1. Методики использования фигурных таблиц (рис.1)
Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированности произвольного внимания.
Методика использования фигурных таблиц для диагностики умственной работоспособности и внимания у детей 6 – 7- летнего возраста была предложена НИИ физиологии детей и подростков.
Инструкция ребёнку: ему надо посмотреть внимательно на фигурки и отыскать среди них три: флажок, треугольник и кружок. В треугольнике нужно ставить черточку (-), в кружочке – крестик (+), в флажке – точку (.).
Следует спросить ребенка, как он понял задание. Дается сигнал к началу работы. Через 2 минуты таблицы собираются.
Второй вариант задания может быть таким: посмотреть внимательно на фигурки, отыскать квадрат, круг и треугольник; в квадрате надо поставить крестик (+), в треугольнике – точку (.), в круге – минус (-).
Третий вариант задания. Посмотреть внимательно на фигурки, отыскать флажок, звездочку и квадрат. В звездочке надо поставить точку (.), в квадрате минус (-), в флажке – крестик (+).
Оценка выполнения задания проводится по количеству просмотренных фигур и количеству допущенных ошибок.
Например, ребенок просмотрел 60 знаков и сделал 7 ошибок. В пересчете на 100 знаков это составляет 11,6.
2. "Найди отличия" (рис. 2, рис.3)
Эта методика позволяет определить уровень внимания.
Задание ребёнку: необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков 10. Следовательно, ребёнок максимально может набрать за этот субтест 10 баллов. Время на выполнение этого задания – 2 минуты.
Оценка результатов:
9-10 баллов – высокий уровень;
7-8 баллов – выше среднего;
5-6 баллов – средний уровень;
3-4 балла – ниже среднего;
0-2 балла – низкий уровень.
3. "Переплетённые линии" (рис. 4)
Определение устойчивости внимания.
Предложите ребёнку рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.
Задание: попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от её начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребёнок вслух называет номер линии слева, и затем номер этой линии справа.
Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.
4. "Кольца" (рис. 5)
Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.
Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам в букваре).
Для оценки устойчивости внимания ребёнка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).
За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится всё меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.
5. "Корректурная проба" (рис.6, рис.7)
Выявление скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости.
Ребёнку предлагается таблица с любыми знаками – буквами, фигурами, цифрами. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребёнок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания, и количество ошибок.
В корректурной матрице с фигурами ребёнок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат – поперечной чертой, круг – вертикальной, а звездочку – крестиком. Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты.
Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребёнка. С этой целью через каждые 30 секунд взрослый делает отметки цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребёнка). Далее подсчитывается число просмотренных знаков за каждые 30 секунд и составляется график продуктивности (по вертикальной оси откладывается число просмотренных знаков за каждые 30 секунд, а по горизонтали – затраченное на работу время – 30-секундными отрезками). Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале – это нормальная кривая работоспособности, с выраженным устойчивым периодом "врабатывания".
Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или понижения в конце работы – это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания. В этом случае целесообразно обратиться к специалисту.
6. "Цифровая таблица" (рис. 8)
Определение объёма внимания, скорости его распределения и переключения (используется при владении счетом).
Покажите ребёнку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребёнок все эти цифры.
Задайте ему инструкцию: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25".
Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок.
Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5 – 2 минуты почти без ошибок.
7. "С – тест" (рис. 9)
Определение скорости распределения и переключения внимания.
Ребёнку даётся бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами – эталонами. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним – двумя штрихами дополнить их до полных, целостных фигур.
Проведите сначала небольшую тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, понял ли ребёнок, что нужно делать. Затем дайте команду "начали!" и включите секундомер (часы).
Оцениваются число правильно выполненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.
Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок (пропусков).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 359.