962, p. 200–201; 232–236; Wickham, 1985.

Ссылка на Сермини — см.: Novelle , XII (цит. изд., р. 284).

О предубеждении врачей против мяса «заточенных» животных см.: Nada Patrone, 1981, p. 381–382.

О событиях 1465 и 1494 гг. см.: Montanari, 1984, р. 183.

 

Постная еда

 

О воздержании от мяса как лейтмотиве христианской культуры (особенно монастырской) и о сложной мотивации этого обычая см.: Montanari, 1988, р. 64 ss.

О том, как рыба медленно и непросто становилась основной, а в конце концов практически для всех очевидной заменой мясу, см. прежде всего: Zug Tucci, p. 293–322; p. 303–305, 310–312, 316 — ссылки на Беду Достопочтенного, на «Книгу Страшного Суда», на Титмара Мерсебургского, на капитулярий Карла Великого, на Фому из Кантемпре, на Альберта Великого, на «Житие» Фомы Аквинского, на Джованни Микиеля.

О «противоречиях» между Карнавалом и Постом см.: Chevalier, 1982; Grinberg — Kinser, 1983.

Сведения о флорентийских торговцах мясом и рыбой из Redon, 1984, р. 121.

Текст Пьера Абеляра см. выше, «Позиция силы».

Об изобретении Вилельма Бейкельсзона см.: Braudel, 1979, р. 190; 190–194 — данные о ловле сельди, а потом трески. О торговле соленой и вяленой осетриной см.: Messedaglia, 1941–1942; Rebora, 1987, p. 1507–1510. О ловле лосося — Halard, 1983.

 

Вопрос качества

 

О венецианском декрете 1562 г. см.: Paccagnuella, 1983, р. 44–46.

Текст Гиппократа — Режим , III, 67–73. См.: Montanari, 1989, р. 29–36.

О каролингских капитуляриях, тексте Алкуина и «Житии» Аппиана см.: Montanari, 1979, р. 457–458, 468. О Салимбене Пармском см.: Cronica , р. 409. Об Ordinacions Педро III Арагонского (IV/8, соответствие количества еды социальному положению; 1/3, 1/6, II/13, III/18–20, IV/29 — распоряжения насчет бедняков) вновь отсылаю к: Montanari, 1990а. Новеллу Сабадино дельи Ариенти см.: Le Porretane , под ред. G. Gambarin, Bari, 1914, p. 227–230; о Петре Крещенции см.: Trattato della agricoltura, traslato nella favella fiorentina, rivisto dallo’Nferigno accademico della Crusca , Bologna, 1784, I, p. 180; о рассуждениях Альбини см.: Nada Patrone, 1981а; о смерти Бертольдо рассказал Дж. Ч. Кроче в Le sottilissime astuzie di Bertoldo (под ред. P. Camporesi, Torino, 1978, p. 74). См. также: Montanari, 1991, p. IX–XII.

О «социальных» различиях у М. Савонаролы см.: Libreto de tutte le cosse che se magnano, un’opera dietetica del sec. XV , под ред. J. Nystedt, Stockholm, 1988, p. 14 (где редактор приписывает автору очень «реалистическое» «социальное сознание». Как следует из текста, мы судим об этом по-иному).

О четырех брошюрах Сильвиуса см.: Dupèbe, 1982 (цитата со с. 52).

Трактаты о знатности см.: Maravall, 1984, р. 61–64; Jouanna, 1977, р. 21–30.

О детском питании см.: Fontaine, 1982; Lazard, 1982, а также Alexandre Bidon — Closson, 1985.

Разоблаченный виллан Дж. Чирелли издан под редакцией G. L. Massetti в Rivista di storia dell’agricoltura , 1967, 1; цитата из главы VI.

Относительно научных теорий о естественном порядке мира и о параллелизме между «природным» сообществом и обществом людей я придерживаюсь Grieco, 1987, р. 159 ss. Цитаты из Петра Крещенция и Корниоло дела Корниа об «усвоении» растениями питательных веществ взяты соответственно из Trattato della agricoltura , I, p. 50, и La divina villa (под ред. L. Bonelli Conenna, Siena, 1982, p. 47).

Врач XVI в., упомянутый в тексте, — Касторе Дуранте да Гуальдо, автор труда «Сокровище здоровья», опубликованного в 1565 г. на латинском языке, а в 1586 г. — на итальянском; последнее издание под редакцией E. Camillo, Milano, 1982 (цитата со с. 136).

Цитата из Andreolli, 1988, р. 64. Отрывок из Маттео Банделло в Novelle , II, XVII (под ред. G. Brognoligo, Bari, 1931, III, p. 2).

«Заметки» О. Ландо опубликованы в Венеции в 1548 г. Цитата по: Faccioli, 1987, р. 279.

Относительно фруктов как «господского лакомства» отсылаю к Grieco, 1987, р. 176 ss.

 

Стол, на который смотрят

 

О болонском банкете 1487 г. К. Гирардаччи рассказал в Нistoria di Bologna(Rerum Italicarum Scriptores , XXXIII, I, p. 235–241). См.: Montanari, 1989, p. 483–488.

 

Изобилие бедняков

 

Об утопии Кукканьи см.: Graf, 1892; Cocchiara, 1956, p. 159–187; Cioranescu, 1971; Camporesi, 1978, p. 77–125 (цитата с. 115); из последних работ см.: Fortunati — Zucchini, 1989 (особенно ценен вклад Richter).

Фаблио о Кокани — E. Barbazan — D. M. Meon. Fabliaux et contes des poètes français des Xle-XVe siècles, tirés des meilleurs auteurs , Paris, 1808, IV, 175.

О Рождестве в Неаполе см.: И. В. Гете, Путешествие в Италию .

 

ЕВРОПА И МИР

 

 

Чудесная страна за морем

 

Поэма Capitolo qual narra l’essere di un mondo novo nel Mar Oceano опубликована в: Camporesi, 1976, p. 309–311.

«Описание некоторых вещей Новой Испании» можно прочесть в G. В. Ramusio, Navigazioni e viaggi , VI, под ред. M. Milanesi, Torino, 1988, p. 353–355 (см.: Montanari, 1991, p. 85–86).

 

Новые действующие лица

 

Данные по приросту населения в Европе см.: Livi Bacci, 1987, p. 12 (со ссылкой на Biraben, 1979). По данным о Кастилии опираюсь на: Slicher van Bath, 1962, p. 275, 280 ss., общая картина процесса аграрной колонизации в XVI в.

Перечень недородов во Франции см.: Braudel, 1979, р. 46.

О брошюрах Сильвиуса см. выше (примечание к главе «Вопрос качества»).

Относительно трактатов «о недороде» см.: Camporesi, 1983, р. 45–47; 1980.

О распространении гречихи в Европе см.: Slicher van Bath, 1962, p. 366–367.

О «первом» внедрении кукурузы в Европу см.: Hémardinquer, 1973; Slicher van Bath, 1962, p. 250; Braudel, 1979, p. 135–137. В особенности для Франции см.: Hémardinquer, 1963; для Италии, кроме классической и до сих пор непревзойденной работы Messedaglia, 1927, можно ознакомиться с Coppola, 1979; для Балканского полуострова — Stoianovich, 1970.

О времени и способах распространения картофеля в Европе, кроме классической работы Salaman, 1985, см.: Slicher van Bath, 1962, p. 368 ss.; Braudel, 1979, p. 140–141.

 

Хлеб и мясо

 

Тексты 1550 и 1560 гг. из: Braudel, 1979, р. 171 (р. 172 — статистические данные о мясниках в Монпеза).

Об исследованиях Абеля см. выше, «Плотоядная Европа?».

Исследование окрестностей Женевы см.: Piuz, 1970, в особенности р. 143, о потреблении мяса; р. 130, 140–141, о потреблении хлеба. Там же ссылка на Goubert, 1966.

Относительно данных по Италии XIV–XV вв. см.: Mazzi, 1980, р. 84–85. Данные по другим европейским странам см.: Neveux, 1973.

О потреблении в Париже в XVIII в. см.: Braudel, 1979, р. 107.

О питании рабочих Ниверне см.: Thuillier, 1970, р. 156.

Данные о потреблении хлеба в Женеве см.: Piuz, 1970, р. 138–139; р. 140 — цитата из J. G. des Bergeries, Gouvernement de la santé ; p. 136 — упоминание о крестьянине Ломбарде. События в Неаполе в 1585 г. см.: Braudel, 1979, р. 117.

Bloch, 1970, р. 233 — о монополии сеньоров.

 

Буржуазная жестокость

 

Kaplan, 1976 — об образе короля-пекаря. См. также: Tannahill, 1973, р. 316.

Braudel, 1979, р. 47 — рассуждения о «буржуазной жестокости» и о мерах против бедняков (там же примеры Труа и Дижона). О случае в Женеве см.: Piuz, 1970, р. 134–135.

Болонский эпизод 1590 г. рассказан в хронике тех времен Pompeo Vizani (I due ultimi libri delle historie della sua patria , Bologna, 1608, p. 138–139).

О росте пауперизма и о новых, более тяжелых формах нищеты в XVI–XVII вв. см.: Geremek, 1980 и 1986.

 

Две Европы

 

Беседа Мартина Лютера — Мартин Лютер, Застольные речи .

Отрывок из Тацита — О происхождении германцев , XXIII.

О топосе немца-выпивохи и примеры, приведенные в тексте, см.: Messedaglia, 1974, I, р. 37–38; см. также: Braudel, 1979, р. 208.

Текст Ф. Реди цитируется по: Camporesi, 1990, р. 147.

Наблюдения Монтеня — в его «Путешествиях по Италии».

Относительно солдатских рационов отсылаю к Morineau, 1970, в особенности р. 110, 118–119; 111 — цитата из P. Boussingault.

О связи между демографической кривой и ценами на пшеницу в Англии и Франции см.: Livi Bacci, 1987, p. 82.

Краткий обзор Джакомо Кастельветро (опубликованный в Лондоне в 1614 г.) издан в Gastronomia del Rinascimento , под ред. L. Firpo, Torino, 1973, p. 131–176 (p. 32–38 — комментарий редактора).

О «послании» Феличи (адресованном в 1569 г. Улиссе Альдрованди) см.: его же Scritti Naturalistici , I, под ред. G. Arbizzoni, Urbino, 1986; Archidipno Массонио опубликован в 1627 г. в Венеции.

Эпизод с флорентийским инквизитором — Camporesi, 1983, р. 192–193 (он же цитирует: Impert, 1930, р. 254–255).

О влиянии Реформации на рыболовство в Европе см.: Micheli, 1978, р. 206–207.

О более широком потреблении пива в XVII в. см.: Braudel, 1979, р. 212.

О разрешении применять oleum lardinum см. рассказ Уолтера Мэпа в De nugis curialium , XXIV (Svaghi di corte , p. 122–124).

Рассуждения о применении жиров в разных национальных кухнях Европы происходят в основном из Flandrin, 1983. Там же, примечание 108, о разрешениях на сливочное масло (о том же Hémardinquer, 1970, р. 260). См. также: Flandrin, 1984 (цитата р. 77). О кардинале Арагонском: Braudel, 1979, р. 187.

 

Мутация вкуса

 

Основной источник теоретических выкладок и соответствующих документальных подтверждений — очерк Flandrin, 1983.

О «постных» соусах, употребляемых до XVI в., см. также: Flandrin— Redon, 1981, p. 401 ss.; Laurioux, 1989a, p. 35 ss.

О различном употреблении пряностей в национальных кухнях Европы в зависимости от того, насколько они сохраняют в том или ином регионе изначально присущий им ореол роскоши, см.: Braudel, 1979, р. 197. Это явление наблюдается и в более частном масштабе: Laurioux, 1989, р. 200 ss.

Там же, р. 208, о росте применения сахара в кулинарии в XV в. Об этом явлении в Германии, зафиксированном в Buoch von guoter spise , см.: Libro di buone vivande. La cucina tedesca dell’età cortese , p. 56.

Цитата из Бартоломео Сакки по прозванию Платина — De honesta voluptate et valetudine , CLXXVIII (итальянское издание под ред. E. Faccioli, Il piacere onesto e la buona salute , Torino, 1985, p. 141).

Цитата из Ортелия (Theatrum orbis ) — Braudel, 1979, p. 200.

Об истории сахара (и рабства на колониальных плантациях) см.: Mintz, 1985; Meyer, 1989; кроме того, материалы конференции La сапа de azúcar en tiempos de los grandes descubrimientos , 1450–1550, Motril, 1989.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.